Современные особенности и развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» (management) в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.
Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами, и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
- политической – необходимость установления и поддержания
порядка в группах;
- экономической – необходимость в изыскании, производстве и
распределении ресурсов;
- оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3
Зарождение менеджмента и стадии развития ……………………………. 4
Развитие отечественного управления ……………………………………. 6
Современный российский менеджмент ………………………………… 11
Зарубежные модели менеджмента …...…………………………………. 12
Американская модель менеджмента …………………………….…… 12
Японская модель менеджмента ………………………………………..14
Западноевропейская модель менеджмента …………………………... 15
Концепция «социального рыночного хозяйства» …………………… 17
Шведская модель социализма ………………………………………… 17
Заключение ...................................................................................................19
Список используемой литературы ……………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_-_Sovremennye_osobennosti_razv (444).docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической  политики и образования Федеральное  государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Красноярский государственный  аграрный университет»

 

Институт менеджмента и информатики

 

Кафедра теория менеджмента

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Современные особенности  и развития менеджмента

 

 

Выполнил

Студент группы                          _____________        

МДЗ-21                                            (подпись)

Принял

                                            _______________            

   (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

 

Содержание

   

    Введение ……………………………………………………………………. 3

    Зарождение менеджмента  и стадии развития …………………………….  4

    Развитие отечественного  управления ……………………………………. 6

    Современный российский  менеджмент …………………………………  11

    Зарубежные модели  менеджмента …...………………………………….  12

      Американская  модель менеджмента …………………………….……  12

      Японская  модель менеджмента ………………………………………..14

      Западноевропейская  модель менеджмента …………………………... 15

      Концепция  «социального рыночного хозяйства»  …………………… 17

      Шведская  модель социализма …………………………………………  17

    Заключение ...................................................................................................19

    Список используемой  литературы ………………………………………  21

     

     

     

      

     

   

   

   

   

   

 

   

   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   

    Введенное американцами  в научный и практический оборот  понятие «менеджмент» (management) в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.

    Менеджмент в  той или иной форме существовал  всегда там, где люди работали  группами, и, как правило, в  трех сферах человеческого общества:

                   - политической – необходимость  установления и поддержания      

                                                 порядка в группах;

                   - экономической – необходимость в изыскании, производстве и

                                                    распределении ресурсов;

                   - оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

    Даже в самых  древних обществах требовались  личности, которые бы координировали  и направляли деятельность групп.

    Сегодня возник  широкий общественный интерес  к менеджменту и изучению управленческого  опыта в зарубежных странах,  где уже давно и широко он  применяется и надлежащим образом  поставлена подготовка профессиональных  управленцев, которые отвечали  бы потребностям рыночных отношений.

    Центром научных  исследований и подготовки профессиональных  управляющих, безусловно, являются  США. Это страна с самой развитой  системой управления, которая требует  постоянного притока новых сил.

    В европейских  странах проблемам менеджмента  также уделяется огромное внимание. Создан Европейский фонд развития  менеджмента, куда входят около  300 центров обучения менеджеров.

    В Японии система  подготовки менеджеров построена  иначе. Крупные фирмы сами готовят  руководителей, т.е. происходит  обучение опытом, когда старшие  по должности учат младших.

    В России в  вузах, где готовят управленческие  кадры, введены новые учебные  дисциплины. Сегодня в нашей стране  уже никто не сомневается в  целесообразности и необходимости  изучения менеджмента.

    В этой работе  рассматриваются стадии развития  менеджмента, как в России, так  и за рубежом, даны сравнительные  характеристики развития науки  в разных странах.

   

   

   

   

   

   

   

   

   

Зарождение менеджмента  и стадии развития

   

    Рассматривая  развитие теории и практики  управления, выделяют несколько  исторических периодов.

    I. Древний период (9 – 7 тыс. лет до н. э. –  XVII в.)

    Самые простые  формы упорядочения и организации  совместного труда существовали  на стадии первобытнообщинного  строя. В это время управление  осуществлялось сообща, всеми членами  общины. Старейшины олицетворяли  собой руководящее начало всех  видов деятельности того периода.

    Переход к производящей  экономике стал точкой отсчета  в зарождении менеджмента, вехой  в накоплении людьми определенных  знаний в области управления.

    Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) проанализировал различные  формы управления, на основе чего  провозгласил принцип универсальности  управления.

    Платон (428 – 348 гг. до н.э.) дал классификацию  форм государственного управления, сделал попытки разграничить  функции органов управления.

    Александр Македонский  (356 – 323 гг. до н.э.) развил теорию  и практику управления войсками.

    II. Индустриальный  период (1776 - 1890 гг.)

    Наибольшая заслуга  в развитии представления о  государственном управлении принадлежит  А. Смиту, который сделал анализ  различных форм разделения труда,  дал характеристику обязанностей  государя и государства.

    Идея гуманизации управления производством Р. Оуэна, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

    Первый переворот  в теории и практике управления  связан с созданием и использованием  вычислительной техники. В 1833 году английский математик Г.  Беббидж разработал проект «аналитической  машины» - прообраз современной  вычислительной техники, с помощью  которой уже тогда управленческие  решения принимались более оперативно.

    III. Период систематизации (1856 – 1960 гг.)

    Формируются новые  направления, школы, течения, изменяется  и совершенствуется научный аппарат,  меняются исследователи и их  взгляды. С течением времени  менеджеры изменяли ориентиры  от потребностей своей конкретной  организации на изучение сил  управления, действующих в их  окружении. Их успехи и провалы  могут дать ценные уроки для  сегодняшних менеджеров.

