Расходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………................3
1.Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав……………...5
2.Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………….11
3.Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации……31
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

государственные и муниципальные финансы.docx

— 125.99 Кб (Скачать файл)

 

30

Пенсионная система 

     Несмотря на то, что сравнительно недавно - в 2002 году - была проведена пенсионная реформа, ключевые проблемы в этой сфере остаются нерешенными.  
Трудности пенсионной системы вызваны сочетанием нескольких проблем. Прежде всего, ухудшаются демографические показатели: растет число пенсионеров, приходящихся на одного работника. Вторым важным фактором служит «неформальная занятость». Соотношение между числом наемных работников к общему числу занятых в экономике упало с 81% в 1999 году до 71% в 2007 году. Третьей причиной ухудшения ситуации в пенсионной сфере служит постепенное увеличение доли взносов, направляемых на финансирование накопительной части пенсий. Эта доля превысила в 2007 году 9% части социальных налогов и взносов, предназначенных для финансирования пенсионной системы.  
   Результатом действия перечисленных факторов стал расширяющийся разрыв между пенсиями и зарплатой. За период 2002-2007 гг., прошедший с начала реформы, рост средней зарплаты в реальном выражении (составивший 111%) вдвое превысил рост реальной пенсии (54%). В результате всего за шесть лет коэффициент замещения (соотношение средней величины трудовой пенсии к средней зарплате) упал почти на 9 процентных пунктов: с 31,6% в 2001 г. до 22,8% в 2007 г. Кроме того, несмотря на рост реальных размеров пенсий, их величина все еще не намного превышает прожиточный минимум пенсионера.  
    Пытаясь противостоять этой тенденции, правительство выделяет все большие трансферты в пенсионную систему. Это замедляет падение коэффициента замещения (т.е. соотношения средней пенсии и зарплаты), однако имеет и определенные негативные последствия. С одной стороны, пенсионная система все дальше уходит от страховых принципов – все большая часть пенсионных выплат финансируется не за счет пенсионных взносов,  а из общих доходов бюджета. Сохранение данной тенденции, с одной стороны, будет означать нарастающую нагрузку на федеральный бюджет, а с другой стороны ослабит связь между трудовыми доходами и величиной пенсий.

 

 

 

 

 

31

Перспективы развития расходов бюджета Российской Федерации

    Главная цель реформ бюджетного процесса – создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами экономической политики. Суть такой реформы заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета, то есть затратами, к управлению результатами. При концепции «управления ресурсами» бюджет формируется через индексацию сложившихся расходов с детальной «раскладкой» их по статьям бюджета. При соблюдении жёстких бюджетных ограничений этот метод обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектов. Но недостаток такого метода заключается в том, что ожидаемые результаты бюджетных расходов не прописываются, а управление бюджетом сводится к контролю соответствия фактических и плановых показателей.  
Качество финансовой отчётности органов государственной власти и крупных государственных организаций должно подтверждаться независимыми и авторитетными аудиторами.  
    Необходимость перехода к системе государственного аудита непосредственно связана с современными направлениями развития системы государственного финансирования. Международные тенденции показывают, что существенно сокращается прямое финансирование из бюджета, то есть выделение средств под смету расходов. Такое расходное финансирование малоэффективно и требует больших издержек на контроль реализации сметы. Неэффективность этой системы также связана и с  тенденцией завышения организациями смет с целью получить больше средств, а в конце года их израсходовать. Недостатком этой системы является и избыточное регулирование статей расходов, что связывает деятельность учреждений, лишает их возможности гибкого реагирования на изменения экономической ситуации, что ведёт к снижению эффективности отдачи от вложенных средств. Преодоление указанных недостатков в международной практике связывают с переходом к иной системе выделения государственных средств и заменой финансирования затрат на финансирование программ. При внедрении финансирования под программы возникает государственный заказ на определённый социальный продукт, и заключаются договорённости на цену этого продукта, которая обосновывается сметой. Чтобы эффективно управлять ими и гибко реагировать на изменение цен на рынке, бюджетное учреждение должно быть самостоятельным. Достигнутым конечным результатом являются объёмы и качество социального продукта. Такая

