Состав и структура государственных доходов и их закрепление за бюджетами различных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Цель работы - исследовать состав и структуру доходов государственного бюджета.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи работы:
- дать определение доходов, как одной из главных составляющих бюджетной системы;
- изучить бюджетную классификацию доходов государственного бюджета;
- проанализировать доходы и расходы государственного бюджета;
- выявить основные направления современной финансовой политики РФ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………….... 2
1. Сущность и структура государственных доходов
1.1. Государственный бюджет……………………………………………………………………3
1.2. Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие, принципы………………….5
1.3. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ……………………………..8
2. Анализ доходов и расходов бюджета за 2006-2010 гг……………………………………13
2.1. Налоговые доходы федерального бюджета РФ 2006-2010 гг………………………..16
2.2. Неналоговые доходы федерального бюджета………………………………………….17
2.3. Нефтегазовые доходы федерального бюджета………………………………………..19
3. Зарубежный опыт
3.1.. Доходы федерального бюджета США……………………………………………………20
3.2 Выводы для России……………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы ……………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

За период 2006-2010 гг. планируется снизить неналоговые  доходы на 0,52%. За этот период наблюдалась  следующая динамика этих доходов:

- 2006-2007 гг. снижение  неналоговых доходов на 1,88% от  всех доходов федерального бюджета. И в 2007г. наблюдается наименьшая доля неналоговых доходов в общем объеме доходов - 11,45%.

- 2007-2008 гг. увеличение  неналоговых доходов на 2,2% от  всех доходов федерального бюджета. И в 2008 г наблюдается наибольшая доля неналоговых доходов в общем объеме доходов - 13,65%.

- 2008-2010 гг. снижение  доли неналоговых доходов 0,84% от всех доходов федерального  бюджета. 

Таким образом, нас ждут существенные изменения  в структуре доходов федерального бюджета к 2010гг. И эти изменения  можно наблюдать уже в 2009г, т.е. в текущем году.

 

2.1 Налоговые  доходы федерального бюджета  РФ 2006-2010 гг.

 

Первая и  основная часть доходов федерального бюджета - это налоговые доходы, которые  в настоящее время составляют более половины всех доходов федерального бюджета. Причем доля налоговых доходов за период с 2007 по 2010 гг. неуклонно растет, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Перечень федеральных  налогов и сборов определен в  ст.13 НК РФ:

1) налог на  добавленную стоимость; 

2) акцизы;

3) налог на  доходы физических лиц;

4) единый социальный  налог; 

5) налог на  прибыль организаций; 

6) налог на  добычу полезных ископаемых;

7) водный налог; 

8) сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

При этом разные налоги в разной степени участвуют  в формировании доходов федерального бюджета (табл. 2)

Как видно из таблицы 2, основную долю доходов федерального бюджета РФ составляют косвенные  налоги - налог на добавленную стоимость, акцизы. В сумме эти два налога составляют примерно 2/3 доходов федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает налог на добавленную стоимость. В доходах федерального бюджета 2006 г. его доля составила 66,8%, а в 2010 г планируется - 68,5% от общего объема налоговых доходов федерального бюджета.

Таблица 2 Структура  налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2006-2010 гг., в %. Рассчитано по Федеральным законам о федеральном  бюджете на 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.

 

Налоговые доходы

2006

2007

2008

2009

2010

 

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

 

Налог на прибыль  организаций

14,11%

18,07%

16,01%

14,24%

13,65%

 

Налоги на Т, Р, У, реализуемые в РФ в т.ч.

49,60%

46,23%

42,15%

46,71%

47,33%

 

НДС

92,70%

92,84%

91,49%

92,79%

92,78%

 

Акцизы

7,30%

7,16%

8,51%

7,21%

7,22%

 

Налоги на Т, Р, У, ввозимые в РФ в т.ч.

21,78%

22,21%

26,69%

25,13%

25,37%

 

НДС

95,93%

97,14%

96,79%

96,82%

96,83%

 

Акцизы

4,07%

2,86%

3,21%

3,18%

3,17%

 

Налоги и  сборы за пользование природными ресурсами в т.ч.

1,22%

1,20%

1,10%

0,96%

0,80%

 

НДПИ

26,99%

19,07%

19,47%

18,99%

21,16%

 

НДПИ прочих

26,99%

19,07%

19,47%

18,99%

21,16%

 

Регулярные  платежи за добычу ПИ при разделе  продукции

11,14%

33,00%

32,22%

37,47%

33,53%

 

Водный налог

46,21%

35,85%

35,56%

31,73%

32,81%

 

Сборы за пользование  объектами животного мира и ВБР

15,67%

12,08%

12,76%

11,81%

12,50%

 

Гос. Пошлина

0,94%

0,82%

0,97%

0,84%

0,78%

 

Прочие налоговые  доходы, задолженность и перерасчеты

12,36%

11,48%

13,08%

12,11%

12,07%

 

Всего налоговых  доходов (млн. руб.)

