Роль финансового лизинга в инвестиционной деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Основным условием успешного проведения инвестиционной деятельности является состояние отечественной экономики, во многом определяющее перспективы развития финансового лизинга как одной из возможных форм капитальных вложений в стране. В настоящее время больших возможностей для инвестиционной деятельности российских предприятий пока не имеется.
Основные социально-экономические показатели развития России (Приложение 1) за девять месяцев 2000 г. свидетельствуют, что объем промышленной продукции с начала года увеличился на 107,5%. За данный период рост произошел практически по всем отраслям народного хозяйства, кроме микробиологической (70,1%) и мукомольно-крупяной (96,2%). При этом экспорт товаров сократился более, чем их импорт. Увеличились реальные денежные доходы населения, но резко подскочили потребительские цены.

Файлы: 1 файл

Роль финансового лизинга в инвестиционной деятельности предприятий.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Лизинг предполагает финансирование в полной сумме аренды имущества и не требует немедленного начала платежей, что дает возможность обновлять основные производственные фонды при временной нехватке финансовых ресурсов.

Лизинговое соглашение более гибко, чем кредит, поскольку предоставляет возможность участникам сделки выработать наиболее удобную для них схему выплат.

Инвестирование в форме имущества в отличие от предоставления денежных ссуд снижает риск возврата средств, поскольку у лизингодателей сохраняются права собственности на передаваемое имущество.

Предприятию проще получить имущество по финансовому лизингу, чем ссуду на его приобретение, поскольку имущество, передаваемое в лизинг, выступает в качестве залога.

Риск морального и физического износа и устаревания имущества уменьшается для лизингополучателя, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.

Имущество, предоставленное в финансовый лизинг, не числится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на имущество.

Лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя и соответственно снижают налог на прибыль.

Производитель оборудования и другого имущества, передаваемого в финансовый лизинг, получает дополнительные возможности для сбыта своей продукции.

Амортизационные и налоговые льготы для лизингодателя способствует заключению оптимальных лизинговых соглашений с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей и установления взаимовыгодного графика их выплат.

Лизингодатель имеет льготное налогообложение не только по уплате налога на прибыль, полученную им от реализации договора лизинга, но и по налогу на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг.

Наряду с преимуществами лизинговых операций финансовому лизингу присущи и недостатки:

Не следует давать категорическую оценку налоговых аспектов лизинговых операций. Действительно, лизинговые платежи относят на себестоимость продукции и тем самым уменьшают налогооблагаемую прибыль, но те же самые платежи, будучи завышенными, способны привести к росту цены товара и снизить его конкурентоспособность.

Стоимость оформления договоров и другой документации для проведения лизинговой операции необходимо включать в калькуляцию расходов, хотя она относительно невысокая.

Изменение порядка исчисления налогооблагаемой базы (здесь нет стабильности) может неблагоприятно сказаться на лизинговых операциях даже при снижении налогового пресса в целом.

На лизингодателя ложится риск морального старения имущества и неполучения лизинговых платежей, а для лизингополучателя стоимость лизинга часто выше, чем цена, по которой можно приобрести имущество за счет собственных средств или банковского кредита.

Отмеченные недостатки, присущие финансовому лизингу в целом, не меняют общей положительной оценки применения этого эффективного метода инвестирования.

В отечественной экономике лизинговая деятельность активизировалась сравнительно недавно (начало 90-х годов). И это объясняется тем, что, с одной стороны, в стране были сформированы определенные рыночные структуры, которые предопределяют эффективное использование лизинговых операций, а с другой — стала остро проявляться необходимость в инвестициях для обновления производственно-технического потенциала предприятий, приобретения конкурентоспособной техники и оборудования, поскольку существующая производственная база значительно устарела. Потребность в инвестициях не могла быть удовлетворена традиционными методами. Лизинг же позволял получить дополнительный источник инвестирования.

Считается, что важным этапом в развитии лизинговых сделок в России являются операции Международного промышленного банка. В 1994 г. банком был прокредитован проект нефтеперерабатывающего завода, нацеленный на создание нефтяных коксов для использования в электродной и алюминиевой промышленности. Освоение этой продукции позволило освободиться от импорта, улучшить экологическую обстановку в районах, где расположены данные предприятия. Банком был подготовлен также ряд программ по использованию лизингового механизма для развития промышленности Камчатки, Хабаровского края и других районов Дальнего Востока.

