Роль и функции финансового менеджера в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работой является проведение анализа роли финансового менеджера в деятельности предприятия и определение требований, предъявляемых к нему.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. исследовать роль финансов предприятий и влияние финансового менеджмента на процесс общественного воспроизводства
2. провести анализ структуры управления финансами и на основе анализа разработать предложения наиболее оптимальной системы, а также определить место, роль и функции финансового менеджера в предложенной системе.

Файлы: 1 файл

курсоваяв+ введение!готовая.docx

— 323.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Финансовый менеджер и его место в системе управления на предприятии
      1. Правовой статус финансового менеджера

Прежде чем говорить о  менеджере и его правовом статусе, надо ввести понятие “менеджмента”. Этот термин произошел от американского «management – управление». Менеджмент – это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основной целью менеджмента является достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании7

В управлении финансовой деятельностью  главное действующее лицо финансовый менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность  и наделенный полномочиями принимать  решения по определенным видам деятельности организации и предприятия.8

Основная задача финансового  менеджера – забота о финансовом состоянии предприятия (корпорации).

Финансовое состояние  является комплексным понятием и  характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные  возможности. Его определяют на конкретную дату.

Хорошее финансовое состояние – устойчивая платежеспособность, достаточная обеспеченность собственными оборотными средствами и эффективное их использование с хозяйственной целесообразностью, четкая организация расчетов, наличие устойчивой финансовой базы.

Плохое финансовое состояние характеризуется неэффективным размещением средств, их иммобилизацией, неудовлетворительной платежной готовностью, просроченной задолженностью перед бюджетом, поставщиками и банком, недостаточно устойчивой потенциальной финансовой базой, связанными с неблагоприятными тенденциями в производстве.

Финансовое состояние может быть напряженным, если наряду с признаками хорошего финансового состояния имеются и признаки его ухудшения, неблагоприятно сказывающиеся на производственной и хозяйственной деятельности.

Кругом решаемых вопросов определяется и правовой статус финансового  менеджера, состоящий из совокупности прав и обязанностей.

В числе основных обязанностей финансовых менеджеров можно назвать:

    • обеспечение платежеспособности и ликвидности средств предприятия
    • периодическая отчетность перед собственником в согласованные с ним сроки о результатах финансовой деятельности
    • соблюдение коммерческой тайны
    • обеспечение конфиденциальности информации
    • выполнение платежных и расчетных операций, включая уплату налогов и сборов в порядке и размерах, определяемых действующим законодательством
    • своевременное представление бухгалтерской и финансовой отчетности в налоговые органы, банки, статистические органы, органы государственной власти, содействие рекламе и т.п.

В небольшой корпорации (предприятии) функции финансового менеджера выполняет сам предприниматель, соответственно круг его обязанностей более широк. К ним относятся:

—  руководство и организация работы, эффективного взаимодействия подразделений предприятия;

—  организация выполнения текущих и стратегических плановых заданий;

—  обеспечение платежеспособности и ликвидности средств предприятия;

—  периодическая отчетность перед собственником в согласованные с ним сроки о результатах финансово-хозяйственной деятельности;

—  соблюдение законности в деятельности предприятия;

—  сохранение коммерческой тайны, соблюдение конфиденциальности информации относительно деятельности корпорации;

—  своевременное представление бухгалтерской и финансовой отчетности в налоговые и финансовые органы, банки, статистические органы, органы власти и управления;

—  выполнение налоговых обязательств в порядке и размерах, определяемых действующим законодательством;

—  содействие рекламе;

—  выполнение других обязанностей, возложенных на предприятие уставом, учредительным договором и контрактом.

Собственно процесс предпринимательства  состоит из четырех четко выраженных стадий:  
          1) поиск новой идеи и ее оценка;

2) составление бизнес-плана; 

3) поиск необходимых ресурсов;

4) управление созданным предприятием.

 Вот почему предприниматель,  выполняющий одновременно функции  финансового менеджера, имеет  и более широкие права:

—  без доверенности действовать от имени предприятия;

—  представлять его интересы во всех органах власти и управления, фирмах, компаниях и т.п.;

—  осуществлять всю административную деятельность, вести переписку и оперативную работу от имени предприятия;

—  заключать сделки, договоры, включая трудовые;

—  открывать в банках расчетные, текущие и валютные счета;

—  использовать денежные средства предприятия для финансирования затрат, связанных с его деятельностью.

