Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:13, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить понятие и методы управления доходами и расходами организации.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– изучить понятие и виды доходов; понятие, классификацию и виды расходов организации;
– рассмотреть особенности управления доходами и расходами;
– выявить подходы управления финансовыми результатами деятельности организации;
– определить методы управления доходами и расходами организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и виды доходов организации………………………………………....5
1.2 Понятие, классификация и виды расходов организации...……..………..…....7
1.3 Особенности управления доходами и расходами.…………….……………..12
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ
ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Обоснование подходов к управлению финансовыми результатами
деятельности организации………………………………………………..………..19
2.2 Методы управления доходами организации...…...…………………………...23
2.3 Методы управления расходами организации…………………………….…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
По способу принятия решений расходы делятся на альтернативные и вмененные. К вмененным расходам относятся расходы, обязательные для организации, например, налоговые платежи, платежи во внебюджетные фонды, оплата лицензий или членства в профессиональных саморегулируемых организациях. Остальные расходы являются альтернативными, поскольку организация может выбирать способ организации производственного процесса.
Например, бухгалтерский учет можно вести, имея собственную бухгалтерскую службу, или передать его другой организации. В первом случае организация несет трудовые расходы, во втором – расходы на оплату услуг сторонней организации.
По участию в бизнес-процессе расходы делятся: производственные, коммерческие, непроизводственные. К производственным расходам относятся расходы, связанные с обеспечением производственного процесса. В них включаются расходы на приобретение материалов, ремонт оборудования, оплату труда работников, приобретение топлива и электроэнергии, оплату услуг сторонних организаций. К коммерческим расходам относятся расходы, связанные с реализацией и продвижением продукции на рынках. Они включают в себя расходы на затаривание и упаковку готовой продукции, транспортировку, рекламу и маркетинговые услуги. К непроизводственным расходам относятся расходы, не связанные с изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Такие расходы, как правило, имеют социальный характер: оказание материальной помощи персоналу, содержание объектов социально-культурного назначения, оплата социальных пакетов работникам, благотворительные пожертвования.
К агрегированным расходам относятся расходы, сгруппированные по видам потребляемых ресурсов в процессе финансово-хозяйственной деятельности организаций. Материальные затраты отражают стоимость разнообразных потребляемых материальных ресурсов, затраты на оплату труда – заработную плату с отчислениями, амортизация – стоимость износа оборудования, используемого в процессе производственной деятельности [6, С. 55].
Все расходы на производство и реализацию продукции группируются по статьям затрат. Необходимость такой классификации расходов по статьям затрат связана с формированием цен на товары, работы и услуги организаций.
В зависимости от объемов производства (реализации) расходы организаций делятся на постоянные и переменные. Постоянные расходы не зависят от объема производства. К ним относятся некоторые виды налогов, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, заработная плата управленческого персонала и т.д. Переменные расходы изменяются пропорционально объему выпускаемой продукции, работ, услуг. К переменным расходам, как правило, относятся материальные затраты, заработная плата основных производственных рабочих.
В зависимости от способов распределения затрат между видами продукции расходы подразделяются на прямые и косвенные. Под прямыми расходами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость продукции. Например, расходы на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, основная заработная плата производственных рабочих и т.п. К косвенным относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, услуги вспомогательного производства и др. Например, расходы на содержание зданий и оборудования, их ремонт, заработная плата аппарата управления и вспомогательного персонала. Косвенные расходы, так же как и прямые, относятся на себестоимость продукции, но косвенным путем, т.е. путем распределения между отдельными видами продукции, работ, услуг.
В зависимости от связи с технологическим процессом расходы делятся на основные и накладные. К основным расходам относятся расходы, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг: стоимость потребленного сырья и материалов, оплата труда основных производственных рабочих и т.п. Накладные расходы сопутствуют основной деятельности организации. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, обслуживание производства, командировки, обучение персонала и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.).
По степени агрегирования расходы делятся одноэлементные и комплексные. Одноэлементные расходы представляют собой один вид расхода. Комплексные расходы объединяют в себе одноэлементные расходы. Например, материальные расходы включают в себя расходы на сырье, материалы, комплектующие и полуфабрикаты, топливо, тару, запасные части.
Расходы могут подразделяться по признаку периодичности возникновения: постоянные и единовременные. К постоянным расходам относятся все расходы, связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, такие как материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация. Эти расходы поддаются планированию. К единовременным расходам относятся расходы, которые возникают спонтанно. Например, стоимость внепланового ремонта оборудования, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров и т.п.
