Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работой является проведение анализа роли финансового менеджера в деятельности предприятия и определение требований, предъявляемых к нему.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. исследовать роль финансов предприятий и влияние финансового менеджмента на процесс общественного воспроизводства
2. провести анализ структуры управления финансами и на основе анализа разработать предложения наиболее оптимальной системы, а также определить место, роль и функции финансового менеджера в предложенной системе.
Стимулирование
Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.
Координация
Координация в финансовом менеджменте - согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
Управление финансами
Существуют следующие основные направления расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.
Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов.
Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.
Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.
Управление текущими активами
Под текущими активами понимаются
активы, которые предприятие может
держать в пределах года. Текущие
активы используются в качестве оборотного
капитала. Фонды, используемые в качестве
оборотного капитала, проходят определенный
цикл. Ликвидные активы используются
для покупки исходных материалов,
которые превращают в готовую
продукцию; продукция продается
в кредит, создавая счета дебиторов;
счета дебитора оплачиваются и инкассируются,
превращаясь в ликвидные
Любые фонды, не используемые
для нужд оборотного капитала, могут
быть направлены на оплату пассивов. Кроме
того, они могут использоваться для
приобретения основного капитала или
выплачены в виде доходов владельцам.
Один из способов экономии оборотного
капитала заключается в
- планирования закупок необходимых материалов;
- введения жестких
- использования современных складов;
- совершенствования
- быстрой доставки.
Второй путь сокращения потребности
в оборотном капитале состоит
в уменьшении счетов дебиторов путем
ужесточения кредиткой
Третий путь сокращения издержек
оборотного капитала заключается в
лучшем использовании наличных денег.
По банковским счетам, на которых фирмы
держат свои ликвидные активы, процент
не уплачивается. Однако другие ликвидные
активы (краткосрочные
Управление основными активами
К основным активам относятся те, которые фирма использует больше года. Они включают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.
Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет.
То обстоятельство, что
главным для финансистов
Контроль
Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ - часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть - контроль за выполнением финансового плана, за исполнением принятых решений.
2.3. Разработка предложений по эффективности работы системы управления на предприятии
Стратегическим планированием
на предприятии должно заниматься высшее
руководство во главе с директором.
Технико-экономическое и
ПЭО возглавляется начальником и включает в себя, как правило, 2 подразделения (бюро), которые возглавляют заместители начальника ПЭО.
Бюро №1 – стратегическое и долгосрочное планирование.
Бюро №2 – текущее планирование.
Функции бюро №1:
Функции бюро №2:
При этом наиболее оптимальная численность сотрудников - 4 человека: начальник планового отдела; сотрудник, занимающийся стратегическим и долгосрочным планированием; сотрудник, занимающийся текущим планированием; сотрудник, обеспечивающий применение информационных технологий в процессе планирования.
ПЭО должен стать структурой, которая будет способна координировать деятельность всех подразделений и позволит перейти от вертикального управления к управлению вертикально-горизонтальному, а также будет нести ответственность за подготовку документов, необходимых для формирования основного бюджета.
Так же, на мой взгляд, на предприятии
целесообразно применить
Оперативное планирование обеспечивает прибыль в текущий момент, а стратегическое – создание экономического потенциала на будущее. При этом текущий план включает комплекс производственных программ и финансовых смет (бюджетов), которые разрабатываются по каждому подразделению. Обычно это детальные программы и бюджеты, которые составляются на год и с меньшей детализацией на 3-5 лет.
Двойное управление требует разработки
двойного бюджета, который является
эффективным средством защиты стратегической
деятельности от текущей и заключается
в делении бюджета на 2 части, обеспечивая
непрерывное получение прибыли
от использования действующих
Стратегический бюджет:
Текущий бюджет:
себестоимости;
При этом двойной бюджет позволяет сохранять баланс капитальных вложений и доходов в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Организация такой системы двойного управления требует создание комитета по бюджету – это составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая может включать и внешних консультантов.
Комитет по бюджету – это постоянно
действующий орган, который занимается
тщательной проверкой стратегических
и финансовых планов, дает рекомендации,
разрешает разногласия и
Также при построении системы бюджетирования
целесообразно применение современных
компьютерных технологий, что позволяет
значительно облегчить эту
Составлять бюджет рекомендуется на три года вперед с разбивкой в первый год по месяцам.
Заключение
Комплексный характер проблем
современного менеджмента организации
требует комплексного, всестороннего
их анализа, т.е. участия группы менеджеров
и специалистов, что приводит к
расширению коллегиальных форм принятия
решений. Принятие решения – не одномоментный
акт, а результат процесса, имеющего
определенную продолжительность и
структуру. Процесс принятия решений
– циклическая
В первой главе курсовой работы был проведен анализ роли финансов на предприятии в современной рыночной экономике.
Мы выяснили, что существует четыре стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление, и финансы как раз возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса, на стадии обмена.
Кроме того, хотелось бы отметить, что нами была рассмотрена финансовая система, состоящая из субъектов хозяйствования и государственных и муниципальных финансов.
В свою очередь финансы субъектов хозяйствования, а в нашем случае, финансы предприятий подразделятся на такие звенья:
В ходе исследования было выявлено,
что финансы субъектов
Далее был рассмотрен финансовый менеджмент как основная составляющая системы управления.
В ходе анализа данного вопроса был сделан вывод, что финансовый менеджмент состоит их объекта и субъекта управления.
Во второй главе курсовой
работы была исследована структура
управления финансами и место
финансового менеджера в
Как было выяснено, организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами, в зависимости от размера предприятия и вида его деятельности.
Также следует учесть тот факт, что основой информационного обеспечения системы управления является бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы и т.д..
Отметим, что функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения, что включает законы, указы Президенты, постановления Правительства, нормы и другое.
Изучая основной вопрос курсовой
работы, а именно место финансового
менеджера в системе
Информация о работе Роль и функции финансового менеджера в управлении предприятием