Состав и структура государственных доходов и их закрепление за бюджетами различных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Цель работы - исследовать состав и структуру доходов государственного бюджета.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи работы:
- дать определение доходов, как одной из главных составляющих бюджетной системы;
- изучить бюджетную классификацию доходов государственного бюджета;
- проанализировать доходы и расходы государственного бюджета;
- выявить основные направления современной финансовой политики РФ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………….... 2
1. Сущность и структура государственных доходов
1.1. Государственный бюджет……………………………………………………………………3
1.2. Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие, принципы………………….5
1.3. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ……………………………..8
2. Анализ доходов и расходов бюджета за 2006-2010 гг……………………………………13
2.1. Налоговые доходы федерального бюджета РФ 2006-2010 гг………………………..16
2.2. Неналоговые доходы федерального бюджета………………………………………….17
2.3. Нефтегазовые доходы федерального бюджета………………………………………..19
3. Зарубежный опыт
3.1.. Доходы федерального бюджета США……………………………………………………20
3.2 Выводы для России……………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы ……………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

 

НДС занимает 2-е  место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее время - основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета

 

НДС - косвенный  налог на потребление. Налог взимается  в тот момент, когда совершается  акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

 

Показатель  добавленной стоимости объективно характеризует результат собственной деятельности предприятия, результат труда, затраченного работниками данного предприятия. Этот показатель отличается от показателей валовой, товарной и реализованной продукции, которые отражают результаты труда, затраченного не только на данном предприятии, но и на предприятиях - поставщиках сырья, материалов, топлива и др. используемых в процессе производства материальных ресурсов.

 

Плательщики НДС:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые плательщиками налога (налогоплательщиками) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

 

Плательщики налога подлежат обязательной постановке на учёт в налоговом органе в качестве налогоплательщика: организации - по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого её обособленного подразделения; индивидуальные предприниматели - по месту жительства; иностранные организации - по месту нахождения своих постоянных представительств. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если в течение предшествующих 3-х последовательных налоговых периодов налоговая база, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 Налогового Кодекса (НК), без учёта НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиками за период, в течение которого они были освобождены от обязанностей налогоплательщика, а также в случае непредставления налогоплательщиками необходимых документов, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени.

 

Налоги выполняют  две основные функции:

    • ·фискальную;
    • ·регулирующую.

 

Фискальная - состоит  в возможно большей мобилизации  средств в бюджетную систему.

Регулирующая - связана с вмешательством государства  через налоговую систему в  процесс воспроизводства.

Субъект налога - юридическое или физическое лицо, являющееся по закону плательщиком налога;

Объект налога - предмет, наличие которого дает основание  для обложения его владельца  налогом (земля, имущество, дом);

Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты);

Единица обложения - единица измерения объекта (например, гектар земли по земельному налогу).

Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. При регрессивных ставках процент  изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. (Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров всегда регрессивные). При пропорциональных ставках ставка остается неизменной при изменении дохода. При прогрессивных ставках процент повышается при возрастании дохода.

 

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим доходом. Налогооблагаемая база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется путем вычета из валового дохода разрешенных законом налоговых льгот

Налоговый оклад - сумма налогов, уплачиваемых субъектом.

Совокупность налогов, действующих  на территории страны, методы и принципы построения налогов представляют налоговую  систему.

Налоги можно  подразделить на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие  части дохода налогоплательщика (подоходный налог с населения, налог на прибыль  корпораций и др.).

Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах  товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги).Действующая в РФ система налогообложения включает налоги следующих видов:

 

  • федеральные налоги;
  • региональные налоги (налоги национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);
  • местные налоги.

 

Основные федеральные  налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий  и организаций, налог с физических лиц и др.

Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.

Основное место  в федеральном бюджете занимают косвенные налоги.

Что касается прямых налогов, то в России важнейшее место занимает налог на прибыль с предприятий и организаций. Он взимается со всех юридических лиц, независимо от форм собственности. Причем в условиях рынка он должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Однако в настоящее время налоговая система России слабо задействует регулирующую функцию.

 

К неналоговым  доходам относятся:

 

  • доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • доходы от приватизации;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.)

 

Основное направление  государственной политики в области  налоговой реформы состоят в  построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом Кодексе.

 

 

    1. Анализ доходов и расходов бюджета за 2006-2010 гг.

