Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:13, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить понятие и методы управления доходами и расходами организации.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– изучить понятие и виды доходов; понятие, классификацию и виды расходов организации;
– рассмотреть особенности управления доходами и расходами;
– выявить подходы управления финансовыми результатами деятельности организации;
– определить методы управления доходами и расходами организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и виды доходов организации………………………………………....5
1.2 Понятие, классификация и виды расходов организации...……..………..…....7
1.3 Особенности управления доходами и расходами.…………….……………..12
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ
ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Обоснование подходов к управлению финансовыми результатами
деятельности организации………………………………………………..………..19
2.2 Методы управления доходами организации...…...…………………………...23
2.3 Методы управления расходами организации…………………………….…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля как внутреннего, так и внешнего [17, С. 12]. Предварительный контроль осуществляется в основном главным распорядителем бюджетных средств и финансовыми органами. При проверке правильности составления и утверждения смет доходов и расходов контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соответствие показателям утвержденного бюджета. Текущий контроль проводится бухгалтерскими и финансовыми службами бюджетных учреждений и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Последующий контроль исполнения сметы доходов и расходов проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. Здесь применяются основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Аудиторский контроль деятельности бюджетных учреждений не предусмотрен действующим законодательством, что находит отражение в отсутствии такого вида расходов в экономической классификации расходов.
Финансово-хозяйственная деятельность коммерческих и некоммерческих организаций может также стать объектом аудиторского контроля (для ОАО, ООО в обязательном порядке). Отметим, что Законодательство РФ не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций, однако аудиторская проверка может быть произведена по инициативе руководителя с целью получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия управленческих решений.
С развитием рыночных отношений механизм управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений требовал серьезных преобразований в части изменения методов планирования расходов учреждений и оперативного управления их финансовыми ресурсами. Центральное место в системе мер по реформированию бюджетного процесса заняла концепция (модель) бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного планирования (на три года) или долгосрочного планирования (до пяти лет). Применяемая в настоящее время методика планирования расходов бюджетополучателей (в основном бюджетных учреждений), предполагает индексацию сложившихся расходов за ряд предшествующих лет с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации, при этом не учитываются ожидаемые результаты бюджетных расходов. Это обеспечивает большую самостоятельность организаций в распоряжении бюджетными и внебюджетными средствами в ходе оперативного управления финансовыми ресурсами [13, С. 63-64].
Таким образом, управление доходами и расходами организаций различных организационно-правовых форм предполагают финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль.
Особенности управления доходами и
расходами для бюджетных
Оперативное управление финансами коммерческих и некоммерческих организаций предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации.
Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством. Порядок внесения изменений в финансовые планы коммерческих и некоммерческих организаций определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством.
Особенность организации финансового контроля коммерческих и некоммерческих организаций различается в зависимости от организационно-правовых форм. Государственный финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организацией налоговых обязательств и целевого и эффективного использования бюджетных средств. Для акционерных обществ предусмотрен обязательный аудиторский контроль, для остальных организаций – аудиторская проверка может быть произведена по инициативе руководителя с целью получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия управленческих решений.
Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля: внутреннего, внешнего. Аудиторский контроль деятельности бюджетных учреждений не предусмотрен действующим законодательством.
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ
ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Обоснование подходов к управлению финансовыми результатами
деятельности организации
Политика доходов нацелена на удовлетворение потребностей организации в привлечении финансовых ресурсов и связана с решением следующих двух задач:
1. Максимизация поступлений по
фактически имеющимся
2. Постоянное расширение
Политика расходов в свою очередь, определяет необходимость обеспечения рациональной минимизации затрат организации, основными критериями которой является их экономическая обоснованность и окупаемость. Рассмотрим общие методические требования к процессам формирования и реализации финансовой политики.
1. Политика доходов предусматривает:
– достаточный уровень поставленных задач в сочетании с их безусловной реализацией;
– ориентацию на использование взаимозаменяемых источников, а также на создание резервных источников;
– измеримость поставленных целей в части сроков и объемов привлекаемых средств;
– максимизацию текущих финансовых поступлений не в ущерб перспективным доходам;
– учет используемых финансовых поступлений, в части их зависимости от действия внешних и внутренних факторов [18, С. 30].