В системе управления используются прогнозные, плановые и фактические значения расходов. Прогнозные расходы имеют ориентировочный, информационный характер. Плановые расходы выступают в форме обязательных лимитов в процессе составления бизнес-планов или производственных планов. Фактические расходы формируются на основе текущих данных.
По степени регулирования расходы организаций подразделяются:
1. Нормируемые расходы – материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления, налоговые платежи.
2. Ненормируемые расходы – это единовременные расходы [12, С. 154].
Расходы организаций в зависимости от направления их деятельности можно разделить на инвестиционные расходы (расходы на воспроизводство основного и увеличение оборотного капитала), в основном связанные с расширением производства и приростом оборотных активов; расходы, связанные с текущей деятельностью, относимые на себестоимость продукции (расходы на производство и реализацию товаров, работ, услуг), и расходы на социально- культурные мероприятия (содержание столовых, санаториев, домов культуры и отдыха, летних лагерей отдыха, улучшение бытовых условий и др.). Источником финансирования последних является чистая прибыль организаций.
Выбор классификации расходов зависит от области принятия управленческих решений. Например, выделение постоянных и единовременных расходов используется в процессе управления денежными потоками. Значения постоянных и переменных расходов используются для прогнозирования прибыли при уменьшении объемов реализации. Соотношение основных и накладных расходов характеризует инфраструктуру бизнеса. Статьи затрат позволяют охватить все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации, а агрегированные показатели повышают оперативность бухгалтерской отчетности.
Итак, расходы связанны с извлечением прибыли, включают затраты на обслуживание производственного процесса, на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.
Расходы есть у всех организаций, занимающихся различными видами деятельности. От уровня затрат зависят устойчивость положения предприятия на рынке, конкурентоспособность его продукции.
1.3 Особенности управления доходами и расходами
Рассмотрим особенности
Управление финансами коммерческих и некоммерческих организаций включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль.
Как отмечает Е.С. Стоянова, – «…Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях» [15, С. 243].
Механизм финансового планирования некоммерческих организаций различается в зависимости от их организационно-правовых форм.
Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с принципами сметного финансирования. При этом в смете доходов и расходов бюджетного учреждения отражаются как средства, получаемые из бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов, так и доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе оперативных показателей и норм расходов, установленных в законодательном порядке (например, минимальный размер оплаты труда) или рассчитанных финансовыми органами. Данные показатели различаются в зависимости от типа учреждения: койка, койко-день, врачебное посещение – в учреждениях здравоохранения, учащийся – в школах и учреждениях среднего профессионального образования, студент – в высших учебных заведениях и т.п.
Планирование внебюджетных средств производится раздельно в разрезе их видов: целевые средства и безвозмездные поступления; средства от предпринимательской и иной деятельности приносящей доход, включая доходы от оказания платных услуг; средства, полученные от государственных внебюджетных фондов; валютные средства. Доходы от оказания платных услуг, являющиеся основным видом внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, определяются на основе прогнозирования количества платных услуг, которые будут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы предоставленной услуги.
Направления использования финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных средств) определяются в разрезе подразделений функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов бюджетов РФ. В соответствии с бюджетным законодательством смета доходов и расходов утверждается главным распорядителем бюджетных средств или распорядителем бюджетных средств.
В отличие от бюджетных учреждений коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане, конкретная форма которого определяется уставными документами организации. Так финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов или в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитными организациями.
Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий или субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным или муниципальным контрактам [20, С. 28]. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих расчетов.
Финансовый план утверждается высшим органом управления некоммерческой организации. При составлении финансовых планов некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм применяются методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: нормативный, индексный, балансовый.
Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке или расчетных норм, установленных финансовыми органами.
Оперативное управление финансами некоммерческих организаций предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций [4, С. 57].
Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством, в котором определяются основания, по которым могут быть внесены изменения в бюджетные назначения. Например, введение режима сокращения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюджета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств. Данные решения принимаются главным распорядителем бюджетных средств в пределах предоставленных ему полномочий (например, при перемещении бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств) или органом, исполняющим бюджет, после внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись. Изменения в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся главным распорядителем бюджетных средств, утвердившим смету.
Порядок внесения изменений в финансовые планы коммерческих и некоммерческих организаций определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Эти изменения вносятся высшим органом управления организации, утвердившим финансовый план.
Особенность организации финансового контроля как элемента управления финансами некоммерческих организаций различается в зависимости от организационно-правовых форм.
Так, например, государственному финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учреждений, в то время как в коммерческих и некоммерческих организациях государственный финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организацией налоговых обязательств и целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Информация о работе Способы управления доходами и расходами предприятия