Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 18:25, контрольная работа
Актуальность темы исследования. Один из наиболее важных управленческих процессов - Разработка управленческих решений. От их эффективности в значительной степени зависит успех дела.
Профессиональный менеджер владеет эффективными технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке, невозможно.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…3
РАЗДЕЛ 1.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ ИННОВАЦИОНОГО РЕШЕНИЯ…………………………………………..6
РАЗДЕЛ 2.
ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ ИННОВАЦИОНЫХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО "АВТОВАЗ………………………………………….…....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………..38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский технологический государственный
университет им. В.Г. Шухова
Институт менеджмента и экономики
Кафедра социологии и управления
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дисциплина:
«Разработка управленческого решения»
Тема:
«Разработки инновационных решений»
Выполнил: Шестакова В.А.,
ИЭиМ, УП-32
Руководитель:
к. с. н., проф. Данкова Ж.Ю.
Белгород 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
| |
РАЗДЕЛ 1. |
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ ИННОВАЦИОНОГО РЕШЕНИЯ…………………………………………..6 |
|
РАЗДЕЛ 2. |
ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ ИННОВАЦИОНЫХ РЕШЕНИЙ НА
ПРЕДПРИЯТИИ ОАО "АВТОВАЗ………………………………………….….... |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. |
||
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………..38 |
||
Актуальность темы исследования. Один из наиболее важных управленческих процессов - Разработка управленческих решений. От их эффективности в значительной степени зависит успех дела.
Профессиональный менеджер владеет эффективными технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке, невозможно.
Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.
Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным потенциалом. Инновационный потенциал менеджмента – это способность и возможность видеть необходимость нововведений и изменений инновационного типа, проектировать нововведения и успешно реализовывать их в практике управления. Инновационный потенциал менеджмента – это не только склонность персонала и менеджера к инновациям, дух поиска и творчества, это и наличие необходимых для проведения инноваций ресурсов – инновационного фонда, который может быть предназначен для оплат консультационных и экспертных услуг, закупки необходимого оборудования, разработки инновационных проектов, стимулирования персонала в процессах инновационных преобразований.1
В экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающий в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований.2
Цель работы: рассмотреть сущность процесса и особенности принятия инновационных решений.
Задачи данной работы:
-рассмотреть сущность процесса принятия инновационных решений;
-провести особенности принятия инновационного решения.
Предметом исследования данной работы являются инновационные решения.
Объектом исследования – ОАО "АВТОВАЗ".
Проблема исследования заключается в необходимости повышения принятия инновационных решений и слабой изученностью их внедрения.
Информационная и эмпирическая база исследования. Вопросам изучения трудовой мотивации посвящено немало теоретических работ и эмпирических исследований зарубежных и отечественных авторов. Эмпирической базой так же послужили данные официальной статистики, материалы Министерства труда и социального развития РФ, Федеральная служба государственной статистики3, правовой базы регулирования социально-трудовых отношений в РФ, материалы периодических изданий по вопросам управления персоналом. Большое влияние на развитие концепции трудовой мотивации оказали работы Т.Ю. Базарова4, А.Я. Кибанова5, И.Е. Киселева6, Т.О. Соломанидиной7 и других. Существует множество теорий и концепций, посвященных изучению проблем мотивации. Самыми известными являются: иерархическая теория потребностей А. Маслоу8; теория выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера; теория трех потребностей Д. МакКлелланда; двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция Ф. Герцберга; теория ожиданий В. Врума; теория справедливости С. Адамса и другие.
Методы исследования: методы наблюдения, анализа, системный подход, обобщение.
Структура работы отвечает логике решения целей и задач исследования. Работа включает введение, два раздела, заключение, список источников и литературы.
