Расходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………................3
1.Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав……………...5
2.Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………….11
3.Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации……31
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

государственные и муниципальные финансы.docx

— 125.99 Кб (Скачать файл)

16

кинематографии  и средств массовой информации в 2001-2007 гг. составил 0,2% ВВП. В течение всего рассматриваемого периода это значение оставалось практически неизменным.  
    Расходы на финансирование здравоохранения и спорта в 2001-2007 гг. составили 0,5% ВВП в среднем за год. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу увеличились на 0,2 п.п. ВВП, составив 0,6% ВВП – максимальное значение за период. Расходы на здравоохранение увеличились с 0,4% ВВП в 2001 г. до 0,5% ВВП в 2007 г.  
   Расходы на финансирование социальной политики в 2001-2007 гг. составили 0,9% ВВП в среднем за год. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу сократились на 0,2 п.п. ВВП, составив 0,6% ВВП.  
Средний уровень расходов на финансирование межбюджетных трансфертов в 2001-2007 гг. составил 5,9% ВВП. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу сократились на 0,8 п.п. ВВП, составив 5,8% ВВП.  
   Основными направлениями расходования средств по разделу в течение всего периода были трансферты внебюджетным фондам (средняя доля в ВВП – 2,9%, средняя доля в расходах по разделу – 46,9%), а также финансовая помощь бюджетам других уровней (1,6% ВВП, 34,1%).

     Созданные в последние годы законодательные основы финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления существенно увеличили возможности реализации полномочий по вопросам ведения региональных и местных властей. Закрепленные на постоянной основе налоговые источники обеспечивают стабильность роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Среднегодовые темпы прироста доходов за последние 5 лет составили 25%, или почти 12% в реальном выражении. Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из  федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации увеличился до 1 037 млрд. рублей в 2008 году. Как следствие, субъектами Российской Федерации устойчиво реализуются социальные обязательства. Расходы на оплату труда увеличились с 323,7 до 1 059 млрд. рублей, то есть на 327% за 5 лет. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» возросли с 25 млрд. рублей в 2002 году до 99 млрд. рублей в 2007 году (на 397%). Кредиторская задолженность сократилась с 128 до 42 млрд. рублей (8% и менее 1% по отношению к доходам соответственно), появилась возможность больше средств направлять на развитие – расходы на капитальные вложения увеличились до 1 082 млрд. рублей, их удельный вес в общем объеме расходов возрос с 17% до 23%.

 

17

Оплата труда  в бюджетном секторе

    Средний уровень расходов консолидированного бюджета на оплату труда с начислениями (ФОТ) в 2001-2007 гг. составил 6,8% ВВП. С 2001 по 2007 год они увеличились с 5,4%ВВП до 7,3%ВВП – максимальный уровень за весь период.  
    В структуре расходов консолидированного бюджета средняя доля фонда оплаты труда в 2001-2007 гг. была на уровне 22%, увеличившись с 18,4% в 2001 году до 22,3% в 2007 году.  
Доля ФОТ бюджетной сферы в ФОТ по экономике  в целом в 2007 году составила 30,1% против 28,2% в 2002 году.

Расходы консолидированного бюджета на оплату труда

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Оплата труда  и начисления на оплату труда, млрд. руб.

258,5

422,6

490,5

637,9

817,0

1057,9

1327,6

к ФОТу по экономике, %

 

28,2

27,6

29,2

30,5

31,2

30,1

к ВВП, %

5,4

6,9

6,9

6,8

7,0

7,1

7,3

к расходам, %

18,4

20,1

21,1

23,0

23,3

24,1

22,3


  Увеличение расходов на оплату труда сопровождалось увеличением численности занятых.  
В 2006 году в бюджетном секторе было занято 14,5 млн. человек, т.е. более 20% всех занятых в экономике и 30% от числа наемных работников.

18

     Наибольшее число работников (около 5,7 млн. человек) заняты в образовании. В бюджетном сегменте здравоохранения заняты примерно 4,1 млн. человек. Численность работников государственного сегмента образования и здравоохранения за период 2000-2006 год изменилась незначительно – в здравоохранении рост составил около 3%, в образований – около 0,5%.  
    При этом стоит отметить, что несмотря на свое незначительное абсолютное значение, понемногу увеличивается численность работников частного сегмента этих отраслей - в среднем в год на 8% в здравоохранении и на 2% в образовании.  
   Численность работников сферы управления, военной безопасности и обязательного социального обеспечения в 2006 году составила 3,5 млн. человек, около 5% всех занятых в экономике. По сравнению с 2000 годом она выросла на 13%.

