Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:58, контрольная работа
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Введение………………………………………………………………................3
1.Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав……………...5
2.Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………….11
3.Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации……31
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...35
Федеральные целевые программы
(без национальных проектов)
В 2008 году из федерального бюджета финансируется
47 ФЦП. В приведенной ниже таблице они
распределены по основным направлениям.
Наибольший удельный вес по объему финансирования
в 2008 году приходится на транспорт (36,3%),
развитие регионов (13,6%), жилище (9,0%), развитие
атомного ЭПК (7,3%), инновации (5,5%), оборону
(5,3%), космос (4,7%).
Федеральные целевые программы в 2008 году (закон)
№ |
Направление |
Объем финансирования в 2008 году, млрд. руб. |
Удельный вес в 2002 году, % |
Удельный вес в 2008 году, % |
Номинальный рост |
Реальный рост |
Средне- годовой рост, % | |
1 |
Транспорт |
253.4 |
39.0 |
36.3 |
826.7 |
390.2 |
125.5 | |
2 |
Развитие регионов |
95.2 |
9.7 |
13.6 |
971.2 |
458.4 |
128.9 | |
3 |
Жилище |
62.6 |
13.7 |
9.0 |
451.9 |
213.3 |
113.5 | |
4 |
Развитие атомного ЭПК |
51.1 |
7.3 |
|||||
5 |
Инновация, наука |
37.7 |
3.7 |
5.5 |
1014.2 |
478.7 |
129.8 | |
6 |
Оборона |
37.2 |
1.6 |
5.3 |
231.2 |
109.1 |
148.9 | |
7 |
Космос |
33.0 |
8.0 |
4.7 |
407.4 |
192.3 |
111.5 | |
8 |
Уничтожение запасов химического оружия |
28.2 |
4.0 |
523.6 |
272.6 |
122.2 | ||
9 |
Развитие институтов |
22.3 |
3.9 |
3.2 |
569.0 |
268.6 |
117.9 | |
10 |
Культура |
14.7 |
4.5 |
2.1 |
369.7 |
174.6 |
109.7 | |
11 |
Гражданская авиационная |
12.5 |
2.7 |
1.8 |
459.9 |
217.1 |
113.8 | |
12 |
Образование |
12.5 |
2.8 |
1.8 |
442.5 |
208.9 |
113.1 | |
13 |
Сельское хозяйство |
11.4 |
4.9 |
1.6 |
228.3 |
107.8 |
101.3 | |
14 |
Здраво- охранение |
9.5 |
5.1 |
1.4 |
182.5 |
86.2 |
97.5 | |
15 |
Прочие |
17.0 |
0.7 |
2.4 |
243.7 |
115.0 |
150.2 | |
Итого |
698.3 |
100 |
100 |
688.3 |
324.9 |
121.7 |
В 2002-2008 годах значительно
возросло финансирование ФЦП, связанных
с обороной – за этот период в среднегодовом
отношении расходы возрастали в реальном
выражении почти на 50% ежегодно, а их удельный
вес в структуре расходов на все ФЦП увеличился
с 1,6% в 2002 году до 5,3% в 2008 году.
Расходы на инновации и науку в реальном
выражении возросли за 2002-2008 годы в 4,8 раза.,
а их доля в структуре расходов на ФЦП
возросла на 1,8 п.п. до 5,5%.
По удельному весу в общих ФЦП в 2008 году
по сравнению с 2002 годом расходы по транспорту
снизились с 39% до 36,3%, по здравоохранению
с 5,1% до 1,4%, по образованию с 2,8 до 1,8%, по
культуре – с 4,5% до 2,1%, по направлению
«жилище» - с 13,7% до 9,0%.
Здравоохранение
За период с 2001 по 2007 год государственные расходы на здравоохранение, выраженные в процентном отношении к ВВП, колебались между 2,7% и 3,5%. Эти цифры невысокие по сравнению со странами ЕС, в которых на здравоохранение в среднем расходуется от 6 до 8 процентов ВВП. Следует отметить, что в этих странах существенно выше размеры социальных отчислений и налоговая нагрузка в целом на экономику. Если же сравнивать со странами со средним уровнем доходов Россия расходует аналогичные суммы с точки зрения доли государственных расходов в ВВП, но немного меньше, чем в среднем по странам СНГ.
