Расходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………................3
1.Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав……………...5
2.Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………….11
3.Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации……31
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

государственные и муниципальные финансы.docx

— 125.99 Кб (Скачать файл)

Федеральные целевые программы (без национальных проектов)  
В 2008 году из федерального бюджета финансируется 47 ФЦП. В приведенной ниже таблице они распределены по основным направлениям. Наибольший удельный вес по объему финансирования в 2008 году приходится на транспорт (36,3%), развитие регионов (13,6%), жилище (9,0%), развитие атомного ЭПК (7,3%), инновации (5,5%), оборону (5,3%), космос (4,7%).

Федеральные целевые  программы в 2008 году (закон)

№  
п/п

Направление 

Объем финансирования в 2008 году, млрд. руб.

Удельный вес в 2002 году, %

Удельный вес в 2008 году, %

Номинальный  рост  
2008/ 2001, %

Реальный  рост  
2008/ 2001, %

Средне- годовой рост, %

1

Транспорт

253.4

39.0

36.3

826.7

390.2

125.5

2

Развитие регионов

95.2

9.7

13.6

971.2

458.4

128.9

3

Жилище

62.6

13.7

9.0

451.9

213.3

113.5

4

Развитие атомного ЭПК

51.1

 

7.3

     

5

Инновация, наука

37.7

3.7

5.5

1014.2

478.7

129.8

6

Оборона

37.2

1.6

5.3

231.2

109.1

148.9

7

Космос

33.0

8.0

4.7

407.4

192.3

111.5

8

Уничтожение запасов химического оружия

28.2

 

4.0

523.6

272.6

122.2

9

Развитие институтов

22.3

3.9

3.2

569.0

268.6

117.9

10

Культура

14.7

4.5

2.1

369.7

174.6

109.7

11

Гражданская авиационная  
техника

12.5

2.7

1.8

459.9

217.1

113.8

12

Образование

12.5

2.8

1.8

442.5

208.9

113.1

13

Сельское хозяйство

11.4

4.9

1.6

228.3

107.8

101.3

14

Здраво- охранение

9.5

5.1

1.4

182.5

86.2

97.5

15

Прочие

17.0

0.7

2.4

243.7

115.0

150.2

 

Итого

698.3

100

100

688.3

324.9

121.7


    В 2002-2008 годах значительно возросло финансирование ФЦП, связанных с обороной – за этот период в среднегодовом отношении расходы возрастали в реальном выражении почти на 50% ежегодно, а их удельный вес в структуре расходов на все ФЦП увеличился с 1,6% в 2002 году до 5,3% в 2008 году.  
Расходы на инновации и науку в реальном выражении возросли за 2002-2008 годы в 4,8 раза., а их доля в структуре расходов на ФЦП возросла на 1,8 п.п. до 5,5%.  
По удельному весу в общих ФЦП в 2008 году по сравнению с 2002 годом расходы по транспорту снизились с 39% до 36,3%, по здравоохранению с 5,1% до 1,4%, по образованию с 2,8 до 1,8%, по культуре – с 4,5% до 2,1%, по направлению «жилище» -  с 13,7% до 9,0%. 

Здравоохранение

     За период с 2001 по 2007 год государственные расходы на здравоохранение, выраженные в процентном отношении к ВВП, колебались между 2,7% и 3,5%. Эти цифры невысокие по сравнению со странами ЕС, в которых на здравоохранение в среднем расходуется от 6 до 8 процентов ВВП. Следует отметить, что в этих странах существенно выше размеры социальных отчислений и налоговая нагрузка в целом на экономику. Если же сравнивать со странами со средним уровнем доходов Россия расходует аналогичные суммы с точки зрения доли государственных расходов в ВВП, но немного меньше, чем в среднем по странам СНГ.

