Современные особенности и развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» (management) в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.
Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами, и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
- политической – необходимость установления и поддержания
порядка в группах;
- экономической – необходимость в изыскании, производстве и
распределении ресурсов;
- оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3
Зарождение менеджмента и стадии развития ……………………………. 4
Развитие отечественного управления ……………………………………. 6
Современный российский менеджмент ………………………………… 11
Зарубежные модели менеджмента …...…………………………………. 12
Американская модель менеджмента …………………………….…… 12
Японская модель менеджмента ………………………………………..14
Западноевропейская модель менеджмента …………………………... 15
Концепция «социального рыночного хозяйства» …………………… 17
Шведская модель социализма ………………………………………… 17
Заключение ...................................................................................................19
Список используемой литературы ……………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_-_Sovremennye_osobennosti_razv (444).docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

                   2.     предметом организационной науки являются общие   

                           организационные принципы и законы, по которым  

                           протекают процессы организации  во всех сферах 

                           органического и неорганического  мира, в работе 

                           стихийных сил и сознательной  деятельности  людей.

    А.А. Богдановым  при анализе сущности организации  высказана идея о необходимости  системного подхода к ее изучению, а также ряд интересных идей  о структурной устойчивости системы  в ее условиях, об основных  организационных механизмах: формирующем  и регулирующем.

    Идеи А.А. Богданова  легли в основу работ О.А.  Ерманского и П.М. Керженцева, смотревших на НОТ с позиций, несколько отличных от позиций цитовцев. Суть научной организации труда – это человек с его физиологическими, психологическими, социальными и другими особенностями. О.А. Ерманским была разработана теория рациональной организации труда и управления, основу которой составляет понятие психофизиологического оптимизма, т.е. максимума полезной работы на единицу затраченной энергии. Его основные взгляды нашли свое выражение в работе «Теория и практика рационализации».

    Со смертью  А.А. Богданова второе направление  стало подвергаться все большей  критике, а впоследствии было  предано забвению.

    Одна из важнейших  разработок того периода –  обоснование принципов управления  производством, учитывающих особенности  социалистической системы хозяйствования  – централизацию и прямое управление  производственно – хозяйственной  деятельностью предприятий со  стороны государственных органов.

    Развитие управленческой  мысли в этот период шло  на фоне колоссального подъема  народного хозяйства.

    В период Великой  Отечественной войны решались  практические вопросы организации  производства, перевода предприятий  на выпуск военной продукции. В сжатые сроки был создан мощный военно-промышленный потенциал на Урале и в Сибири.

    В период восстановления  разрушенного войной хозяйства  и образования мировой социалистической  системы (1946 – 1953 гг.) закладывались  основы теории и практики социалистического  строительства не в одной отдельно  взятой стране, а в рамках создававшегося  мирового социалистического содружества.

    В 1949 году был  учрежден Совет Экономической  Взаимопомощи.

    Период с 1953 по 1965 гг. связан с именем Н.С.  Хрущева и проводившимися им  реформами. Это относится, в  первую очередь, к пересмотру  принципа сочетания отраслевого  и территориального аспектов  в управлении в части усиления  последнего и образованию Советов  народного хозяйства по территориальному  принципу.

    В 1967 году прошло  Всесоюзное совещание по организации  труда, на котором дана современная  формулировка НОТ и выведены  основные функции научной организации  труда: экономическая, психофизиологическая, социальная.

    В 1965 – 1985 годы, в период строительства развитого  социалистического общества, именуемые  в настоящее время «застойным  периодом», сложилось несколько  признанных научных управленческих  школ, в том числе школа Московского  инженерно – экономического института.

