Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:58, контрольная работа
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Введение………………………………………………………………................3
1.Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав……………...5
2.Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………….11
3.Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации……31
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...35
16
кинематографии
и средств массовой информации в 2001-2007 гг. составил 0,2% ВВП.
В течение всего рассматриваемого периода
это значение оставалось практически
неизменным.
Расходы на финансирование здравоохранения
и спорта в 2001-2007 гг. составили 0,5% ВВП
в среднем за год. В 2007 г. по сравнению с
2001 г. расходы по этому разделу увеличились
на 0,2 п.п. ВВП, составив 0,6% ВВП – максимальное
значение за период. Расходы на здравоохранение
увеличились с 0,4% ВВП в 2001 г. до 0,5% ВВП в
2007 г.
Расходы на финансирование социальной политики
в 2001-2007 гг. составили 0,9% ВВП в среднем
за год. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы
по этому разделу сократились на 0,2 п.п.
ВВП, составив 0,6% ВВП.
Средний уровень расходов на финансирование межбюджетных трансфертов
в 2001-2007 гг. составил 5,9% ВВП. В 2007 г. по сравнению
с 2001 г. расходы по этому разделу сократились
на 0,8 п.п. ВВП, составив 5,8% ВВП.
Основными направлениями расходования
средств по разделу в течение всего периода
были трансферты внебюджетным фондам
(средняя доля в ВВП – 2,9%, средняя доля
в расходах по разделу – 46,9%), а также финансовая
помощь бюджетам других уровней (1,6% ВВП,
34,1%).
Созданные в последние годы законодательные основы финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления существенно увеличили возможности реализации полномочий по вопросам ведения региональных и местных властей. Закрепленные на постоянной основе налоговые источники обеспечивают стабильность роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Среднегодовые темпы прироста доходов за последние 5 лет составили 25%, или почти 12% в реальном выражении. Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации увеличился до 1 037 млрд. рублей в 2008 году. Как следствие, субъектами Российской Федерации устойчиво реализуются социальные обязательства. Расходы на оплату труда увеличились с 323,7 до 1 059 млрд. рублей, то есть на 327% за 5 лет. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» возросли с 25 млрд. рублей в 2002 году до 99 млрд. рублей в 2007 году (на 397%). Кредиторская задолженность сократилась с 128 до 42 млрд. рублей (8% и менее 1% по отношению к доходам соответственно), появилась возможность больше средств направлять на развитие – расходы на капитальные вложения увеличились до 1 082 млрд. рублей, их удельный вес в общем объеме расходов возрос с 17% до 23%.
17
Оплата труда в бюджетном секторе
Средний уровень
расходов консолидированного бюджета
на оплату труда с начислениями (ФОТ) в
2001-2007 гг. составил 6,8% ВВП. С 2001 по 2007 год
они увеличились с 5,4%ВВП до 7,3%ВВП – максимальный
уровень за весь период.
В структуре расходов консолидированного
бюджета средняя доля фонда оплаты труда
в 2001-2007 гг. была на уровне 22%, увеличившись
с 18,4% в 2001 году до 22,3% в 2007 году.
Доля ФОТ бюджетной сферы в ФОТ по экономике
в целом в 2007 году составила 30,1% против
28,2% в 2002 году.
Расходы консолидированного бюджета на оплату труда
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Оплата труда и начисления на оплату труда, млрд. руб. |
258,5 |
422,6 |
490,5 |
637,9 |
817,0 |
1057,9 |
1327,6 |
к ФОТу по экономике, % |
28,2 |
27,6 |
29,2 |
30,5 |
31,2 |
30,1 | |
к ВВП, % |
5,4 |
6,9 |
6,9 |
6,8 |
7,0 |
7,1 |
7,3 |
к расходам, % |
18,4 |
20,1 |
21,1 |
23,0 |
23,3 |
24,1 |
22,3 |
Увеличение расходов на
оплату труда сопровождалось увеличением
численности занятых.
В 2006 году в бюджетном секторе было занято
14,5 млн. человек, т.е. более 20% всех занятых
в экономике и 30% от числа наемных работников.
18
Наибольшее число
работников (около 5,7 млн. человек) заняты
в образовании. В бюджетном сегменте здравоохранения
заняты примерно 4,1 млн. человек. Численность
работников государственного сегмента
образования и здравоохранения за период
2000-2006 год изменилась незначительно –
в здравоохранении рост составил около
3%, в образований – около 0,5%.
При этом стоит отметить, что
несмотря на свое незначительное абсолютное
значение, понемногу увеличивается численность
работников частного сегмента этих отраслей
- в среднем в год на 8% в здравоохранении
и на 2% в образовании.