 

25

    На международном уровне доля общих (государственных и частных) расходов на здравоохранение в ВВП, обычно возрастает по мере роста ВВП. При этом страны с низкими и средними доходами на душу населения) выделяют менее 6 процентов ВВП, в то время как страны с более высокими доходами тратят на это более 7 процентов. В России общие расходы, как государственные, так и частные, составляют 4,2% ВВП, а с учетом оплаты населением лекарств, добровольного медицинского страхования и неформальных платежей они составляют 5,2% ВВП.

   Одна из ключевых задач бюджетной политики состоит в том, чтобы создать условия для защиты здоровья и повышения продолжительности жизни граждан. Несмотря на то, что в 2006 году тенденция снижения продолжительности жизни сменилась ее повышением, по продолжительности жизни наша страна все еще значительно отстает не только от наиболее развитых стран, но и от большинства стран с переходной экономикой.  
    Система здравоохранения в России на данном этапе сталкивается с целым рядом проблем, которые в долгосрочной перспективе могут привести к серьезным последствиям. Существуют трудности, связанные с доступом к медицинскому обслуживанию – сеть медицинских учреждений не охватывает мелкие населенные пункты и пригороды, специализированные больницы также сконцентрированы  главным образом в крупных городах и областных центрах.  
По оценкам, амортизация основных фондов, а также медицинской техники и оборудования в системе здравоохранения составляет около 60%.  
   По данным Росстата, на конец 2006 года 27,9% больниц и 23,1% поликлиник требовали капитального ремонта, 3,7% и 1,6%, соответственно, были в аварийном состоянии.  
   При этом в России численность врачей в расчете на 1000 человек населения заметно выше, чем в странах ОЭСР, к тому же с годами этот показатель увеличивается. Так, в 1992 г. он составлял 4,3 чел. на 1000 чел. населения, в 1998 г. – 4,6 чел., в 2004 г. – 4,8 чел., а в начале 2007 г. – 4,9 чел.  
В ОЭСР стран с сопоставимым значением этого показателя не так много, среди них можно отметить (в порядке уменьшения показателя) Грецию (2004 г. – 4,9 чел.), Бельгию (2005 г. – 4 чел.), Италию, Испанию, Швецию (2005 г. – 3,8 чел.), Исландию, Нидерланды, а также Норвегию (2005 г. – 3,7 чел.).  
В конце 2006 г. в России обеспеченность населения медицинскими сестрами составила 7,5 чел. на 1000 чел. населения, а в некоторых странах ОЭСР уже в конце 2005 г. значение этого показателя существенно превышало российский уровень: в Норвегии – 15,4 чел., в Ирландии  - 15,2 чел., в Бельгии – 14,8 чел.

 

26

Образование

    С 2000 года государственные расходы на образование были заметно увеличены. В 2007 году расходы бюджетной системы на образование составили 4,0% ВВП, что на 0,8 п.п. ВВП выше, чем в 2000 году.  Это положительно сказалось на эффективности работы образовательных учреждений.

   Однако, несмотря на важные преобразования, имевшие место в последние годы и увеличение финансирования в сфере образования еще остаются серьезные проблемы, которые существенно снижают эффективность деятельности: отсутствие стимулов у учителей, региональные различия в финансировании, различия в финансировании между городом и деревней, недостаточное внимание системе профессионального образования и обучения, недостаточное качество образования.

   В России в 2000-е гг. количество учащихся, приходящихся на одного учителя в общеобразовательных учреждениях, постепенно снижалось. Если в 2000 г. этот показатель составлял 12 чел., то в 2006 г. – 10 чел.  
Несмотря на такую тенденцию, по этому показателю Россия сопоставима с некоторыми странами ОЭСР. В 2006 г. такое же количество учащихся, приходящихся на одного учителя в общеобразовательных учреждениях, зафиксировано в Бельгии, Люксембурге и Швеции.  
В других странах показатель превышал среднероссийский уровень:  в Австрии, Чехии, Франции, Венгрии, Исландии, Ирландии, Италии, Испании - 11 учеников на одного учителя, в Корее и Мексике  - 18 учеников на одного учителя.  
Среди стран, в которых показатель был ниже среднероссийского уровня, выделяется Португалия (7 учеников на одного учителя) и Греция (8 учеников на одного учителя).