32

система позволяет проводить  конкурс на государственный заказ. При этом возрастает роль последующего контроля, который должен выступать  в форме государственного аудита.  
   Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетного планирования необходима не только стабильность бюджета, но и структурные преобразования всей системы государственного управления.  
Основные направления таких преобразований.  
1) Комплекс мер по обеспечению полного финансирования обязательств, взятых на себя государственными органами власти федерального и регионального уровней, а также органами государственного самоуправления. Здесь требуется планомерная работа по инвентаризации бюджетных обязательств. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отказу от финансирования тех мероприятий, которые не способствуют устойчивому экономическому росту,  но ложатся «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.  
2) Внедрение программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить систему распределения бюджетных средств по подведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.  
Несмотря на принимаемые в последнее время меры по более эффективному использованию преимуществ федеральных целевых программ, сложившиеся процедуры и методология их разработки  и реализации не полностью соответствует требованиям бюджетного планирования, ориентированного на результат. Поэтому средства, выделяемые на большинство федеральных целевых программ, во-первых, фактически являются разновидностью дополнительного финансирования текущих функций, выполняемых министерствами и ведомствами, и, во-вторых, эти программы постоянно подвергаются изменениям, что вызвано размытостью целей и результатов программ и недостатком ответственности за их достижение. Для устранения этих недостатков необходимо внести изменения и дополнения в законодательные акты правительства, которые определяют порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ и помогают улучшить соответствующие процедуры в рамках ведомств и министерств.  
Долгосрочные целевые программы должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных инвестиционных, структурных и научно-технических проектов, которые направлены на решение проблем, входящих в

33

сферу ответственности федеральных  органов государственной власти.  
3) Совершенствование методов закупок для государственных и муниципальных нужд.  
4) Реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казённых предприятий и бюджетных учреждений. Суть этой реформы – сократить государственный сектор и одновременно повысить его эффективность. Сокращение государственного сектора должно происходить за счёт перехода части бюджетных организаций в частный сектор на добровольной основе при поэтапном сокращении бюджетной составляющей их финансирования. Это прежде всего касается отраслей социальной сферы, в особенности образования, здравоохранения. Такие организации участвуют на конкурсной основе в распределении бюджетных средств и несут полную ответственность по своим обязательствам.  
Один из наиболее универсальных рыночных механизмов в других странах, который находит все большее распространение в бюджетной сфере, – это привлечение к оказанию государственных услуг на контрактной основе исполнителей, не являющихся государственными учреждениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

Заключение

     В заключении можно заметить, что расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.

   Сегодня же в  большей мере развиваются в  качестве безвозмездного выделения средств субъектам Федерации - трансферты.

    Созданный в  1994 г. федеральный фонд финансовой  поддержки субъектов Российской  Федерации играет большую роль  в изменении принципов построения  межбюджетных отношений.

   Очень часто происходит  несвоевременное выплачивание средств  на финансирование таких направлений  как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

   Многие проблемы  могут быть разрешены при уменьшении  встречных финансовых потоков,  так как в настоящее время  их достаточно большое количество.

  Наиболее важными  проблемами бюджетного регулирования  в настоящее время являются:

  • закрепление доходных источников за бюджетами соответствующего уровня;
  • отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;
  • определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.

35

Список литературы

1.Бюджетный  Кодекс Российской Федерации  от 31.07. 1998 № 145-ФЗ (ред.24.11. 2008)

2.Александров  И.М. Бюджетная система Российской  Федерации. Изд-во Дашков и  К. – М.: 2006

3.Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. "Прогресс - Академия" - М.: 2007.

4.Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5.Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

6.Официальный сайт Министерства Финансов РФ: http://www.minfin.ru/

7.Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.- 4-е изд., испр. И доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2007ю-568с.

8.Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие в схемах и таблицах/ Парыгина В.А., ТЕДЕЕВ А.А., под ред.д-ра экономических наук, проф. А.Ю. Коваленко. -М.: Изд-во Эксмо,2005-304с.

9.Государственные и муниципальные  финансы России: учебное пособие/  Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков, Ю.А. Рюмина.- М.: КНОРУС,2007-560с.

10.Государственные и муниципальные  финансы: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061000 «Государственное и муниципальное управление», 060400 «Финансы и кредит» /Под ред.Г.Б. Поляка.-2-е изд., перераб. И доп. –М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007-319Сс.

11.Официальный сайт бюджетной  системы России: http://www.budgetrf.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Расходы бюджетов