25
На международном уровне доля общих (государственных и частных) расходов на здравоохранение в ВВП, обычно возрастает по мере роста ВВП. При этом страны с низкими и средними доходами на душу населения) выделяют менее 6 процентов ВВП, в то время как страны с более высокими доходами тратят на это более 7 процентов. В России общие расходы, как государственные, так и частные, составляют 4,2% ВВП, а с учетом оплаты населением лекарств, добровольного медицинского страхования и неформальных платежей они составляют 5,2% ВВП.
Одна из ключевых задач
бюджетной политики состоит в том, чтобы
создать условия для защиты здоровья и
повышения продолжительности жизни граждан.
Несмотря на то, что в 2006 году тенденция
снижения продолжительности жизни сменилась
ее повышением, по продолжительности жизни
наша страна все еще значительно отстает
не только от наиболее развитых стран,
но и от большинства стран с переходной
экономикой.
Система здравоохранения в
России на данном этапе сталкивается с
целым рядом проблем, которые в долгосрочной
перспективе могут привести к серьезным
последствиям. Существуют трудности, связанные
с доступом к медицинскому обслуживанию
– сеть медицинских учреждений не охватывает
мелкие населенные пункты и пригороды,
специализированные больницы также сконцентрированы
главным образом в крупных городах и областных
центрах.
По оценкам, амортизация основных фондов,
а также медицинской техники и оборудования
в системе здравоохранения составляет
около 60%.
По данным Росстата, на конец 2006
года 27,9% больниц и 23,1% поликлиник требовали
капитального ремонта, 3,7% и 1,6%, соответственно,
были в аварийном состоянии.
При этом в России численность
врачей в расчете на 1000 человек населения
заметно выше, чем в странах ОЭСР, к тому
же с годами этот показатель увеличивается.
Так, в 1992 г. он составлял 4,3 чел. на 1000 чел.
населения, в 1998 г. – 4,6 чел., в 2004 г. – 4,8
чел., а в начале 2007 г. – 4,9 чел.
В ОЭСР стран с сопоставимым значением
этого показателя не так много, среди них
можно отметить (в порядке уменьшения
показателя) Грецию (2004 г. – 4,9 чел.), Бельгию
(2005 г. – 4 чел.), Италию, Испанию, Швецию
(2005 г. – 3,8 чел.), Исландию, Нидерланды,
а также Норвегию (2005 г. – 3,7 чел.).
В конце 2006 г. в России обеспеченность
населения медицинскими сестрами составила
7,5 чел. на 1000 чел. населения, а в некоторых
странах ОЭСР уже в конце 2005 г. значение
этого показателя существенно превышало
российский уровень: в Норвегии – 15,4 чел.,
в Ирландии - 15,2 чел., в Бельгии – 14,8 чел.
26
Образование
С 2000 года государственные расходы на образование были заметно увеличены. В 2007 году расходы бюджетной системы на образование составили 4,0% ВВП, что на 0,8 п.п. ВВП выше, чем в 2000 году. Это положительно сказалось на эффективности работы образовательных учреждений.
Однако, несмотря на важные преобразования, имевшие место в последние годы и увеличение финансирования в сфере образования еще остаются серьезные проблемы, которые существенно снижают эффективность деятельности: отсутствие стимулов у учителей, региональные различия в финансировании, различия в финансировании между городом и деревней, недостаточное внимание системе профессионального образования и обучения, недостаточное качество образования.
В России в 2000-е гг. количество
учащихся, приходящихся на одного учителя
в общеобразовательных учреждениях, постепенно
снижалось. Если в 2000 г. этот показатель
составлял 12 чел., то в 2006 г. – 10 чел.
Несмотря на такую тенденцию, по этому
показателю Россия сопоставима с некоторыми
странами ОЭСР. В 2006 г. такое же количество
учащихся, приходящихся на одного учителя
в общеобразовательных учреждениях, зафиксировано
в Бельгии, Люксембурге и Швеции.
В других странах показатель превышал
среднероссийский уровень: в Австрии,
Чехии, Франции, Венгрии, Исландии, Ирландии,
Италии, Испании - 11 учеников на одного
учителя, в Корее и Мексике - 18 учеников
на одного учителя.