   Для российской системы профессионального образования характерны две проблемы: большое количество относительно небольших ПТУ и узкая специализация. В настоящее время система профессионального образования не соответствует потребностям рынка труда и готовит работников, которые не удовлетворяют спрос со стороны бизнеса. В настоящее время во многих регионах предпринимаются попытки адаптировать систему профессионального обучения и подготовки к потребностям рынка.  
Наличие большого числа малых училищ сопряжено со значительными расходами и является неэффективным для регионов, и при этом ограничивает свободу выбора профессии и перспективы будущего трудоустройства для молодёжи. Данная проблема приобретает особенное значение с учётом того, что к 2023 году вследствие сложившейся демографической динамики

27

количество учащихся заметно  сократится. В соответствии с прогнозом, уже через семь-десять лет, сохранится необходимость лишь в 30-40 процентах  от существующих ныне учреждений профессионального  образования.

Государственные инвестиции и инфраструктура

   В последнее время в большинстве стран уровень государственных инвестиций сокращается. Среди основных причин такой динамики – жесткие ограничения на бюджетный дефицит и растущие расходы на социальную сферу в связи с демографическими изменениями. Последствия снижения государственных вложений, особенно в инфраструктуру, остаются пока неясными, однако в последние годы большинство стран пытается искать альтернативы, позволяющие развивать инфраструктуру, и при этом задействовать не столь большое количество государственных ресурсов.  
В России в девяностые годы и начале двухтысячных годов уровень государственных вложений также снижался и находился на очень низком уровне. В последние годы инвестиции стали расти, однако пока они дают ограниченные результаты и пробел предыдущего десятилетия остается незаполненным. Как и в других странах, для России также актуальны ограничения бюджетной политики и растущие расходы на социальное обеспечение, поэтому поиски новых механизмов государственного развития инфраструктуры актуальны и в нашей стране.  
Приоритетным направлением вложений в инфраструктуру будет оставаться транспорт.           
    Анализ показывает, что Россия существенно отстает от большинства развитых стран по показателю протяженности дорог на тыс. человек. Плотность дорог на тыс. человек достаточно высока в странах Евросоюза (10.1), США (21.5). В России плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет около 5,3 км. на 1 тыс. чел. В то же время ряд стран выбивается из общей картины. В частности, для Германии этот показатель составляет всего 2.8 км., а для Израиля 2.7 км.  
В России инвестиции в развитие транспорта за счет консолидированного бюджета составили в 2007 году около 2% ВВП.  
По прогнозу, объем участия федерального бюджета в финансировании транспорта в ближайшие годы составит около 1% ВВП, что полностью соответствует мировой практике.  
Международные сравнения свидетельствуют о том, что доля федерального бюджета в финансировании развития инфраструктуры в развитых странах составляет от 0,2-0,3% ВВП (Великобритания) до 1% (Германия). В США она составляет около 0,4-0,5% ВВП.  
Для развивающихся стран доли несколько выше – от 0,8% ВВП (для Азербайджана) до 1-1,2% ВВП (Казахстан). При этом доля расходов консолидированного бюджета Казахстана на транспорт и коммуникации в

28

2005 году составила около  1,5% ВВП.  
В 2007-2008 году уровень суммарных государственных инвестиций в нашей стране составит около 4,1% ВВП в год.  
Для сравнения, в Бразилии они составляют 1,9%ВВП, в Венгрии – 3,8%ВВП, в Польше – 5,1%ВВП, в Турции – 4,6%ВВП, в среднем по ОЭСР – 4,2%, новые члены ЕС –3,2%ВВП, страны Балтии – 2,7%ВВП.    
   Однако уровень государственных инвестиций не является ключевым фактором – гораздо более важна их эффективность. На сегодняшний день в России эффективность государственных вложений остается достаточно низкой. Поэтому первостепенной долгосрочной задачей является повышение эффективности и ускорение развития новых форм государственных инвестиций, основанных на взаимодействии с бизнесом.