    Динамика реальной заработной платы в бюджетных секторах как в сравнении с общероссийскими показателями, так и в сравнении с другими секторами, свидетельствует о достаточно быстром росте реальной заработной платы. В среднем  за 2000-2007 годы темпы роста реальной заработной платы в образовании и здравоохранении  существенно превышали аналогичные показатели по другим отраслям и среднероссийский уровень. По сравнению с 2000 годом реальная заработная плата в здравоохранении, образовании и управлении выросла соответственно в 3,3, 3,1 и 2,7 раза, при этом по экономике в целом этот показатель вырос в 2,6 раза.

 

19

  Это привело к росту показателя, отражающего отношение среднемесячной зарплаты в образовании и здравоохранении к среднероссийской, которое выросло с 2000 года на 9 и 14 п.п. и в 2007 году составило 65% и 74% соответственно.

Среднемесячная  начисленная заработная плата  
в % к среднероссийскому уровню

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Образование

55,8

56,6

67,1

61,6

62,4

63,5

65,7

65

Здравоохранение

60

60,5

72

66,6

68,4

69

75,8

74,1

Государственное управление

122

115,8

119,3

125,7

117,2

128,1

126,7

124,9


    Стоит обратить внимание на ситуацию с оплатой труда внутри бюджетных отраслей. Так, например, в здравоохранении средняя зарплата даже в частных медицинских учреждениях находится ниже уровня среднероссийской. При этом разрыв между оплатой труда в частном и в государственном секторе здравоохранения  совсем не велик и составляет не более 7% (в 2005 году – 4%). Кроме того, в 2004 и 2006 годах зарплата в государственном сегменте здравоохранения оказалась выше, чем  в частном.  
Оплата труда в муниципальном здравоохранении существенно ниже, чем в частных клиниках и медицинских учреждениях, финансируемых более высокими уровнями бюджетной системы. Разрыв в оплате труда работников муниципального здравоохранения имеет тенденцию к увеличению: если в 2002 году разрыв составлял всего 8%, то уже к 2006 году разница между оплатой труда в муниципалитетах и частном секторе выросла до 18%.

20

    Оплата труда в образовании сильнее дифференцирована, чем в здравоохранении, – уровень заработных плат в муниципалитетах существенно ниже, чем у образовательных учреждений, финансируемых более высокими уровнями бюджетной системы, и более, чем вдвое ниже зарплат  в частном сегменте образования.  
При этом заработные платы в частном сегменте российского образования  находятся выше среднероссийской заработной платы. Зарплаты бюджетников в образовании, составили в 2006 году около 79%  для государственных и 47% для муниципальных образовательных учреждений от зарплаты в образовании в частном секторе.

Заработная плата в  области управления, военной безопасности и обязательного социального  обеспечения по отношению к среднероссийскому уровню заработной платы составляет 125%.

Инвестиции, осуществляемые из бюджета

   По данным Росстата, доля бюджетных средств в структуре источниках инвестиций в основной капитал по экономике в целом в период с 2000 по 2007гг. находится на достаточно высоком уровне – около 20%. В 2007 году доля бюджетного финансирования в источниках  инвестиций в основной капитал составила 21,2%.  
В общем объеме инвестиций увеличилась доля финансирования за счет средств федерального бюджета. Прирост за рассматриваемый период

21

составил 2,4 п.п. (с 6,0% в 2000 г. до 8,4% в 2007 г). На сопоставимую величину сократилась доля финансирования инвестиций за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов (сокращение на 2,9 п.п.; 11,5% в 2007 г).  
   На 4,3 п.п. сократилась доля финансировании инвестиций из внебюджетных фондов, в 2007 г. она составила всего 0,5% от общего объема инвестиций в основной капитал.  
   Несмотря на то, что в структуре привлеченных средств произошло заметное увеличение доли кредитов банков с 2,9% в 2000 году до 9,4% в 2007 году, она тем не менее в два раза меньше уровня инвестиций, осуществляемого из бюджета.

Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал (%)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

в среднем за 2000-2007

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Собственные средства

47.5

49.4

45.0

45.2

46.8

44.6

42.1

41.5

45.3

прибыль, остающаяся в распоряжении организации (фонд накопления)

23.4

24.0

19.1

17.8

18.3

20.3

19.9

19.9

20.3

Амортизация

18.1

18.5

21.9

24.2

24.4

21.0

19.2

18.1

20.7

Привлеченные средства

52.5

50.6

55.0

54.8

53.2

55.4

57.9

58.5

54.7

кредиты банков

2.9

4.4

5.9

6.4

7.3

8.2

9.6

9.4

6.7

кредиты иностранных банков

0.6

0.9

0.9

1.2

1.3

1.0

1.6

1.1

1.1

заемные средства других организаций

7.2

4.9

6.5

6.8

7.0

5.9

6.0

6.1

6.3

Бюджетные средства

22.0

20.4

19.9

19.6

17.4

20.1

20.2

21.2

20.1

средства федерального бюджета

6.0

5.8

6.1

6.7

5.1

6.7

7.0

8.4

6.5

средства бюджетов субъектов 

14.3

12.5

12.2

12.1

11.3

12.3

11.7

11.5

12.2

средства внебюджетных фондов

4.8

2.6

2.4

0.9

0.8

0.5

0.5

0.5

1.6

Прочие

15.6

18.3

20.4

21.1

20.7

20.6

21.7

21.3

20.0

средства вышестоящих  организаций

   

11.6

13.0

10.9

10.6

12.5

11.7

11.7

средства, полученные от долевого участия на строительство (организаций  и населения)

   

4.1

3.3

3.4

3.8

3.8

3.3

3.6

средства, полученные от долевого участия на строительства (средства населения)

           

1.3

1.0

1.2

средства от выпуска корпоративных  облигаций

   

0.1

0.2

0.1

0.3

0.0

0.2

0.2

средства от эмиссии акций

0.5

0.1

0.4

0.3

0.2

3.1

2.3

1.9

1.1


    В федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год» на текущий год утвержден объем расходов федерального бюджета по программам и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в сумме  890 млрд.руб или 2,5%ВВП, в т.ч. по федеральным целевым программам на сумму 698 млрд.рублей.  
Наибольший удельный вес занимает направление «транспорт» - 29,4% (0,74%ВВП). Социально-значимые программы: здравоохранение - 3,8%  (0,09%ВВП), образование - 2,8% (0,07%ВВП), культура - 2,0% (0,05%ВВП).

ФЦП и непрограммная часть ФАИП в 2008 году (закон)

 

 

Направление

ФЦП  
2008 год

«непрог-раммная» часть ФАИП  
2008 г.

Всего  
в 2008г.

Удельный вес

% к ВВП  
(35000 млрд.руб)

1

Транспорт

253398

8554.8

261952,8

29,4

0,74

2

Жилище

62623

37616.7

100239,7

11,3

0,28

3

Оборона

37217.3

27553,0

64770,3

7,3

0,18

4

Развитие регионов

95196.7

29466,0

124662,7

14,0

 

5

Космос

33028.1

 

33028,1

3,7

0,09

6

Уничтожение запасов химического  оружия

28231.5

 

28231,5

3,2

0,08

7

Инновация, наука

37686.2

2129,0

39815,2

4,5

0,11

8

Развитие атомного ЭПК

51114

 

51114

5,7

0,14

9

Развитие институтов

22294.9

31845,5

54140,4

6,1

0,15

10

Гражданская авиационная  
техника

12537

 

12537

1,4

0,03

11

Культура

14694.2

3082,1

17776,3

2,0

0,05

12

Образование

12476.6

12609,9

25086,5

2,8

0,07

13

Сельское хозяйство

11350

936,6

12286,6

1,4

0,03

14

Здравоох-ранение

9452

24249,9

33701,9

3,8

0,09

15

Прочие

16995.1

13434,2

30429,3

3,4

0,08

 

Итого

698294

191478

889772

100

2,54

Информация о работе Расходы бюджетов