В 1994 г. на основе объединения 15 российских лизинговых компаний была создана российская ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг), которая выполняет методические, организационные и информационные функции, предусматривающие развитие лизинга в России. Среди этих функций важнейшими являются следующие: содействие развитию рынка лизинговых услуг, разработка совместно с органами государственного управления стратегических направлений и программы развития лизинга в России, подготовка проектов законодательных актов, юридических и правовых основ внутреннего и международного лизинга, представление и защита интересов членов ассоциации в государственных органах, экономических, внешнеторговых и общественных организациях как на территории России, так и за рубежом, координация деятельности лизинговых организаций, объединение их средств для осуществления совместных проектов.

В настоящее время в России функционирует значительное число лизинговых компаний с различными направлениями деятельности. Среди лизинговых компаний имеются компании отраслевого, регионального, межрегионального, межгосударственного профиля. Постоянно возрастает объем лизинговых сделок. Так, по данным Государственной регистрационной палаты, на которую возложены функции по приему, регистрации и рассмотрению документов лизинговых компаний для выдачи лицензии на лизинговую деятельность, в 1994 г. объем лизинговых сделок составил 9,2 млн. деноминированных рублей, а в 2000 г. — около 3 млрд. руб.

При оценке роли лизинга на современном этапе и перспектив его развития следует учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, по оценкам Правительства РФ, предпринимателей, ученых, страна в 1998 г. пережила тяжелый финансово-экономический кризис.

Во-вторых, наряду с этим формируется ряд предпосылок, способствующих оживлению реального сектора экономики и инвестиционной деятельности. Важнейшие из них заключаются в следующем: активизируется привлечение внутренних и внешних инвестиций; разрабатываются нормативно-правовые и законодательные акты о координации использования инвестиционных ресурсов федерального и региональных бюджетов, внешних и внутренних заимствований и средств хозяйствующих субъектов, а также о реальном финансовом обеспечении и гарантированном наполнении Бюджета развития.

Государство берет на себя целый ряд регулирующих функций, обеспечивая хозяйственный порядок в стране. Одним из регулирующих инструментов является Бюджет развития, который служит эффективным рычагом государственного стимулирования привлечения дополнительных к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов, инвестиционных институтов и объединения указанных средств для финансирования инвестиционных проектов.

Бюджет развития позволяет осуществлять стимулирование инвестиционной деятельности в двух формах: в результате предоставления государственных гарантий и на основе размещения инвестиционных ресурсов в соответствующие проекты.

Следует добавить, что до последнего времени из-за отсутствия необходимой нормативно-правовой базы механизм Бюджета развития не функционировал. В этом плане существенную роль сыграло постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. № 1020, которым был утвержден «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций». Государственные гарантии нацелены на стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития экономики по ключевым направлениям.

В соответствии с утвержденным «Порядком...» государственные гарантии являются поручительством Правительства РФ и предоставляются на конкурсной основе под заемные средства резидентом Российской Федерации кредиторам лизингодателя. Гарантии осуществляются при условии более высокой отдачи от каждого рубля вкладываемых средств. Одним из условий предоставления государственных гарантий является подтверждение отсутствия просроченной задолженности и утвержденный претендентом бизнес-план.

Размер государственных гарантий, выдаваемых кредитору лизингодателя, составляет до 40% фактически предоставляемых средств для реализации лизинговых операций.

Для участия в конкурсе на получение государственных гарантий претендент обязан направить в Министерство экономического развития и торговли РФ следующие документы, заверенные руководителем организации и печатью организации, в 2-х экземплярах:

копию лицензии лизингодателя на осуществление лизинговой деятельности;

договор лизинга, для реализации которого запрашивается государственная гарантия, согласованный с поставщиком лизингового имущества;

бизнес-план лизингодателя, отражающий эффективность реализации договора лизинга;

оригинал и копию выписки банка, обслуживающего лизингодателя, о наличии и движении средств по счетам за текущий год;

заключение Межведомственной балансовой комиссии о финансовой состоятельности лизингодателя и неприменении к нему процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве;

бухгалтерскую отчетность лизингодателя за предыдущий и текущий годы (с отметкой налоговой инспекции).