Среди стран, в которых показатель был
ниже среднероссийского уровня, выделяется
Португалия (7 учеников на одного учителя)
и Греция (8 учеников на одного учителя).
Для российской системы
профессионального образования характерны
две проблемы: большое количество относительно
небольших ПТУ и узкая специализация.
В настоящее время система профессионального
образования не соответствует потребностям
рынка труда и готовит работников, которые
не удовлетворяют спрос со стороны бизнеса.
В настоящее время во многих регионах
предпринимаются попытки адаптировать
систему профессионального обучения и
подготовки к потребностям рынка.
Наличие большого числа малых училищ сопряжено
со значительными расходами и является
неэффективным для регионов, и при этом
ограничивает свободу выбора профессии
и перспективы будущего трудоустройства
для молодёжи. Данная проблема приобретает
особенное значение с учётом того, что
к 2023 году вследствие сложившейся демографической
динамики
27
количество учащихся заметно сократится. В соответствии с прогнозом, уже через семь-десять лет, сохранится необходимость лишь в 30-40 процентах от существующих ныне учреждений профессионального образования.
Государственные инвестиции и инфраструктура
В последнее время в
большинстве стран уровень государственных
инвестиций сокращается. Среди основных
причин такой динамики – жесткие ограничения
на бюджетный дефицит и растущие расходы
на социальную сферу в связи с демографическими
изменениями. Последствия снижения государственных
вложений, особенно в инфраструктуру,
остаются пока неясными, однако в последние
годы большинство стран пытается искать
альтернативы, позволяющие развивать
инфраструктуру, и при этом задействовать
не столь большое количество государственных
ресурсов.
В России в девяностые годы и начале двухтысячных
годов уровень государственных вложений
также снижался и находился на очень низком
уровне. В последние годы инвестиции стали
расти, однако пока они дают ограниченные
результаты и пробел предыдущего десятилетия
остается незаполненным. Как и в других
странах, для России также актуальны ограничения
бюджетной политики и растущие расходы
на социальное обеспечение, поэтому поиски
новых механизмов государственного развития
инфраструктуры актуальны и в нашей стране.
Приоритетным направлением вложений в
инфраструктуру будет оставаться транспорт.
Анализ показывает, что Россия
существенно отстает от большинства развитых
стран по показателю протяженности дорог
на тыс. человек. Плотность дорог на тыс.
человек достаточно высока в странах Евросоюза
(10.1), США (21.5). В России плотность автомобильных
дорог с твердым покрытием составляет
около 5,3 км. на 1 тыс. чел. В то же время
ряд стран выбивается из общей картины.
В частности, для Германии этот показатель
составляет всего 2.8 км., а для Израиля
2.7 км.
В России инвестиции в развитие транспорта
за счет консолидированного бюджета составили
в 2007 году около 2% ВВП.
По прогнозу, объем участия федерального
бюджета в финансировании транспорта
в ближайшие годы составит около 1% ВВП,
что полностью соответствует мировой
практике.
Международные сравнения свидетельствуют
о том, что доля федерального бюджета в
финансировании развития инфраструктуры
в развитых странах составляет от 0,2-0,3%
ВВП (Великобритания) до 1% (Германия). В
США она составляет около 0,4-0,5% ВВП.
Для развивающихся стран доли несколько
выше – от 0,8% ВВП (для Азербайджана) до
1-1,2% ВВП (Казахстан). При этом доля расходов
консолидированного бюджета Казахстана
на транспорт и коммуникации в
28
2005 году составила около
1,5% ВВП.
В 2007-2008 году уровень суммарных государственных
инвестиций в нашей стране составит около
4,1% ВВП в год.
Для сравнения, в Бразилии они составляют
1,9%ВВП, в Венгрии – 3,8%ВВП, в Польше – 5,1%ВВП,
в Турции – 4,6%ВВП, в среднем по ОЭСР –
4,2%, новые члены ЕС –3,2%ВВП, страны Балтии
– 2,7%ВВП.
Однако уровень государственных
инвестиций не является ключевым фактором
– гораздо более важна их эффективность.
На сегодняшний день в России эффективность
государственных вложений остается достаточно
низкой. Поэтому первостепенной долгосрочной
задачей является повышение эффективности
и ускорение развития новых форм государственных
инвестиций, основанных на взаимодействии
с бизнесом.
