Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:49, курсовая работа
Основным условием успешного проведения инвестиционной деятельности является состояние отечественной экономики, во многом определяющее перспективы развития финансового лизинга как одной из возможных форм капитальных вложений в стране. В настоящее время больших возможностей для инвестиционной деятельности российских предприятий пока не имеется.
Основные социально-экономические показатели развития России (Приложение 1) за девять месяцев 2000 г. свидетельствуют, что объем промышленной продукции с начала года увеличился на 107,5%. За данный период рост произошел практически по всем отраслям народного хозяйства, кроме микробиологической (70,1%) и мукомольно-крупяной (96,2%). При этом экспорт товаров сократился более, чем их импорт. Увеличились реальные денежные доходы населения, но резко подскочили потребительские цены.
информационная сфера, включающая анализ рынка, сбор и обработку статистических данных, методические, каталожные, рекламные, нормативные материалы;
страхование и обеспечение надежных гарантий платежей, возврата кредита и др.;
инфраструктура лизинга, обеспечивающая деятельность консалтинговых фирм, вторичного рынка технологического оборудования, приобретаемого по лизингу, и иных структур.
Безусловно, характер совершенствования названных и других направлений определяется социально-экономической политикой Российской Федерации и конкретной ситуацией в данной сфере. Для дальнейшего стимулирования развития лизинговой деятельности, по нашему мнению, необходимо предусмотреть решение следующих проблем:
освобождение лизинговых компаний от налогов, объектом которых являются лизинговые платежи, поступившие в течение первого года с момента создания лизинговой компании;
освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договора финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет;
освобождение хозяйствующих субъектов от уплаты налога на добавленную стоимость на сумму вознаграждения лизингодателя с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость приобретении имущества, являющегося предметом лизинга.
На современном этапе развития экономики использование лучших, конкурентоспособных объектов, привлечение иностранных инвестиций являются приоритетными условиями развития лизинговых сделок. При разработке мероприятий по развитию лизинга важно предусматривать равные условия хозяйствования для отечественных и зарубежных участников.
Как известно, существенным элементом, затрудняющим развитие лизинговых сделок, является большой уровень риска. Его можно уменьшить, развивая страховую деятельность. Для этого органами власти и управления должен быть предусмотрен ряд мер, направленных на развитие деятельности страховых компаний, на включение в сферу их деятельности страхования в лизинговых сделках не только имущества, но и других видов риска.
К проблеме, требующей неотложного решения, относится также процедура информационного обеспечения лизинга. В связи с этим на государственном уровне следует предусмотреть порядок структурного информационного обеспечения лизинговых сделок, прежде всего в приоритетных областях, где необходимо первоочередное их развитие, а также процедуру выдачи Правительством, фондами гарантий под эти сделки. Вместе с тем нужна доступная для отечественных и зарубежных фирм информация, на базе которой укреплялись и совершенствовались бы хозяйственные связи между участниками лизинговых сделок. В настоящее время сводной статистики лизинга в нашей стране нет.
Развитие лизинга в отечественной экономике требует не только обобщения теории и практики, накопленной в различных регионах страны, но и всестороннего анализа форм и методов организации лизинговой деятельности в зарубежных странах, и особенно в промышленно развитых. Потребность в этом возрастает еще и потому, что многие десятилетия в издаваемой в нашей стране литературе проблемы аренды и лизинга не освещались вообще. А между тем лизинг имеет многолетнюю историю. Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста объема лизинга в них значительно превышают темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции как на внутренних, так и внешних рынках.
Однако лизинговое законодательство этих стран различно. Так, французская модель лизинга с опционом покупки оборудования в конце контракта в Англии считается не лизинговой сделкой, а арендой-продажей. В США опцион также не считается обязательным условием лизинга. Роль опциона на покупку при лизинге вообще имеет прямо противоположные оценки — от признания его необходимой и неотъемлемой частью лизинга до полного отрицания его положительного значения в лизинговых операциях.
Бельгийское, французское и итальянское законодательства рассматривают опцион на покупку как один из обязательных элементов лизингового договора.