Бизнес-планы инвестиционных проектов, предоставляемых претендентами, разрабатываются на период, превышающий срок действия государственных гарантий на один год. Бизнес-план разрабатывается с учетом особенностей лизинговых операций. К нему прилагаются данные о лизинговых платежах с поквартальной разбивкой на каждый год по следующим показателям: возмещение затрат на приобретение лизингового имущества, оплата процентов за привлекаемые заемные средства, оплата дополнительных услуг лизингодателя, комиссионные выплаты, НДС на лизинговые платежи.

Следует отметить, что государственными органами страны в рамках регулирования экономических процессов осуществлен ряд мер по созданию российского государственного агентства по страхованию и гарантированию инвестиционных рисков, модернизации производства и выпуску конкурентоспособной продукции, развитию инновационной деятельности и решению актуальных научно-технических проблем.

В-третьих, ни одна из стран мира не смогла обеспечить стабильный экономический рост, не развивая инвестиционной деятельности. И проблема состоит не просто в переходе к наращиванию объема инвестиций, а к использованию наиболее эффективных инвестиций, создающих конкурентоспособные производства.

В настоящее время состояние российской экономики благоприятствует развитию инвестиционной активности как исходного условия для подъема экономики. Сейчас особенно важно не упустить момент и приступить к инвестиционной деятельности, обеспечивающей высокую эффективность и быструю окупаемость. В связи с этим значительно возрастает роль лизинга, который в условиях ограниченных возможностей государственных ассигнований призван существенно активизировать инвестиционную деятельность.

Как показывает опыт зарубежных стран, лизинг дает возможность экономике быстрее выйти из кризисного состояния и обеспечить ее устойчивое развитие, поэтому увеличение объемов лизинговых сделок является одной из актуальных задач на современном этапе.

Можно с достаточным основанием утверждать, что развитие лизинга в России будет осуществляться как в направлении роста общего объема операций, так и освоения новых сфер и видов лизинговой деятельности. Напомним, что в ведущих странах Европы лизинговые операции в совокупных инвестициях достигают 20—25%, их объем в среднем ежегодно увеличивается на 12—13%. В России же лизинговые операции в инвестициях составляют 2—3%, при этом определенные направления лизинговой деятельности находятся на начальной стадии развития (слабо используется лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применяются его оперативный и возвратный виды).

Итак, для развития лизинга в России сформировались некоторые позитивные условия на макроэкономическом уровне, созданы основы законодательной, нормативно-правовой и методической базы, отмечается увеличивающаяся потребность предприятий в скорейшем осуществлении технического перевооружения производства, в выпуске конкурентоспособной продукции. Состояние экономики России таково, что если сейчас не активизировать инвестиционную активность, и прежде всего на основе широкого использования лизинга, то можно упустить момент и тогда развал экономики приобретет необратимые процессы.

В ближайшие годы лизинг может занять прочные позиции среди финансовых источников, направляемых на техническое перевооружение и создание новых конкурентоспособных производств. Для дальнейшего развития и совершенствования лизинговых операций в России и в ее регионах коммерческими структурами совместно с органами власти намечается осуществить ряд организационно-методических мероприятий. Среди них — создание образцовых лизинговых компаний, баз данных о лизинговой деятельности, разработка типовых методических материалов.

С целью оказания материальной поддержки и предоставления финансовых гарантий организациям и гражданам в осуществлении лизинговых проектов, направленных на развитие предпринимательства и малых предприятий, предполагается создание Фонда содействия лизингу.

По ориентировочным расчетам Министерства экономического развития и торговли РФ, удельный вес лизинговых операций в общем объеме капиталовложений в ближайшие два-три года может достигнуть 10—15%.

Основными составляющими лизинговых сделок, совершенствование которых должно осуществляться систематически, являются:

законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая прежде всего, взаимоотношения лизингодателя и лизингополучателя, изготовителя (продавца) оборудования и лизингодателя, лизингодателя и банка (кредитующая организация);

налоговая система и система учета, стимулирующие развитие лизинговой деятельности, финансирование инвестиций в конкурентоспособное оборудование, машины;

Информация о работе Роль финансового лизинга в инвестиционной деятельности предприятий