Развитие налоговой политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги - обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти, а федеративных государствах - членами федерации) с физических и юридических лиц.
Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Содержание работы

1. Понятие налоговой политики и классификация налогов……………….3
2. Особенности налоговой политики на современном этапе………….….10
3. Перспективы развития налоговой политики в России……...………….19
Список используемой литературы………………………………...………..31

Файлы: 1 файл

готовый курсовик1.docx

— 96.58 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Ростовский  государственный экономический  университет (РИНХ)

Финансовый  факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На  тему: “Развитие налоговой политики в России”

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Работу выполнил:

                                                                                    студент 535 группы

                                                                                    Шульгин В. И.

                                                                                    Проверила: 

                                                                                    Андреева О. В. 

 

 

 

 

 

 

Ростов на Дону 2012

 

 

                                                         План

1. Понятие  налоговой политики и классификация  налогов……………….3                        

2. Особенности  налоговой политики на современном  этапе………….….10                                                          

3. Перспективы развития налоговой политики в России……...………….19                                 

 

Список используемой литературы………………………………...………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие налоговой политики и  классификация налогов.

 

    Решающее  значение в доходах бюджета  имеют налоги. Налоги - обязательный  и безвозмездный платеж, взимаемый  государством (центральными и местными  органами власти, а федеративных  государствах - членами федерации)  с физических и юридических  лиц.

    Государство  без налогов существовать не  может, так как они главный  метод мобилизации доходов в  условиях господства частной  собственности и рыночных отношений. 

    Налоги, участвуя в перераспределении  новой стоимости - национального  дохода - выступают частью единого  процесса воспроизводства, специфической  формой производственных отношений,  которые формируют их  общественное  содержание. Оно дает возможность  проникнуть во внутреннюю их  природу, раскрыть эволюцию, важнейшие  признаки и особенности, а также  механизм воздействия налогов  на производственные отношения  в обществе. Налоги как часть  распределительных отношений общества  отражает закономерности производства.        

    Кроме  общественного содержания налоги  имеют материальную основу,т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

    Налоговые  доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной  в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью  государства и используются для  военно-политических и социально-экономических  мероприятий.

    Функции  налоговвыявляют их социально экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории.

    1. Фискальная функция - основная, характерная  изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные  денежные фонды, т. е. материальные  условия для функционирования  государства. Именно эта функция  обеспечивает реальную возможность  перераспределения части стоимости  национального дохода в пользу  наименее обеспеченных социальных  слоев общества.

    Значение  фискальной функции с повышением  экономического уровня развития  общества возрастает. XX в. Характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

    Фискальная  функция налогов создает объективные  предпосылки для вмешательства  государства в экономические  отношения, т. е. она обуславливает  регулирующую функцию. 

    2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник  перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

    Эта  функция неотделима от фискальной и тесно с ней взаимосвязана. Расширение налогового метода мобилизации национального дохода государством вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. Размер налогов определяет уровень оплаты труда, поскольку она включает налоговые платежи. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющиеся для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей. 

    В  каждой налоговой системе помимо  налогов существуют также сборы.  Если налоги поступают только  в бюджетный фонд, то сборы  носят целевой характер и формируют  целевые денежные фонды.  Теоретическую  основу налогов составляют его  элементы. Основными из них являются:

    Плательщик - физическое  или юридическое лицо, выполняющее  возложенные на него обязательства  по ,уплате налога;

Объект обложения - доход, земельная рента, имущество  облагаемые налогом;

    Единица  обложения - часть объекта, принимаемая  за основу при исчислении налога;

    Налогооблагаемый оклад  - общая сумма налоговых изъятий  на одного плательщика с единицы  обложения за определенный период  времени; 

    Ставка  налога - размер налога с единицы  обложения. Ставка может устанавливаться  в абсолютных суммах ( в рублях ) либо в процентах;

    Налоговая  льгота - уменьшение налогового бремени  вплоть до нулевого;

    Налоговая  санкция - увеличение налогового  бремени при установлении факта  нарушения налогового законодательства;

    Налоги  и сборы классифицируются по  ряду признаков. Прежде всего налоги подразделяются на две подсистемы: прямые и косвенные. Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту обложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на землю, рента; налог на капитал, налог на средства потребления.

    Основой следующего  классификационного признака является  источник уплаты налогов. Это:  заработная плата, выручка, доход  или прибыль, себестоимость.

    Наиболее  существенным признаком классификации  налогов является принадлежность  их к уровням власти и управления. Классификация налогов по бюджетному кодексу (см. Приложение 1).

Рассмотрим  исторический аспект Налоговая политика.