Нет единства и в правилах бухгалтерского учета лизингового имущества. Англо-саксонская система бухгалтерского учета предусматривает отражение объекта лизинга на балансе арендатора, а по нормам, действующим во Франции и некоторых других странах, он учитывается на балансе лизинговой компании.
До настоящего времени в мировой практике не установилась даже единая трактовка понятия лизинга. Причем это связано не только с использованием различных терминов для описания лизинговых операций (кредит-аренда во Франции, финансовая аренда — в Бельгии и т.д.), но и с правовыми и экономическими особенностями. Более того, в большинстве стран (в том числе в США) отсутствует специальное законодательство, регулирующее лизинговые сделки, а отношения, вытекающие из договора лизинга, регулируются общими положениями гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, налоговым законодательством, в котором регламентированы амортизационные и налоговые льготы, и порядком бухгалтерского учета. Главную роль в этих странах играет лизинговая и судебная практика.
В некоторых странах, в частности Франции, Бельгии, Испании, существует специальное лизинговое законодательство. В нормативных актах этих стран дается определение лизинга, перечисляются признаки, свидетельствующие о заключении договора финансового лизинга (финансовой аренды), формулируются требования, которым должен отвечать лизингодатель, а также соотношение между сроком лизинга и нормативным сроком службы имущества, регламентируются отношения между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом имущества. При этом независимо от того, существует или нет специальное правовое обеспечение лизинга, экономические и юридические понятия сущности финансового и оперативного лизинга ставятся на первое место по сравнению с используемыми методами бухгалтерского учета.
Обобщение практики регулирования лизинговых отношений в зарубежных странах позволяет выделить три уровня их правового обеспечения:
— первый — специальные законы, регулирующие лизинговые сделки (первая группа стран — Франция, Бельгия, Италия и др.);
— второй — специальные законодательные акты (вторая группа стран — Англия, Австралия);
— третий — отсутствие специальных законов и подзаконных актов (третья группа стран — США, Германия).
В специальных законах сочетается стремление к регулированию всего комплекса трехсторонних отношений, возникающих при лизинге, с отсутствием подробной регламентации многих важных аспектов. В соответствии с этими актами в лизинговом соглашении на трехсторонней основе обязательно указывается, что оборудование приобретается с целью последующей сдачи в аренду и может использоваться только в производственных целях, а также ограничиваются условия о праве на покупку и цена, по которой оборудование приобретается после окончания срока договора. Вместе с тем в странах, где имеются специальные законы, вопросы риска и возникновения ответственности решаются в соответствии с общими нормами гражданского и торгового права.
Во второй группе стран правовое регулирование лизинга осуществляется исходя из двух принципов: в зависимости от стоимости имущества, передаваемого во временное пользование, и в зависимости от субъектов лизингового соглашения.
Для третьей группы стран характерно право США, где отсутствие специального законодательства не препятствует развитию лизинга. Это объясняется тем, что до недавнего времени в США главным побудительным мотивом обращения к лизингу выступали амортизационные и налоговые льготы. Они, в свою очередь, регламентировались в законодательных актах по вопросам налогообложения. В странах этой группы применительно к лизинговым сделкам также широко используются общие положения гражданского и торгового права.
По-разному решается во многих странах и вопрос о субъектах лизинговых отношений. Так, во Франции лизинговые сделки могут осуществлять банки и связанные с ними специализированные финансовые организации. В Бельгии заниматься лизингом могут только организации, получившие специальное разрешение Министерства экономики. В Италии лизингодатель должен иметь определенный размер капитала. В США получили распространение четыре вида лизинговых компаний: банки или их отделения, специализированные отделения по лизингу фирм — производителей техники, независимые лизинговые фирмы, другие организации (страховые, брокерские, инвестиционные и проч.). Несомненно одно — осуществление лизинговых операций в развитых странах проходит значительно проще (быстрее), чем в России, хотя во многих странах даже нет специального законодательства по лизингу. Экономические условия в Российской Федерации сегодня, к сожалению, не способствуют активному развитию лизинговых операций. Следовательно, необходимо доработать нормативно-правовую базу лизинга, сформировать наиболее эффективную кредитную систему, усовершенствовать налоговое законодательство, поскольку без этого нельзя говорить о дальнейшем развитии лизинга в России и тем более сравнивать его с зарубежной практикой.