    Период времени  с 1965 года по настоящее время  характеризуется проведением в  стране трех реформ, направленных  на совершенствование системы  управления народным хозяйством. К ним относятся:

    1. Реформа  системы  управления экономикой 1965 года. Ее  начало было положено мартовским  Пленумом ЦК КПСС по вопросам  сельского хозяйства и сентябрьским  Пленумом ЦК КПСС по вопросам  промышленности. В решениях Пленумов говорилось о необходимости совершенствования всей системы управления, расширения самостоятельности предприятий и перехода от административных к экономическим методам управления. Большие изменения произошли в системе внутризаводского планировании предприятий. Вопросы управления народным хозяйством были подняты до уровня первостепенных государственных задач. В связи с развитием экономико-математических методов и использованием моделирования в экономике и управлении началась разработка теории оптимального функционирования экономики.

    2. Реформа системы  управления 1979 года. После реформирования  системы управления 1965 года в  первое время значительно улучшились  показатели деятельности предприятий  и народного хозяйства в целом.  Однако в начале 70-х годов произошло  ухудшение всех показателей, снижение  реальных доходов населения. Причинами  этого являются снижение самостоятельности  предприятий, планирование «от  достигнутого уровня», частые  корректировки планов предприятий,  использование затратного принципа  ценообразования и т.д. В целях интенсификации экономики была предпринята вторая экономическая реформа, которая была нацелена на достижение высоких конечных народно-хозяйственных результатов, на повышение эффективности производства и качества работы. Большое внимание уделялось рациональному сочетанию отраслевого и территориального планирования и управления, разработке целевых комплексных программ. Тем не менее, реформа не принесла ожидаемых результатов. Не произошло интенсификации экономики, и о ней вскоре забыли. Ухудшение социально – экономического положения в стране продолжалось.

    3. Ускорение социально  – экономического развития 1986 года  и переход к рыночным отношениям  с 1991 года по настоящее время.  Начало третьей реформы положил  апрельский Пленум ЦК КПСС, который  нашел выход из сложившегося  положения в ускорении социально  – экономического развития страны. Было принято решение о создании  целостной системы управления. Была  провозглашена новая научно –  техническая, инвестиционная и  структурная политика.

    Перестройка, начатая  Генеральным секретарем ЦК КПСС  М.С. Горбачевым в 1986 году, не  имела под собой твердой базы. Проводились лишь отдельные мероприятия,  направленные на повышение темпов  социально – экономического развития  СССР. При этом был провозглашен  курс на демократизацию жизни  общества и создание к 1990 году  целостной системы управления  с новым хозяйственным механизмом.

    К началу 1989 года  дисбаланс государственного бюджета  составил около 140 млрд. рублей. Размер  денежной эмиссии достиг критической  отметки. Объемы денежных накоплений  населения в 5 раз превысил  товарные ресурсы. В результате  на некоторые виды продукции  начали расти цены, усилилась  инфляция.

    Сложилась предкризисная  ситуация. Снизились объемы промышленного  и сельскохозяйственного производства. Прекратился рост реальных доходов.  Развивался застой.

    Действующая система  управления стала преградой на  пути интенсификации и научно  – технического прогресса. Реформа  не принесла ожидаемых результатов,  произошло дальнейшее обострение  кризиса.

    В этот период  произошли серьезные изменения  в политической системе управления  страной. Правительством была  разработана программа постепенного  перехода к регулируемому рынку.  Она содержала положения о  многообразии форм общественной  собственности и государственном  регулировании экономики.

    Вскоре произошел  распад СССР.

    В российской  Федерации развернулась дискуссия  о механизме перехода к рынку.  Комиссия под руководством академика  С.С. Шаталина подготовила программу,  получившую название «500 дней»,  в которой был намечен комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа рассматривалась как «шоковая терапия».

    Начался процесс  формирования рыночных отношений  в России.

    К основным  мероприятиям, направленным на создание  рыночного механизма управления, следует отнести:

* Разгосударствление собственности;

* Создание рыночных отношений  на основе сочетания различных  форм собственности;

* Создание нормативной  базы, необходимой для становления  и развития рыночных отношений  в стране;

* Образование новых рыночных  структур управления.

    Был создан  Государственный комитет РСФСР  по управлению государственным  имуществом. Некоторые министерства  преобразованы в корпорации или  холдинги, созданы коммерческие  банки, биржи, фирмы и акционерные  общества.