    В сущности  то, что мы сегодня называем  менеджментом, зародилось во времена  промышленной революции в XIX веке. Возникновение фабрики как первичного  типа производства и необходимость  обеспечения работой больших  групп людей означали, что индивидуальные  владельцы больше не могли  наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

    IV. Информационный  период (1960 г. – настоящее время)

    Начинается разработка  концепций управления, опирающегося  на использование математического  аппарата, с помощью которого  достигается интеграция математического  анализа и субъективных решений  менеджеров.

    Появились такие  новые элементы внутрифирменного  планирования имитационное моделирование  решений, методы анализа в условиях  неопределенности, математическое  обеспечение оценки многоцелевых  управленческих решений.

    В современных  условиях математические методы  используются практически во  всех направлениях управленческой  науки.

    Исследование  управления как процесса привело  к широкому распространению систематических  методов анализа. Главная идея  состоит в том, что ни одно  действие не предпринимается  в изоляции от других. Каждое  решение имеет последствие для  всей системы.

    В 70 – е года  появилась идея открытой системы.  Организация как открытая система  имеет тенденцию приспосабливаться  к весьма многообразной внутренней  среде. Таким образом, следуя  этой теории можно предположить, что любая формальная организация  должна иметь систему функционализации, систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия, систему власти, систему логического принятия решений.

    Наиболее существенные  в научно – методическом плане  результаты были получены в  рамках ситуационного подхода.  Его суть в том, что формы,  методы, системы, стили управления  должны существенно варьироваться  в зависимости от сложившейся  ситуации.

    Ситуационный  подход внес большой вклад  в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных  положений практики управления  в зависимости от сложившейся  ситуации и в условиях внутренней  и внешней среды организации.  Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие  методы и средства будут наилучшим  образом способствовать достижению  целей организации в конкретной  ситуации.

    Вообще говоря, управленческая мысль в древности  и в докапиталистическое время  не была направлена на управление  самим производством. Этим занимались  сами производители. Они выполняли  все функции производства и  управления своим трудом. Для  каждого из них был ясен  конечный результат, для достижения  которого они преодолевали различные  возмущающие воздействия внешней  среды. Их труд, выражаясь современным  языком, был системным. Труд рабочих  на фабрике, заводе не имеет  такого высокого смысла, рабочий часто не видит результатов своего труда. Поэтому его необходимо активизировать на эффективный труд.

    Возникновение  менеджмента как научной дисциплины  началось с поиска эффективных  способов достижения наибольшей  выработки у рабочих.

    Спиралеобразное  развитие цивилизации позволяет  иногда обнаруживать аналогию  настоящего в прошлом. Изучение  истории менеджмента должно способствовать  формированию у менеджеров чувства  уверенности в решении возникающих  проблем через обогащение их  познаниями о прошлом.

   

   

Развитие отечественного управления

   

    Рассмотрим развитие  управления в нашей стране, как  происходило становление отечественного  менеджмента в условиях нашей  экономики и политических изменений.

    Управление политическими  процессами в России имеет  глубокие исторические корни.  В этом направлении развивалась и теоретическая экономическая мысль от А.П. Ордин-Нащокина и И.Т. Посошкова до академиков А.И.Берга, В.М.Глушкова, Л.В.Канторовича, С.Г.Струмилина, В.С. Немчинова и современных исследователей, практическая деятельность глав государства от Петра I до В.И. Ленина, И.В. Сталина и сегодняшних реформаторов. Многие поколения российских ученых и практиков внесли свой заметный вклад в совершенствование системы управления экономикой.

    Наибольший интерес  представляют советский и постсоветский  периоды, в которые произошло  значительное развитие, как науки,  так и практики управления.

    Так, в 1917 –  1921 годы в нашей стране были  сформированы основы управления  социалистической экономикой. Основным  теоретиком этого периода выступал  В.И. Ленин. Его заслуги в  деле становления теории и  практики управления несомненны  и могут быть сведены к следующим  основным моментам:

* Сформулированы основные  принципы управления социалистической  экономикой;

* Решен ряд практических  вопросов управления в масштабах  отраслей и народного хозяйства  в целом

* Начата подготовка специалистов  в области управления.

    С 1921 – 1941 годов  наблюдалось интенсивное развитие  отечественной теории и практики  управления.

    В 1924 году состоялась II Всесоюзная конференция по научной  организации труда (НОТ), на которой  закрепилось два сложившихся  к тому моменту направления  в НОТ.

    Первое направление  возглавил А.К. Гастев (1882-1941), руководивший созданным им в 1920 году Центральным институтом труда (ЦИТ). Основные идеи нашли отражение в «концепции трудовых установок», включавшей три взаимосвязанных направления: 1. Теория трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места. 2. Методика рационального производственного обучения. 3. Теория управленческих процессов, в соответствии с которой НОТ можно и нужно внедрять в любых условиях. Была выдвинута концепция «узкого места», с расшивки которого нужно начинать совершенствование управления.

    Второе направление  связано с именем А.А. Богданова  (1873-1928). В своей работе «Тектология: (всеобщая организационная наука)» он исходил из того, что:       1.     все виды управления имеют общие черты.

Информация о работе Современные особенности и развития менеджмента