2444290,00

3212587,80

3330988,30

4098347,20

4661942,90

 
             

Существенную  долю доходов федерального бюджета  РФ составляют акцизы. В 2006г. доля акцизов  составляла 4,58% в структуре налоговых  доходов. В последующие годы происходило  сокращение доли акцизов. И в 2010г. планируется доля акцизов в размере 4,2% от общего объема налоговых доходов.

НДС и акцизы выделяются в группах налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ и налоги на товары, работы, услуги, ввозимые в РФ. Рассмотрим подробнее  эти две группы.

Наибольшую долю налоговых доходов составляют налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ. По объему поступлений от этих налогов наблюдается то снижение, то увеличение, так с 2006 по 2008 наблюдалось снижение их доли в общем объеме доходов федерального бюджета, и в частности - в общем объеме налоговых доходов, а с 2008 по 2010 наблюдается их увеличение. Наибольшую долю этих налогов составляет НДС.

На втором месте  по объему поступлений - налоги на товары, работу, услуги, ввозимые в РФ. До 2008 годы наблюдалось увеличение поступлений от этих налогов, а с 2008 года объем поступлений становится стабильным и составляет около 25% от общего объема налоговых доходов.

Затем следует  налог на прибыль организаций. До 2007 года наблюдалось увеличение их доли, а с 2008 начинается снижение их доли в общем объеме налоговых доходов, в период 2007-2010 снижение доли этого налога планируется в размере 4,42%. И в 2010г. планируется наименьшая доля этих доходов за период 2006-2010 гг. - 13,65% от общего объема налоговых доходов.

На четвертом  месте прочие налоговые доходы. Поступления  от них достаточно стабильны и  составляют около 12% от общего объема налоговых  доходов.

И на последнем  месте в структуре налоговых  доходов находятся налоги и сборы  за пользование природными ресурсами и государственная пошлина. Их доля в общем объеме налоговых доходов не значительна и составляет примерно 1% и 0,8% соответственно.

 

2.2 Неналоговые  доходы федерального бюджета 

 

В соответствии с новой бюджетной классификацией неналоговые доходы не выделяются в качестве самостоятельной группы. Так же как и налоговые доходы, они входят в группу "Доходы" и включают согласно ст.51 п.1 БК РФ:

- доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной собственности  Российской Федерации (за исключением имущества автономных федеральных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

- доходы от  продажи имущества (кроме акций  и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной  собственности Российской Федерации, за исключением имущества автономных федеральных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

- части прибыли  унитарных предприятий, созданных  Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

- сборов за  выдачу лицензий на осуществление  видов деятельности, связанных с  производством и оборотом этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты), - по нормативу 100 процентов;

- прочие лицензионные  сборы - по нормативу 100 процентов; 

- таможенные пошлины и таможенные сборы - по нормативу 100 процентов;

- плата за  использованием лесов в части  минимального размера арендной  платы и минимального размера  платы по договору купли-продажи  лесных насаждений - по нормативу  100 процентов; 

- плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;

- плата за  пользование водными биологическими  ресурсами по межправительственным  соглашениям - по нормативу 100 процентов; 

- плата за  негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;

- консульские  сборы - по нормативу 100 процентов; 

- патентные  пошлины - по нормативу 100 процентов; 

- плата за  предоставление информации о  зарегистрированных правах на  недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов.

Согласно п.2 ст.51 БК РФ в доходах федерального бюджета, помимо перечисленных также  учитываются:

- прибыль Центрального  банка Российской Федерации, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей;

- доходы от  внешнеэкономической деятельности.

Поскольку штрафы, санкции и т.и. составляют не столь  существенную часть неналоговых  доходов, можно утверждать, что основную долю неналоговых доходов федерального бюджета составляют доходы от использования и реализации государственной и муниципальной собственности.

Таблица 3 Состав и структура неналоговых доходов  федерального бюджета за 2006-2010гг. Рассчитано по Федеральные законы о федеральном бюджете РФ на 2006, 2007, 2008, 2009, 2010.

 

Неналоговые доходы

2006

2007

2008

2009

2010

 

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

 

Ввозные таможенные пошлины

46,19%

49,57%

54,33%

57,03%

58,38%

 

Вывозные таможенные пошлины

6,80%

4,64%

3,74%

3,44%

3,33%

 

Прочие вывозные таможенные пошлины

6,80%

4,64%

3,74%

3,44%

3,33%

 

Таможенные  сборы

2,89%

2,49%

2,27%

2,27%

2,29%

 

Дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в  капитале

3,05%

3,02%

3,75%

3,34%

3,11%

 

Прочие неналоговые доходы

34,27%

35,58%

32,02%

30,25%

29,31%

 

Целевые отчисления от всероссийских гос. Лотерей

0,01%

0,06%

0,14%

0,22%

0,26%

 

Всего неналоговых  доходов (млн.руб.)

