Состав и структура государственных доходов и их закрепление за бюджетами различных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Цель работы - исследовать состав и структуру доходов государственного бюджета.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи работы:
- дать определение доходов, как одной из главных составляющих бюджетной системы;
- изучить бюджетную классификацию доходов государственного бюджета;
- проанализировать доходы и расходы государственного бюджета;
- выявить основные направления современной финансовой политики РФ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………….... 2
1. Сущность и структура государственных доходов
1.1. Государственный бюджет……………………………………………………………………3
1.2. Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие, принципы………………….5
1.3. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ……………………………..8
2. Анализ доходов и расходов бюджета за 2006-2010 гг……………………………………13
2.1. Налоговые доходы федерального бюджета РФ 2006-2010 гг………………………..16
2.2. Неналоговые доходы федерального бюджета………………………………………….17
2.3. Нефтегазовые доходы федерального бюджета………………………………………..19
3. Зарубежный опыт
3.1.. Доходы федерального бюджета США……………………………………………………20
3.2 Выводы для России……………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы ……………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

План реферата по теме:

 

Состав  и структура государственных  доходов

и их закрепление  за бюджетами различных уровней.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………………………….... 2

1. Сущность и структура  государственных доходов

1.1. Государственный бюджет……………………………………………………………………3

1.2.  Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие, принципы………………….5

1.3. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ……………………………..8

2. Анализ доходов и расходов бюджета за 2006-2010 гг……………………………………13

2.1. Налоговые доходы федерального бюджета РФ 2006-2010 гг………………………..16

2.2. Неналоговые доходы федерального бюджета………………………………………….17

2.3. Нефтегазовые доходы федерального бюджета………………………………………..19

3. Зарубежный опыт

3.1.. Доходы федерального бюджета США……………………………………………………20

3.2 Выводы для  России……………………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………………………….24

Список используемой литературы ……………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

2008 год –  начало очередного мирового экономического  кризиса. На этот раз оказалось все гораздо серьезнее, чем ожидали многие финансовые эксперты. Буквально каждое государство было вынуждено пересмотреть свои бюджеты по части расходов и проявить фантазию для обеспечения дополнительного источника доходов. Ведь любому государству для выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, которые обеспечивают финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами — одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти. Поскольку само государство — учреждение постоянное, то и потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное.

Поэтому я считаю выбранную мной тему актуальной и  постараюсь ее максимально раскрыть.

Цель моей работы - исследовать состав и структуру доходов государственного бюджета.

В соответствии с целью были поставлены следующие  задачи работы:

  - дать определение доходов, как одной из главных составляющих бюджетной системы;

- изучить бюджетную  классификацию доходов государственного  бюджета;

- проанализировать доходы и расходы государственного бюджета;

- выявить основные направления современной финансовой политики РФ.

Объект исследования: Доходы федерального бюджета РФ.

Предмет исследования: основные направления современной финансовой политики РФ.

 

 

 

 

    1. Сущность и структура государственных доходов.

 

1.1 Государственный  бюджет

Бюджет  — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственные доходы - это денежные отношения, которые складываются между государством и юридическими, а также физическими лицами в процессе выделения части стоимости совокупного общественного продукта, формирования фонда финансовых ресурсов.

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его  составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора  доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический  институт (предприятие, фирма, отрасль  экономики, банк, экономические и  финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства  и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального  сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы  государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 2).

Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:

Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий  и других юридических лиц в  интересах финансирования государственных  и других общественных расходов.

 

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный  бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться  то дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит — это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.

 

Источники финансирования бюджетного дефицита

  • Внутренее финансирование: выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя),

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней, использование средств центрального банка

  • Внешнее финансирование: продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке,

кредиты иностранных  банков и междунароных финансовых организаций,

кредиты иностранных  правительств

Вместе внутренее  и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

 

Требования к бюджету:

  • Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.
  • Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.
  • В бюджет должны быть включены все доходы и расходы, подконтрольные правительству.

 

    1. Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие, принципы.

 

Государственная бюджетная система РФ состоит  из трех звеньев и включает:

1. федеральный  бюджет;

2. бюджет субъектов  РФ

3. местные бюджеты  (городских, районных, поселковых, сельских).

 

Бюджетная система  представляет собой совокупность отношений возникающих между различными субъектами в процессе:

 

1. Формирования  и осуществления расходов бюджетов  всех уровней системы и бюджетов внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования гос и муниципального долга.

2. Составление  и рассмотрение проектов бюджетов  системы, их утверждение и исполнения, контроля за их исполнением. 

 

Насчитывается: 21 республиканский бюджет в составе  РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области.

 

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся  на его территории, составляют консолидированный  бюджет субъекта Федерации. Свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации образует консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется для расчетов минимальных социальных финансовых норм и нормативов необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределении и использовании бюджетных средств.

 

В соответствии с действующим законодательством  бюджетная система страны строится на принципах:

 

1. единства бюджетной  системы РФ;

2. разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3. самостоятельности  бюджетов;

4. полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

5. сбалансированности  бюджета; 

6. эффективности  и экономности использования  бюджетных средств;

7. общего (совокупного)  покрытия расходов;

8. гласности; 

9. достоверности  бюджета; 

10. адресности  и целевого характера бюджетных  средств. 

11.Бюджетная  классификация.

 

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

 

Бюджетная классификация - это группировка доходов и  расходов бюджетов всех уровней, а также  источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации  группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

 

- для составления,  утверждения и исполнения бюджета; 

- контроля за  выделением и использованием  бюджетных средств;

- обеспечения  сопоставимости показателей бюджетов  всех уровней; 

- составления  консолидированных бюджетов всех  уровней.

 

Бюджетная классификация  применяется для обеспечения  сопоставления и систематизации по однородным признаками доходов и  расходов бюджетов разных уровней.

 Бюджетная  классификация включает в себя:

1. классификацию  доходов бюджетов - группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ определяющая источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

2. функциональную классификацию расходов бюджетов- группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направления бюджетных средств на выполнение основных функции государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных гос полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

3. экономическую  классификацию расходов бюджетов- группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию, которая состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.

4. классификацию  источников внутреннего и внешнего  финансирования дефицитов бюджетов- группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

5. классификацию  видов государственных внутренних  долгов РФ и субъектов РФ- группировка  долговых обязательств правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

6. классификацию  государственного внешнего долга  и классификацию внешних активов  РФ- группировка государственных  внешних долговых обязательств  РФ, внешнего долга субъектов РФ, а так же внешнего долга международных фин. Организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед РФ.

Информация о работе Состав и структура государственных доходов и их закрепление за бюджетами различных уровней