    Процесс приватизации  разделился на два этапа: 

    I этап – чековая  (ваучерная) приватизация (1991 г. – 30 июня 1994 г.)

    II этап – денежная  приватизация (с 1 июля 1994 г. по  настоящее время).

    Формально предприятия  перестали быть государственными. Но зачастую новая форма прикрывала  старое содержание.

    Приватизация, в  ходе которой государственная  собственность была разделена  между множеством владельцев, явилась  необходимым первым этапом и  условием перехода к рыночной  экономике. Для многих государственных  предприятий первым шагом к  приватизации явилось преобразование  их в акционерные общества.

    Для развития  системы управления на основе  рыночных отношений в стране  создана законодательная база, приняты  Гражданский кодекс РФ, законы  «О несостоятельности (банкротстве)»,  «О банках и банковской деятельности»  и др.

    Несмотря на  это, предотвратить спад производства, кризисные явления в экономике  не удалось, так как было  принято много ошибочных решений.  Важнейшее из них – невмешательство  правительства в экономику и  экспортно-импортные операции.

    Для настоящего, постперестроечного периода характерно:

* Игнорирование сложившегося  хозяйственного механизма, в том  числе системы управления, их, по  существу, разрушение, а не реформирование;

* Формальный подход к  использованию зарубежных моделей  управления;

* Отсутствие целей, стратегии  и тактики государственного управления  и государственной национальной  политики;

* Капитализация экономики  по американскому образцу;

* Замена государственного  управления государственным регулированием;

* Приоритет ведомственных  и местнических интересов над  народно – хозяйственными;

* Отказ от оценки принимаемых  решений с позиций народно  – хозяйственной эффективности.

    Основные изменения,  способные коренными образом  переломить сложившуюся ситуацию, предстоит произвести в ближайшие  годы. При этом одним из ведущих  механизмов, способствующих формированию  эффективной системы хозяйствования  в России, является менеджмент.

   

Современный российский менеджмент

   

    Современный российский  менеджмент сформировался в условиях  перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно – командной системы. Многие современные организации, использующие новые организационно – правовые формы, образованы на основе прежних советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.

    Организации –  хозяйствующие субъекты уже несколько  лет функционируют в условиях  рыночной, хотя пока и весьма  неэффективной российской экономики  и обрели некоторые важнейшие  черты, характерные для субъектов  рыночных отношений.

    Существенное  влияние на реформирование российского  менеджмента оказывают общеэкономические  факторы: 

* экономическая и политическая  нестабильность в стране;

* спад промышленного и  сельскохозяйственного производства;

* высокий уровень безработицы;

* высокий уровень налогообложения  хозяйствующих субъектов;

* высокий уровень инфляции, низкая платежеспособность многих  организаций;

* несовершенная и нестабильная  законодательная и нормативная  база функционирования экономики;

* использование государственными  и местными органами моделей  и решений, неадекватных сложившимся  условиям;

* коррумпированность государственных  и местных органов регулирования  экономики;

* хроническая асимметричность  информационного пространства;

* неразвитость рыночных  отношений, инфраструктуры рынка,  информационной среды;

* высокий уровень криминализации  экономики, незащищенность предпринимателей  от криминальных структур.

    Все это требует  стабилизирования, в чем и заключается работа менеджеров как высшего, так и среднего и низшего звеньев. От качества и правильности их решений зависит положение России и внутреннее, и внешнее.

    Многие руководители, при наличии командной системы  в организации, подавляют инициативу  подчиненных. Такая система мешает  организациям приспособиться к  новым экономическим условиям, и  они вынуждены топтаться на  месте или проходить через  процедуру банкротства. 

    В настоящее  время происходит слепое копирование  западных методов ведения бизнеса  и управления организацией. Вклад  западных теоретиков и практиков  бесспорен, но многое из того, что хорошо в США или Германии, неприемлемо для России. Здесь  необходимо использовать только  лучшее с учетом особенностей  национальной экономики. 

Информация о работе Современные особенности и развития менеджмента