Энергоэффективность

     В настоящее время экономика России характеризуется высокой энергоемкостью, которая вдвое выше, чем энергоемкость мировой экономики в целом, и в 3 раза – чем в 15 странах Евросоюза и Японии. Среди основных причин такого разрыва, имеющих субъективный характер, можно назвать неразвитость рыночных механизмов энергосбережения; относительно низкую стоимость энергоресурсов; значительный объем устаревшего энерготехнологического оборудования и технологий. Устранение этих причин является основой повышения энергоэффективности в стране. Текущие темпы роста энергоэффективности недостаточны ни для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на международных рынках, ни для того чтобы поддерживать экспорт энергоносителей в условиях замедления их добычи при быстром росте экономики.  
Важную роль в энергосбережении может сыграть государственный сектор - бюджетные организации России потребляют в год около 20% всего тепловой энергии в стране и существенную часть электроэнергии. Объекты бюджетной сферы весьма энергоемки, что объясняется крайне неэффективными технологиями и большими потерями в системе теплоснабжения. За счет мер по налаживанию учета, регулирования потребления энергоресурсов и повышения эффективности их использования на объектах бюджетной сферы, по оценкам, можно снизить расходы на ее энерго- и водоснабжение на 3 млрд. долл., в т.ч. на объектах федеральной бюджетной сферы – не менее чем на 700 млн. долл. в год.

Социальная политика

Международные сравнения  свидетельствуют, что суммарные  расходы на социальные нужны в России можно назвать сопоставимыми с другими

29

странами, однако часть этих средств расходуется недостаточно эффективно.  Важнейшей задачей в среднесрочной перспективе является повышение адресности социальной помощи.  
   Проблемы бедности и крайне неравномерного распределения доходов населения сохраняют остроту и актуальность. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 42,3 млн.чел. в 2000 г. до 19,5 млн.чел. в 2007 г. (т.е. более чем вдвое). В результате уровень бедности среди населения упал за это время с 19,0% до 13,7%. Однако дифференциация населения по уровню доходов за последние восемь лет усилилась. Соотношение доходов двух крайних децильных групп населения в Российской Федерации в 2000 году равнялось 13,9 раза, в 2007 году – 16,8 раза. В 2007 году на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,41% общего объема денежных доходов населения, а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 1,9%. Коэффициент Джини в 2007 году был равен 0,422. Для сравнения, в развитых странах этот показатель не превышает уровня 0,36, а среднее значение коэффициента для этой группы стран составляет 0,292.  
   Что касается состава бедных домохозяйств, то большинство из них представляет собой социально незащищенные группы домохозяйств (многодетные, неполные семьи, пенсионеры, инвалиды и т.д.). В то же время, в 30% домохозяйств, находящихся за чертой бедности, граждане трудоспособного возраста имеют регулярную оплачиваемую работу. Таким образом, одним из факторов неравномерного распределения доходов населения является существенная дифференциация в заработной плате между различными видами экономической деятельности. Отметим также, что заработная плата продолжает оставаться главным фактором роста доходов населения. Ее доля в структуре денежных доходов в последние годы увеличилась и составила в 2007 году 70,4% (по оценкам Росстата, с учетом скрытой заработной платы).  
    Помимо дифференциации заработной платы в последнее время все чаще встает вопрос имущественной дифференциации. Согласно выводам экспертов, подавляющее большинство россиян в настоящее время не имеют возможности приобрести жилье в собственность даже по ипотеке. При этом по уровню обеспеченности населения жильем (без учета качества и комфортности) Россия отстает от многих как развитых, так и развивающихся стран. В среднем на одного человека в России приходится 20,7 кв. м. жилой площади, в то время как в США этот показатель равняется 70 кв.м., в Великобритании – 62 кв.м., в Германии – 50 кв.м., в Китае – 27 кв.м. Развитие института ипотечного кредитования позволит отчасти улучшить жилищные условия граждан.

Информация о работе Расходы бюджетов