Главным источником доходов бюджетов разных уровней  является ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью налогов формируется основная часть бюджета, примерно 80-90% доходов бюджета в разных странах составляют налоги. Когда в экономике спад и государству не хватает финансовых средств для покрытия своих нужд, используется национальное богатство. Так, например, было в СССР в 60-80-е гг., когда национальное богатство на душу населения в 80-е гг. сократилось в 1,8 раза по сравнению с 1960 г. Но такое бывает не часто. В случае недостатка собственных финансовых ресурсов государство может использовать такой способ, как займы - внутренние или внешние, которые составляют кредитный источник формирования доходов бюджета. В самых крайних случаях государство может использовать и такой метод, как дополнительная эмиссия денег. Однако этот способ имеет крайне негативные последствия, поэтому государство старается его использовать очень редко. На протяжении длительного времени (до 2005 г.) доходы бюджетов включали четыре основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и безвозмездные перечисления. При этом доходы федерального бюджета складывались из первых трех элементов, а доходы региональных и местных бюджетов включали безвозмездные перечисления. К целевым бюджетным фондам относились следующие 7 фондов:

  • * Федеральный дорожный фонд РФ;
  • * Федеральный экологический фонд РФ;
  • * Государственный фонд борьбы с преступностью;
  • * Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • * Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
  • * Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • * Фонд Министерства РФ по атомной энергии.

С принятием  в конце 2004 г. новой бюджетной  классификации в настоящее время  классификация доходов бюджетов разных уровней включает следующие  основные группы:

Состав доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ

В новой бюджетной классификации РФ не сохранилось деления доходов на налоговые и неналоговые доходы. В настоящее время они вместе составляют группу "Доходы". Что касается безвозмездных перечислений, то их перечень существенно расширен. В настоящее время кроме безвозмездных перечислений от нерезидентов, от бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и т.п.

Безвозмездные перечисления включают: безвозмездные поступления  от нерезидентов; безвозмездные поступления  от других бюджетов бюджетной системы  РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций и прочие безвозмездные поступления.

В настоящее время в  составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще.

Доходы от федеральных  налогов и сборов, региональных и  местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов  бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ.

Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (ч.2, раздел 2, гл.7) и представлены на рис. 2. (приложение 1)

Указанная общая  классификация доходов бюджета  на каждом уровне бюджетной системы  имеет свои особенности.

Для дальнейшего  рассмотрения доходов федерального бюджета разделим их на налоговые, неналоговые и нефтегазовые доходы. Выделение группы нефтегазовых доходов является сейчас актуальным, поскольку бюджет РФ сильно к ним привязан, и в частности к мировым ценам на нефть. Динамику налоговых, неналоговых и нефтегазовых доходов можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1 Структура  доходов федерального бюджета РФ за период 2006-2010гг Рассчитано по: Федеральные  законы о федеральном бюджете  РФ на 2006, 2007, 2008, 2009, 2010.

 

Доходы

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

 

Млрд. Руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

 

Всего

5046,1

100

6965,3

100

6673,2

100

7416,2

100

8035,2

100

 

Налоговые доходы

2444,3

48,44

3212,4

46,12

3331,3

49,92

4098,2

55,26

4662,4

58,03

 

Неналоговые доходы

672,4

13,33

797,5

11,45

910,9

13,65

965,6

13,02

1029,1

12,81

 

Нефтегазовые  доходы

1929,4

38,23

2955,4

42,43

2431,0

36,43

2352,4

31,72

2343,7

29,17

 
                       

Как видно из таблицы 1 за период 2006-2010 гг. доля налоговых  доходов увеличится почти на 10%. До 2007г. наблюдалось снижение доли налоговых доходов в общих доходах федерального бюджета, а с 2008г. наблюдается их постепенное увеличение на 3-5% в год. Меньше всего налоговых доходов было в 2007г - 46,12% от всех доходов федерального бюджета, больше всего планируется в 2010г. - 58,03% от всех доходов федерального бюджета. Это увеличение налоговых доходов планируется произвести за счет уменьшения нефтегазовых доходов и неналоговых доходов.

За период 2006-2010 гг. нефтегазовые доходы планируется  снизить на 8,52%. До 2007г. наблюдалось увеличение нефтегазовых доходов и в 2007г. доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов была наибольшей - 42,43% . С 2007 г. наблюдается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов и их наименьшее значение планируется в 2010гг.- 29,17% от всех доходов федерального бюджета.

Информация о работе Состав и структура государственных доходов и их закрепление за бюджетами различных уровней