Тем не менее по сравнению с традиционными для России формами финансирования инвестиций финансовый лизинг для современных отечественных предприятий достаточно привлекателен. Но фактически в инвестиционной деятельности предприятий он только начинает применяться. Для сравнения: на мировом уровне с использованием лизинга осуществляется до 40% всех инвестиций. Приблизиться к этому уровню, по официальным прогнозам, Россия сможет не раньше 2005 г. (с учетом кризисных явлений в нестабильной отечественной экономике). Правительственная программа развития лизинга в настоящее время существует пока только в виде проекта. И все же на основании прогноза мы можем судить о том, какое большое значение Правительство придает внедрению данного механизма инвестирования.
В связи с этим целесообразно рассмотреть, какие экономические возможности для внедрения лизинга имеются в инвестиционной деятельности российских предприятий.
Несвоевременное инвестирование в экономику привело к снижению технического состояния основных производственных фондов предприятий. Темпы обновления основных фондов промышленности составили всего 2—3%, а уровень изношенности достиг в среднем 70%. Официальные данные свидетельствуют, что за все годы реформ коэффициенты обновления и выбытия основных фондов неуклонно снижались, достигнув в настоящее время своих критических значений.
По существу, все отечественные предприятия нуждаются в реконструкции, и это при острой нехватке финансовых ресурсов. Причем при реконструкции путем обновления основных производственных фондов отечественным предприятиям все меньше приходится рассчитывать на долгосрочный банковский кредит, поскольку его удельный вес неуклонно снижается. Из-за низкой платежеспособности предприятий коммерческие банки не могут без большого риска надолго отвлекать средства в долгосрочные капитальные вложения и предпочитают инвестировать деньги в более надежные финансовые инструменты. В структуре активов кредитных учреждений темпы роста кредитных вложений в экономику (в реальный сектор) в несколько раз ниже темпов роста вложений в ценные бумаги, даже несмотря на то, что августовский кризис 1998 г. значительно подорвал и без того бывший довольно слабым рынок ценных бумаг.
Другой путь — привлечение иностранных инвестиций. Однако следует весьма осторожно подходить к перспективе обновления основных фондов отечественных предприятий путем привлечения иностранного капитала. На состоявшемся в январе 2000 г. десятом заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям премьер-министр Правительства РФ говорил о возможности привлечения в Россию к концу 2000 г. 20 млрд. долл. реальных инвестиций.
Россия по степени инвестиционной привлекательности находится на 175-м месте в мире и потому рассчитывать на заинтересованность иностранного капитала в инвестирование развития отечественной экономики не приходиться. Вклад отечественных инвесторов в экономику сомнителен. Продолжается вывоз за границу российского капитала. Федеральная инвестиционная программа не выполнена. Из отобранных по условиям конкурса Министерством экономического развития и торговли РФ нескольких десятков инвестиционных проектов профинансированы в полном объеме всего несколько, наиболее крупных, да и то с участием таких крупных государственных структур, как Сбербанк. В результате инвестиционное сотрудничество с государственной властью обернулось для отечественных инвесторов убытками, поскольку из государственного бюджета невозможно было покрыть даже расходы на разработку бизнес-планов.
Рассматривая предпосылки для необходимого увеличения объемов оборудования, получаемого предприятиями с помощью финансового лизинга, следует отметить явную нехватку финансовых ресурсов у предприятий, недостаточную в финансовом отношении их поддержку со стороны государственного бюджета. Достичь мирового уровня развития финансового лизинга российские предприятия в ближайшие несколько лет не смогут. Бурное развитие современного лизинга в мировой экономике началось в 1952 г. Для того чтобы достичь прогнозируемого правительством уровня в 25—30% объема инвестиции в основной капитал, странам с развитой рыночной экономикой потребовалось 48 лет.
Перспектива использования финансового лизинга как эффективного метода инвестирования в основные фонды российских предприятий зависит не только от проведения инвестиционной политики и сложившихся в стране социально-экономических условий, но и от правильного осуществления лизинговых сделок. Анализу основных этапов лизинговых сделок и практики заключения лизинговых договоров, а также их реализации посвящена следующая глава.
механизма
Информация о работе Роль финансового лизинга в инвестиционной деятельности предприятий