672449,8

797548,2

910613,3

965263,6

1029320,8

 
             

Из таблицы 3 видно, что наибольшую долю неналоговых доходов составляют ввозные таможенные пошлины и за этот период наблюдается увеличение их доли, т.е. в период 2006-2010 они увеличатся на 12,19%. И в 2010г. достигнуть наибольшего значения - 58,38% от общего объема неналоговых доходов. А наименьшее значение наблюдалось в 2006г. - 46,19%. Этого увеличения планируется достичь за счет снижения прочих неналоговых доходов и вывозных таможенных пошлин.

На втором месте  находятся прочие неналоговые доходы, и с 2007 года наблюдается снижение поступлений от них (2006-2010 на 6, 27%). Наибольшая доля этих доходов была в 2007г. - 35,58% от общего объема неналоговых доходов, а наименьшее планируется в 2010г. - 29,31%. Как видно из этих данных планируется значительно их снизить.

Затем следуют вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале. В период 2006-2010 года наблюдается снижение доли вывозных таможенных пошлин в общем объеме неналоговых доходов - на 3,47%. Поступления от таможенных сборов достаточно стабильны и составляют около 2,3%. По поступлениям от дивидендов наблюдается то снижение, то увеличение: 2007-2008 гг.- увеличение, 2008-2010гг. снижение на 0,64%.

И на последнем  месте находятся целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей - они составляют незначительную долю неналоговых доходов и их долю за период 2006-2010гг. планируется увеличить на 0,25%.

 

2.3 Нефтегазовые  доходы федерального бюджета 

 

К нефтегазовым доходам можно отнести:

1. НДПИ в виде  углеводородного сырья, в том числе:

- Нефть 

- Природный  газ 

- Газовый конденсат 

2. Вывозные таможенные  пошлины на сырую нефть 

3. Вывозные таможенные  пошлины на природный газ 

4. Вывозные таможенные  пошлины на товары из нефти 

Увидеть динамику нефтегазовых доходов за период 2006-2010гг. можно в таблице 4.

Из таблицы 4 видно, что наибольшую долю нефтегазовых доходов составляют вывозные таможенные пошлины на нефть сырую. В 2007г. эти  доходы составляли наибольшую долю - 42,31% от общего объема нефтегазовых доходов. А затем наблюдается постепенное снижение и на 2010г. планируется - 40,26%. Значительное снижение - почти на 2% - наблюдалось в 2008г. по сравнению с 2007г.

На втором месте  НДПИ в виде углеводородного сырья, это поступления тоже достаточно стабильны и составляют около 35%. Из них наибольшую долю составляет нефть - около 87-88%, затем природный газ - 10-11% и газовый конденсат - около 1%. К 2010г. их планируется немного снизить - примерно на 1%- по сравнению с 2006г.

Затем следуют  вывозные таможенные пошлины на природный газ, поступления от них достаточно стабильны, только в 2007 году наблюдался небольшое уменьшение этих поступлений (до 12,49% от общего объема нефтегазовых доходов), они составляют около 13,5% от нефтегазовых доходов.

Таблица 4 Состав и структура нефтегазовых доходов  федерального бюджета за 2006-2010гг. Рассчитано по: Федеральные законы о федеральном  бюджете РФ на 2006, 2007, 2008, 2009, 2010.

 

Нефтегазовые  доходы

2006

2007

2008

2009

2010

 

Всего, в том  числе

100%

100%

100%

100%

100%

 

НДПИ в виде углеводородного сырья

36,63%

34,44%

35,27%

35,45%

35,59%

 

Нефть

87,27%

90,76%

88,43%

87,75%

87,55%

 

Природный газ

12,02%

8,61%

10,57%

11,03%

11,14%

 

Газовый конденсат

0,71%

0,63%

1,00%

1,21%

1,30%

 

Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть

41,51%

42,31%

40,70%

40,65%

40,26%

 

Вывозные таможенные пошлины на природный газ

13,65%

12,49%

13,74%

13,62%

13,83%

 

Вывозные таможенные пошлины на товары из нефти

8,21%

10,76%

10,28%

10,29%

10,32%

 

Всего нефтегазовых доходов (млн.руб.)

1975091,9

2992200,3

2465676,9

2385829,0

2378202,7

 
             

И наконец, вывозные таможенные пошлины на товары из нефти. Эти поступления тоже достаточно стабильны, составляют около 10%, но в 2006 году наблюдалось меньшая доля этих поступлений (8,21%). И к 2010г. их планируется немного увеличить - до 10,32% от общего объема нефтегазовых доходов.

 

    1. Зарубежный опыт

 

3.1 Доходы  федерального бюджета США 

 

Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Налоговая  система США сложная и разнообразна. Согласно американским законам правом устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах и т.д. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей США, в то время как местные системы налогообложения отличаются друг от друга. Например, не все штаты и территории обязывают своих жителей платить местные налоги.

Виды взимаемых  налогов, их ставки, суммы сборов распределяются по уровням так, чтобы оптимально удовлетворить потребности страны и граждан, избегая в то же время чрезмерного налогового бремени. Основные показатели федерального бюджета США представлены в приложении 2 .

Информация о работе Состав и структура государственных доходов и их закрепление за бюджетами различных уровней