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ ИННОВАЦИОНЫХ РЕШЕНИЙ
Решение - результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимому действию (бездействию). Понятие решения в науке и практике неоднозначно. Обычно под решением может пониматься:
- элемент
множества возможных
- нормативный документ,
- устные или письменные распоряжения,
- регламентируемая
последовательность действий
- отражение
осуществления поставленной
Авторы работ по менеджменту определяют управленческое решение как:
- продукт управленческого труда,
- организационная реакция на возникшую проблему,
- выбор определенного курса действий из возможных вариантов,
- выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.9
Соответственно, управленческие решения отличаются от решений, принимаемых в частной жизни по следующим параметрам:
1) по
целям – субъект управления
принимает решение не для
2) по последствиям – решения, принимаемые в частной жизни сказываются на жизни принявших их индивидов, управленческие решения влияют на деятельность всей организации и ее сотрудников; чем выше уровень принятия управленческого решения, тем серьезнее их последствия.
3) по разделению труда – в частной жизни решение выполняется тем, кто его принял, управленческие решения выполняются на основе разделения труда: руководитель – исполнители.
4) по
профессионализму – решения
Таким образом, управленческое решение – довольно сложное явление, составляющие основу ежедневного труда менеджера.10
Управленческое решение представляет собой прямую связь между субъектом и объектом управления. Управление объектом (организацией) осуществляется опосредовано от ЛПР к управляемому субъекту (руководителю среднего звена).
Лицо, принимающее решение (ЛПР) – индивид, группа заинтересованных лиц или коллективный аппарат управления, который с полной ответственностью постоянно занимается устранением возникающих в организации проблем или постоянно занимается решением задач в интересах всей организации.
В качестве основных функций управленческих решений можно назвать следующие:
– направляющая функция – проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в разнообразных задачах. Одновременно решение является направляющей основой для реализации общих функций управления – планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений;
– координирующая функция решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества;
– мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы и др.), экономических стимулов (премии), социальных оценки (творческая самореализация).11
В ХХ в. сложилась новая отрасль знаний – теория принятия решений, которая возникла при решении военно-стратегических задач.
Теория принятия решений – набор понятий и систематических методов, позволяющих всестороннее анализировать проблемы принятия решений в условиях определенности и неопределенности.
Разработка управленческих решений в виде самостоятельной дисциплины сформировалась во второй половине ХХ в. Основной предпосылкой стало развитие научно-технического прогресса, приведшего к появлению множества альтернативных вариантов решений в сфере управления. Их оценка все более усложнялась из-за наличия совокупности многих разнородных факторов.
Для повышения качества решений автором В.И. Михайловым рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам.
В зависимости от трудности решаемой проблемы для снижения риска ошибки используют 4 уровня принятия решений; каждому соответствует свой тип решения:
- рутинный
тип: не требует творческого
- селективный тип: требует ключевых навыков (установление целей, анализ информации), инициативы (в пределах дозволенного). Результативность решения зависит от способности менеджера выбрать самое экономичное и эффективное среди альтернативных возможностей (кадры, ресурсы, качество и т.д.);
Рис. 1. Классификация управленческих решений
- адаптационный
тип: менеджер вырабатывает
- инновационный
тип: предполагает творческое
Рассмотрим характерные подходы к принятию решений.
Централизованный подход - большинство решений принимается уровнем управлением.
Децентрализованный подход - передача ответственности по принятию решения на более низкий управленческий уровень. Одна из очевидных преимуществ децентрализованного подхода заключается в том, что он дает большую ответственность и власть в принятии решений людям с более низким уровнем управления.12
Проблема выбора менеджером альтернативы - одна из важнейших в современной науке управления, но не менее важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должны учитываться ряд факторов (рис. 2).
Рис. 2. Факторы эффективности управленческих решений13
1. Иерархия в принятии решений - делегирование полномочий по принятию решения ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации принятого решения. В этом случае исполнителями решения являются сотрудники смежных уровней. Контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже (выше), не допускаются.
2. Использование целевых межфункциональных групп, в которых члены, входящие в их состав, отбираются из различных подразделений и уровней организации.
3. Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей при принятии решений. В данном случае (особенно на начальной стадии процесса принятия решения) сбор и обработка информации осуществляются без обращения к вышестоящему руководству. Такой подход способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений.
4. Централизация руководства при принятии решения. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного (общего) руководителя. В данном случае формируется иерархия в принятии решений, т.е. каждый низший руководитель решает свои проблемы (принимает решения) со своим непосредственным руководством, а не с вышестоящим руководством, минуя своего непосредственного начальника.