Главное требование, предъявляемое  к специалисту по финансам предприятий, – выработка базовой финансовой концепции. Общий концептуальный подход заключается в определении стратегии финансового развития, обеспечивающей достижение поставленных целей, эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств в заданных пропорциях, использование финансовых ресурсов по целевому назначению. Это относится к методам реализации базовой финансовой концепции предприятия. Иначе говоря, финансовый менеджер – это, по сути, фетишизированный собственник, осуществляющий воздействие на движение капитала, текущую прибыль, накопления и инвестиции.

Если в малых корпорациях (предприятиях) функции финансового менеджера выполняет сам предприниматель, то в средних – управление финансами выделяется в особую сферу деятельности, и ее осуществляет принимаемый для этой цели финансовый менеджер. Крупные же корпорации (предприятия) имеют, как правило, высококвалифицированную службу финансовых менеджеров, т.е. целый финансовый отдел. Комплектование его может осуществляться по-разному.

Задача финансового отдела состоит в обеспечении сбалансированности материальных ресурсов и капитала в  каждый данный период времени. Интересы потребителей волнуют финансистов  корпорации лишь в связи с тем, что от них зависит скорость оборачиваемости  денег и прибыльность компании. Интересы производства в деятельности финансовых менеджеров также преломляются в  стоимостных показателях и денежных результатах.

Именно поэтому финансовые менеджеры ставят превыше всего  стратегические цели фирмы. Их реализации подчинено накопление капитала.

Взаимоотношения финансовых менеджеров с собственником и  другими органами управления корпорацией  строятся на основе контракта и/или  должностной инструкции, по своей сути являющихся корпоративными актами.

Сущность этих корпоративных  актов, содержащих главные требования, предъявляемые к финансовому  менеджеру, может быть кратко представлена в виде следующей формулы: эффективное  управление денежным оборотом предприятия  – формирование доходов денежных средств – использование финансовых ресурсов.

Отношения между финансовым менеджером и собственником (управляющим  собственностью) регулируются контрактом и/или должностной инструкцией. Действия высшего органа управления корпорации определяются главным образом поведением поставщиков, потребителей и конкурентов, а действия финансового менеджера – поведением инвесторов, и прежде всего акционеров, кредиторов (включая коммерческие банки), финансовых органов, в том числе налоговых органов и страховых компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Функции финансового менеджера

Планирование  финансов

Финансовое планирование - это планирование всех его доходов  и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать  в развитых капиталистических странах  при создании нового предприятия  или обосновании производства новых  видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку  плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для  разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора  на определенных условиях к участию  в создании нового предприятия или  финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается  на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление  бизнес-плана позволяет сохранить  средства инвесторов и снижает вероятность  банкротства.

Цели планирования могут  быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться  разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Бюджет как экономический  прогноз. Руководство любого предприятия  независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для  контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические  показатели с запланированными, можно  осуществлять так называемый бюджетный  контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые  отклоняются от плановых, и анализируются  причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия.

Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу  действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных  мероприятий. Рентабельность сбыта  зависит, например, от величины ожидаемой  цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов  закупок сырья и материалов требует  программа производства и реализации; и т.д.

Бюджет как основа для  постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать  решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком  случае существует большая вероятность  того, что разработчикам плана  хватит времен для выдвижения и анализа  альтернативных предложений, чем в  той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Бюджет как средство делегирования  полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения  служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются  на уровне этого подразделения, если они не выходят за установленные  бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно  к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его  работы и финансовом положении. Поэтому  бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Прогнозирование

Прогнозирование в финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового  состояния объекта в целом  и различных его частей. Прогнозирование  в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить  на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой  предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового  состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование  может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так  и прямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения  требует выработки у финансового  менеджера определённого чутья  рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

 

Организация

Функция организаций в  финансовом менеджменте сводится к  объединению людей, совместно реализующих  финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

Регулирование

Регулирование в финансовом менеджменте - воздействие на объект управления, посредством которого достигается  состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения  отклонения от заданных параметров. Регулирование  охватывает главным образом текущие  мероприятия по устранению возникших  отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

Информация о работе Роль и функции финансового менеджера в управлении предприятием