Энергоэффективность
В настоящее время
экономика России характеризуется высокой
энергоемкостью, которая вдвое выше, чем
энергоемкость мировой экономики в целом,
и в 3 раза – чем в 15 странах Евросоюза
и Японии. Среди основных причин такого
разрыва, имеющих субъективный характер,
можно назвать неразвитость рыночных
механизмов энергосбережения; относительно
низкую стоимость энергоресурсов; значительный
объем устаревшего энерготехнологического
оборудования и технологий. Устранение
этих причин является основой повышения
энергоэффективности в стране. Текущие
темпы роста энергоэффективности недостаточны
ни для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность
отечественной продукции на международных
рынках, ни для того чтобы поддерживать
экспорт энергоносителей в условиях замедления
их добычи при быстром росте экономики.
Важную роль в энергосбережении может
сыграть государственный сектор - бюджетные
организации России потребляют в год около
20% всего тепловой энергии в стране и существенную
часть электроэнергии. Объекты бюджетной
сферы весьма энергоемки, что объясняется
крайне неэффективными технологиями и
большими потерями в системе теплоснабжения.
За счет мер по налаживанию учета, регулирования
потребления энергоресурсов и повышения
эффективности их использования на объектах
бюджетной сферы, по оценкам, можно снизить
расходы на ее энерго- и водоснабжение
на 3 млрд. долл., в т.ч. на объектах федеральной
бюджетной сферы – не менее чем на 700 млн.
долл. в год.
Социальная политика
Международные сравнения свидетельствуют, что суммарные расходы на социальные нужны в России можно назвать сопоставимыми с другими
29
странами, однако часть этих
средств расходуется недостаточно эффективно.
Важнейшей задачей в среднесрочной перспективе
является повышение адресности социальной
помощи.
Проблемы бедности и крайне неравномерного
распределения доходов населения сохраняют
остроту и актуальность. Численность населения
с доходами ниже прожиточного минимума
сократилась с 42,3 млн.чел. в 2000 г. до 19,5
млн.чел. в 2007 г. (т.е. более чем вдвое). В
результате уровень бедности среди населения
упал за это время с 19,0% до 13,7%. Однако дифференциация
населения по уровню доходов за последние
восемь лет усилилась. Соотношение доходов
двух крайних децильных групп населения
в Российской Федерации в 2000 году равнялось
13,9 раза, в 2007 году – 16,8 раза. В 2007 году
на долю 10% наиболее обеспеченного населения
приходилось 31,41% общего объема денежных
доходов населения, а на долю 10% наименее
обеспеченного населения – 1,9%. Коэффициент
Джини в 2007 году был равен 0,422. Для сравнения,
в развитых странах этот показатель не
превышает уровня 0,36, а среднее значение
коэффициента для этой группы стран составляет
0,292.
Что касается состава бедных домохозяйств,
то большинство из них представляет собой
социально незащищенные группы домохозяйств
(многодетные, неполные семьи, пенсионеры,
инвалиды и т.д.). В то же время, в 30% домохозяйств,
находящихся за чертой бедности, граждане
трудоспособного возраста имеют регулярную
оплачиваемую работу. Таким образом, одним
из факторов неравномерного распределения
доходов населения является существенная
дифференциация в заработной плате между
различными видами экономической деятельности.
Отметим также, что заработная плата продолжает
оставаться главным фактором роста доходов
населения. Ее доля в структуре денежных
доходов в последние годы увеличилась
и составила в 2007 году 70,4% (по оценкам Росстата,
с учетом скрытой заработной платы).
Помимо дифференциации заработной
платы в последнее время все чаще встает
вопрос имущественной дифференциации.
Согласно выводам экспертов, подавляющее
большинство россиян в настоящее время
не имеют возможности приобрести жилье
в собственность даже по ипотеке. При этом
по уровню обеспеченности населения жильем
(без учета качества и комфортности) Россия
отстает от многих как развитых, так и
развивающихся стран. В среднем на одного
человека в России приходится 20,7 кв. м.
жилой площади, в то время как в США этот
показатель равняется 70 кв.м., в Великобритании
– 62 кв.м., в Германии – 50 кв.м., в Китае
– 27 кв.м. Развитие института ипотечного
кредитования позволит отчасти улучшить
жилищные условия граждан.