Численность работников сферы
управления, военной безопасности и обязательного
социального обеспечения в 2006 году составила
3,5 млн. человек, около 5% всех занятых в
экономике. По сравнению с 2000 годом она
выросла на 13%.
Динамика реальной заработной платы в бюджетных секторах как в сравнении с общероссийскими показателями, так и в сравнении с другими секторами, свидетельствует о достаточно быстром росте реальной заработной платы. В среднем за 2000-2007 годы темпы роста реальной заработной платы в образовании и здравоохранении существенно превышали аналогичные показатели по другим отраслям и среднероссийский уровень. По сравнению с 2000 годом реальная заработная плата в здравоохранении, образовании и управлении выросла соответственно в 3,3, 3,1 и 2,7 раза, при этом по экономике в целом этот показатель вырос в 2,6 раза.
19
Это привело к росту показателя, отражающего отношение среднемесячной зарплаты в образовании и здравоохранении к среднероссийской, которое выросло с 2000 года на 9 и 14 п.п. и в 2007 году составило 65% и 74% соответственно.
Среднемесячная
начисленная заработная плата
в % к среднероссийскому
уровню
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Образование |
55,8 |
56,6 |
67,1 |
61,6 |
62,4 |
63,5 |
65,7 |
65 |
Здравоохранение |
60 |
60,5 |
72 |
66,6 |
68,4 |
69 |
75,8 |
74,1 |
Государственное управление |
122 |
115,8 |
119,3 |
125,7 |
117,2 |
128,1 |
126,7 |
124,9 |
Стоит обратить внимание
на ситуацию с оплатой труда внутри бюджетных
отраслей. Так, например, в здравоохранении
средняя зарплата даже в частных медицинских
учреждениях находится ниже уровня среднероссийской.
При этом разрыв между оплатой труда в
частном и в государственном секторе здравоохранения
совсем не велик и составляет не более
7% (в 2005 году – 4%). Кроме того, в 2004 и 2006 годах
зарплата в государственном сегменте
здравоохранения оказалась выше, чем в
частном.
Оплата труда в муниципальном здравоохранении
существенно ниже, чем в частных клиниках
и медицинских учреждениях, финансируемых
более высокими уровнями бюджетной системы.
Разрыв в оплате труда работников муниципального
здравоохранения имеет тенденцию к увеличению:
если в 2002 году разрыв составлял всего
8%, то уже к 2006 году разница между оплатой
труда в муниципалитетах и частном секторе
выросла до 18%.
20
Оплата труда в образовании
сильнее дифференцирована, чем в здравоохранении,
– уровень заработных плат в муниципалитетах
существенно ниже, чем у образовательных
учреждений, финансируемых более высокими
уровнями бюджетной системы, и более, чем
вдвое ниже зарплат в частном сегменте
образования.
При этом заработные платы в частном сегменте
российского образования находятся выше
среднероссийской заработной платы. Зарплаты
бюджетников в образовании, составили
в 2006 году около 79% для государственных
и 47% для муниципальных образовательных
учреждений от зарплаты в образовании
в частном секторе.
Заработная плата в области управления, военной безопасности и обязательного социального обеспечения по отношению к среднероссийскому уровню заработной платы составляет 125%.
Инвестиции, осуществляемые из бюджета
По данным Росстата,
доля бюджетных средств в структуре источниках
инвестиций в основной капитал по экономике
в целом в период с 2000 по 2007гг. находится
на достаточно высоком уровне – около
20%. В 2007 году доля бюджетного финансирования
в источниках инвестиций в основной капитал
составила 21,2%.
В общем объеме инвестиций увеличилась
доля финансирования за счет средств федерального
бюджета. Прирост за рассматриваемый период
21
составил 2,4 п.п. (с 6,0% в 2000 г.
до 8,4% в 2007 г). На сопоставимую величину
сократилась доля финансирования инвестиций
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных
бюджетов (сокращение на 2,9 п.п.; 11,5% в 2007
г).
На 4,3 п.п. сократилась доля финансировании
инвестиций из внебюджетных фондов, в
2007 г. она составила всего 0,5% от общего
объема инвестиций в основной капитал.
Несмотря на то, что в структуре
привлеченных средств произошло заметное
увеличение доли кредитов банков с 2,9%
в 2000 году до 9,4% в 2007 году, она тем не менее
в два раза меньше уровня инвестиций, осуществляемого
из бюджета.
Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал (%)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
в среднем за 2000-2007 | |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Собственные средства |
47.5 |
49.4 |
45.0 |
45.2 |
46.8 |
44.6 |
42.1 |
41.5 |
45.3 |
прибыль, остающаяся в распоряжении организации (фонд накопления) |
23.4 |
24.0 |
19.1 |
17.8 |
18.3 |
20.3 |
19.9 |
19.9 |
20.3 |
Амортизация |
18.1 |
18.5 |
21.9 |
24.2 |
24.4 |
21.0 |
19.2 |
18.1 |
20.7 |
Привлеченные средства |
52.5 |
50.6 |
55.0 |
54.8 |
53.2 |
55.4 |
57.9 |
58.5 |
54.7 |
кредиты банков |
2.9 |
4.4 |
5.9 |
6.4 |
7.3 |
8.2 |
9.6 |
9.4 |
6.7 |
кредиты иностранных банков |
0.6 |
0.9 |
0.9 |
1.2 |
1.3 |
1.0 |
1.6 |
1.1 |
1.1 |
заемные средства других организаций |
7.2 |
4.9 |
6.5 |
6.8 |
7.0 |
5.9 |
6.0 |
6.1 |
6.3 |
Бюджетные средства |
22.0 |
20.4 |
19.9 |
19.6 |
17.4 |
20.1 |
20.2 |
21.2 |
20.1 |
средства федерального бюджета |
6.0 |
5.8 |
6.1 |
6.7 |
5.1 |
6.7 |
7.0 |
8.4 |
6.5 |
средства бюджетов субъектов |
14.3 |
12.5 |
12.2 |
12.1 |
11.3 |
12.3 |
11.7 |
11.5 |
12.2 |
средства внебюджетных фондов |
4.8 |
2.6 |
2.4 |
0.9 |
0.8 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
1.6 |
Прочие |
15.6 |
18.3 |
20.4 |
21.1 |
20.7 |
20.6 |
21.7 |
21.3 |
20.0 |
средства вышестоящих организаций |
11.6 |
13.0 |
10.9 |
10.6 |
12.5 |
11.7 |
11.7 | ||
средства, полученные от долевого участия на строительство (организаций и населения) |
4.1 |
3.3 |
3.4 |
3.8 |
3.8 |
3.3 |
3.6 | ||
средства, полученные от долевого участия на строительства (средства населения) |
1.3 |
1.0 |
1.2 | ||||||
средства от выпуска корпоративных облигаций |
0.1 |
0.2 |
0.1 |
0.3 |
0.0 |
0.2 |
0.2 | ||
средства от эмиссии акций |
0.5 |
0.1 |
0.4 |
0.3 |
0.2 |
3.1 |
2.3 |
1.9 |
1.1 |
В федеральном законе
«О федеральном бюджете на 2008 год» на текущий
год утвержден объем расходов федерального
бюджета по программам и непрограммной
части федеральной адресной инвестиционной
программы (ФАИП) в сумме 890 млрд.руб или
2,5%ВВП, в т.ч. по федеральным целевым программам
на сумму 698 млрд.рублей.
Наибольший удельный вес занимает направление
«транспорт» - 29,4% (0,74%ВВП). Социально-значимые
программы: здравоохранение - 3,8% (0,09%ВВП),
образование - 2,8% (0,07%ВВП), культура - 2,0%
(0,05%ВВП).
ФЦП и непрограммная часть ФАИП в 2008 году (закон)
|
Направление |
ФЦП |
«непрог-раммная» часть ФАИП |
Всего |
Удельный вес |
% к ВВП |
1 |
Транспорт |
253398 |
8554.8 |
261952,8 |
29,4 |
0,74 |
2 |
Жилище |
62623 |
37616.7 |
100239,7 |
11,3 |
0,28 |
3 |
Оборона |
37217.3 |
27553,0 |
64770,3 |
7,3 |
0,18 |
4 |
Развитие регионов |
95196.7 |
29466,0 |
124662,7 |
14,0 |
|
5 |
Космос |
33028.1 |
33028,1 |
3,7 |
0,09 | |
6 |
Уничтожение запасов химического оружия |
28231.5 |
28231,5 |
3,2 |
0,08 | |
7 |
Инновация, наука |
37686.2 |
2129,0 |
39815,2 |
4,5 |
0,11 |
8 |
Развитие атомного ЭПК |
51114 |
51114 |
5,7 |
0,14 | |
9 |
Развитие институтов |
22294.9 |
31845,5 |
54140,4 |
6,1 |
0,15 |
10 |
Гражданская авиационная |
12537 |
12537 |
1,4 |
0,03 | |
11 |
Культура |
14694.2 |
3082,1 |
17776,3 |
2,0 |
0,05 |
12 |
Образование |
12476.6 |
12609,9 |
25086,5 |
2,8 |
0,07 |
13 |
Сельское хозяйство |
11350 |
936,6 |
12286,6 |
1,4 |
0,03 |
14 |
Здравоох-ранение |
9452 |
24249,9 |
33701,9 |
3,8 |
0,09 |
15 |
Прочие |
16995.1 |
13434,2 |
30429,3 |
3,4 |
0,08 |
Итого |
698294 |
191478 |
889772 |
100 |
2,54 |