Состав и структура государственных доходов и их закрепление за бюджетами различных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Цель работы - исследовать состав и структуру доходов государственного бюджета.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи работы:
- дать определение доходов, как одной из главных составляющих бюджетной системы;
- изучить бюджетную классификацию доходов государственного бюджета;
- проанализировать доходы и расходы государственного бюджета;
- выявить основные направления современной финансовой политики РФ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………….... 2
1. Сущность и структура государственных доходов
1.1. Государственный бюджет……………………………………………………………………3
1.2. Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие, принципы………………….5
1.3. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ……………………………..8
2. Анализ доходов и расходов бюджета за 2006-2010 гг……………………………………13
2.1. Налоговые доходы федерального бюджета РФ 2006-2010 гг………………………..16
2.2. Неналоговые доходы федерального бюджета………………………………………….17
2.3. Нефтегазовые доходы федерального бюджета………………………………………..19
3. Зарубежный опыт
3.1.. Доходы федерального бюджета США……………………………………………………20
3.2 Выводы для России……………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы ……………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

7. ведомственную  классификацию расходов федерального  бюджета -группировка расходов, отражающая  распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (орган гос власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям бюджетных средств, а так же наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации).

 

Бюджетный процесс– деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению  бюджета. Эта деятельность регламентируется: Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ, законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Бюджетный процесс  охватывает 4 стадии:

1.Составление  проекта бюджета явл. исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

2. Рассмотрение  и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет  Госдуме федерального собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в 3 чтениях.

 

3. Исполнение  бюджета начинается после утверждения  в установленном порядке. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.

4. Составление  отчета об исполнении бюджета  и его утверждение – одна их форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти. Контроль осуществляет Счетная палата РФ. Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей готовит орган исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении бюджета является Мин Фин. РФ.

Деятельность  государственных органов от начала составления проекта бюджета  до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетный цикл.

Основными принципами бюджетного процесса являются:

 

1. принцип правильности  исполнения федерального бюджета 

2. принцип полноты  и своевременности 

3. принцип финансирования  расходов связанных с предоставлением  бюджетных ссуд 

4. принцип финансирования  расходов по утвержденным обязательствам.

 

 

    1. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ

 

Состав бюджетных  доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы  и методов хозяйствования, а также  от решаемых обществом экономических  задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий.

 

Доходы могут  формироваться на налоговой и  неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

 

В доходы федерального бюджета РФ зачисляются:

 

* собственные  налоговые доходы федерального  бюджета, кроме налоговых доходов,  передаваемых в виде регулирующих  доходов бюджетам других уровней бюджетной системы;

* полностью  собственные неналоговые доходы;

* доходы субъектов  РФ, централизуемые в федеральном  бюджете для целевого финансирования  централизованных мероприятий.

 

В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.

К налоговым  доходам федерального бюджета относятся:

 

1) федеральные  налоги и сборы, перечень и  ставки которых определяются  налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные  пошлины, таможенные сборы и  другие таможенные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

 

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  за счет:

 

1) доходов от  использования имущества, находящегося  в государственной собственности,  доходов от платных услуг, оказываемых  органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, в полном объеме;

2) доходов от  продажи имущества, находящегося  в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ;

3) части прибыли  унитарных предприятий, созданных  РФ, остающейся после уплаты налогов  и других обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством  РФ.

 

В доходах федерального бюджета также учитываются:

* прибыль Банка  России - по нормативам, установленным  федеральными законами;

* доходы от  внешнеэкономической деятельности;

* доходы от  реализации государственных запасов  и резервов.

 

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

Установление  новых видов налогов, их отмена или  изменение возможны только путем  внесения соответствующих изменений  в налоговое законодательство. Федеральные  законы о внесении изменений и  дополнений в налоговое законодательство, вступающие в силу с начала очередного финансового года, принимаются до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Федеральные органы исполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

 

Основной  источник доходов - это налоги.

 

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

 

Конкретными формами  проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых  законодательными органами власти.

 

Налоги - это  обязательные платежи юридических  и физических лиц, поступающие государству  в установленных законом размерах и в установленные сроки.

 

Налог на прибыль (доход) организаций - один из главных  доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

 

Налог на прибыль - федеральный налог, распределяемый в пропорции. Он является регулирующим налогом. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична.

 

Плательщиками налога являются:

  • предприятия и организации (бюджетные) являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
  • коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала;
  • филиалы иностранных банков - нерезидентов;
  • предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, занимающиеся страховой деятельностью;
  • малые предприятия.

 

Налог на доходы физических лиц введён с 1 января 2001 г. (ранее подоходный налог с физических лиц). Плательщиками налога признаются физические лица, являющиеся резидентами  РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Объектом налогообложения  признаётся доход, полученный налогоплательщиками:

 

  • от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
  • от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

 

В новом Налоговом  кодексе с 1 января 2001 г. вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый  в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. Налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

 

Налогоплательщики:

  • работодатели, производящие выплаты наёмным работникам, в т. ч.:
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, традиционные (фермерские) хозяйства, адвокаты.

 

Акцизы - вид  косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в конечную цену товара и тариф.

В настоящее  время применяются во всех странах  рыночной экономики. Они установлены  на ограниченный перечень товаров и  играют двоякую роль: во-первых, это  один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных) и регулирование спроса и предложения товаров.

Приобретая  товар, в цену которого включён акциз, покупатель тем самым оплачивает его, хотя непосредственным плательщиком этого налога в бюджет является продавец.

Пошлины и сборы - обязательные и действующие на всей территории РФ денежные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. С товаров, провозимых через границу государства, взыскиваются таможенные пошлины.

Используются  следующие ставки таможенных пошлин:

 

  • ·специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;
  • комбинированные - сочетающие элементы двух перечисленных выше пошлин.

 

Налог на пользование  недрами, налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, водный и  лесной налоги - налоги, связанные и  использованием природных ресурсов.

Экологический налог - аналогичен ранее действующим платежам за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и др. виды вредного воздействия на окружающую среду.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов должен уплачиваться недропользователями  при разработке новых месторождений взамен акциза на нефть. Это позволит создать для нефтеперерабатывающих организаций более гибкий и более справедливый режим налогообложения, учитывающий повышенные затраты в первые годы эксплуатации нефтяных месторождений. Этот налог возникает при достижении определённого уровня окупаемости затрат на добычу нефти, прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи и снижается по мере её уменьшения, тогда как акцизы взимаются по постоянной ставке на протяжении всего периода разработки месторождения

Важнейшим элементом  налоговой системы является налог  на добавленную стоимость (НДС), который  представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как  разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Информация о работе Состав и структура государственных доходов и их закрепление за бюджетами различных уровней