    Своими историческими истоками  налоги уходят в древний мир,  когда существовали такие из  них, как поземельные, промысловые,  с торговли, и другие.

    Налоги – исторически наиболее  поздняя форма государственных  доходов. Первоначально налоги  называли “auxilia” (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось все больше и больше денег, и налоги из временного превратились в постоянный источник государственных доходов.

       Очень быстро налог стал явлением  обыденным. Как сказал известный  политический деятель США Бенджамин Франклин, “платить налоги и умирать должен каждый”.

     Летописи и другие исторические  памятники свидетельствуют, что  в нашем Отечестве налоги в  разных формах взимались с  населения с самых древних  времен, т.е. с образования раннефеодального  русского государства. Первые  сведения о дани (сборе налогов)  содержатся в «Русской правде».  В то время русские князья  брали оброк по числу лиц.  Прямые налоги брались не только  с жилья, но и с плуга,  угодий и прочее.

Древнейшими косвенными налогами в  Русском государстве были таможенные и питейные (кабацкие) сборы. До середины 17 в. основными были две категории пошлин: проезжие и торговые. Из проезжих главной являлась пошлина под названием «мыт». Она взималась за провоз товаров по дорогам и рекам, за ввоз их в город, складирование в амбарах и гостиных дворах. Для сбора мыта на торгах, ярмарках, базарах, по проезжим дорогам, особенно на мостах и переправах через реки, были построены внутренние заставы – мытницы. С товаров, провозимых по дороге, брали «сухое мыто», а на судах – «водяное мыто». Сборщиков этой пошлины называли мытниками (мытчиками).

    Иоанн III предпринял первые  шаги по установлению правильного  взимания налогов с населения,  встретив главное препятствие  – отсутствие переписи населения.  Началась первая генеральная  перепись населения, вторую осуществил  Иван IV, а третью – царь Михаил  Федорович. Разумеется, установлению  единых правил по сбору всевозможных  налогов, формированию налоговой  системы и политики способствовал  процесс образования Русского  централизованного государства  во главе с политическим центром  – Москвой. Централизация власти  повлияла на радикальное улучшение  государственного хозяйства и  одновременно вызвала необходимость  в создании особых финансовых  органов.

    В царствование Екатерины  II Манифестом 1775 г. в Российской  Империи было введено еще и  Гильдейское налогообложение, которое  предусматривало сбор с объявленного  капитала. В то время существовало  три гильдии для российского  купечества, каждая из которых  определялась уровнем капитала (первая  – свыше 10 тыс. руб.; вторая  – от 1 до 10 тыс. руб.; третья –  от 500 до 1 тыс. руб.). Фабриканты и  заводчики не платили гильдейский  налог, но с них брали особые  сборы. Но если они производили  торговлю продуктами своего производства, то платили гильдейскую подать, как все купцы.

Существенные изменения произошли  в налоговой системе империи  во время буржуазных реформ 60 – 70-х  гг. 19 в., проводимых императором Александром II. Именно тогда появились публикации о госбюджете. Граф С.Ю.Витте, назначенный 30 августа 1892 г. министром финансов, приступил к реорганизации системы государственного обложения как составной части денежной реформы. С конца 1892 г. было осуществлено повышение косвенных налогов: на спирт, пиво, фосфорные спички, осветительные масла, табачные изделия. Одновременно понижены или отменены некоторые прямые налоги. Так, в 1893 г. был понижен поземельный налог в европейской России, а в 1898 г. последовала отмена подушной подати в Сибири. С 1900 г. косвенные налоги вновь повысились (спирт, водочные изделия, пивоварение, табак).

Особенностью налоговой системы  царской России являлось преобладание косвенного налога по сравнению с  прямым ( см.Таблицу1).

В России поступления от косвенных  налогов в 5,6 раза превышали прямые. В таком виде система государственных  доходов России действовала до 1917 года.   

В данном разделе мы рассмотрели  понятие и классификацию налогов и налоговой политики в России, а также познакомились с некоторыми историческими аспектами в налоговой системе. Понятие и развитие налогов было известно с давних времен. Различные налоги собирались с людей из давно, но они были лишь формой помощи в экстренных ситуациях. Лишь позже, с развитием налоговой системы, государство стало использовать налоги в качестве доходов в государственный бюджет.

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Таблица 1

 

            Преобладание косвенного налога над прямым.1

 

 

ПРЯМЫЕ

%

КОСВЕННЫЕ

%

Россия

Франция

Германия

Австро-Венгрия

Италия

Англия

15,2

29,4

33.2

32,8

36

41,1

84,8

70,6

66,8

67,2

64

58,9

Информация о работе Развитие налоговой политики в России