2. Политика расходов предусматривает:
– экономическую обоснованность затрат, подтвержденную соответствующими финансовыми расчетами;
– рациональную минимизацию затрат, строгую дифференциацию расходов по направлениям деятельности и по степени их важности для объекта управления;
– обеспечение возможности многоуровневого контроля за эффективностью и целевым характером совершаемых затрат [18, С. 31].
В общем виде управление финансами организации можно определить как совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития финансовой системы субъекта хозяйствования предприятия в соответствии с заданными количественными и качественными характеристиками.
Базовыми инструментами
Финансовое планирование рассматривается как процесс непосредственного определения основных направлений и конкретных параметров развития финансовой системы организации [10, С. 93].
Финансовое планирование имеет
два взаимосвязанных
1. Стратегическое, определяющее перспективные задачи развития финансовой системы предприятия и его укрупненные параметры.
2. Оперативное планирование, определяющее
конкретные показатели
Основные задачи финансового планирования организации:
– обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
– определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рациональности его использования;
– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
– установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
– соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
– контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия [10, С. 94].
При планирование финансов организации используются следующие основные методы:
1. Метод экономического анализа – позволяющий определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
2. Нормативный метод, заключающийся в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах.
3. Метод балансовых расчетов основан на прогнозе поступлений средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату и в перспективе и позволяет определить будущую потребность в финансовых средствах.
4. Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и используется для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов.
5. Метод много вариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального варианта.
6. Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить варианты взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами их определяющими.
Основные рабочие инструменты финансового планирования организации включают:
– контрольные цифры, устанавливающие прогнозные предельные величины конкретных параметров, не имеющие нормативного характера (например, динамики прибыли организации за три последующие года);
– финансовые показатели, устанавливающие конкретные числовые значения отдельных элементов или процессов финансовой системы и имеющие строго нормативный характер (например, объем реализации в плановом периоде);
– финансовые лимиты как разновидность финансового показателя, определяющие лишь верхнюю или нижнюю границу соответствующего планируемого параметра (например, лимит запасов готовой продукции);
– экономические нормативы, отражающие плановую зависимость двух или более показателей друг от друга (например, норматив фонда оплаты труда, определяющий его конкретную величину в процентах от объема выполненных работ или реализации) [10, С. 96].
Финансовое планирование на предприятии осуществляется чаще всего с использованием трех типов документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.
Финансовые показатели предприятия (например затраты, прибыль, ликвидность и др.) утверждаются как основной критерий эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
К основным показателям финансового состояния предприятия относятся: финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность.
Таким образом, конечная эффективность финансовой политики предприятия определяется формой и системой управления доходами и расходами, позволяющей на базе финансово-экономического анализа объединить кредитную, ценовую, денежную, учетную, налоговую, инвестиционную и дивидендную политику.
Универсальных способов, которые могли бы одинаково успешно применяться на различных предприятиях, нет. Но есть методы, с использованием которых могут быть построены системы управления предприятием. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и процессов, позволяющую создать описание того, как предприятие должно работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм).
Далее рассмотрим более конкретно методы управления доходами и расходами организации.
2.2 Методы управления доходами
Методы управления доходами представляют собой оптимизационную модель, т.е. такую экономическую технику расчетов, которые нацелены на определение наилучшей ценовой политики для оптимизации дохода организации на основе определения поведения спроса [19, С. 201]. Предприятия, на которых в первую очередь применяется этот метод, имеют следующие общие черты:
– услуги или продукция, чья стоимость обнуляется после даты производства (например, не занятые номера в гостинице;
– варьирующийся спрос и фиксированные производственные мощности;
– продажи путем предварительного бронирования;
– сложная структура ценообразования (дифференцированное ценообразование: при снижении цены дополнительная прибыль генерируется привлечением сегмента клиентов, наиболее чувствительных к изменению цены) [9, С. 317];
– очень низкие переменные затраты на единицу производимой продукции или услуг (показатель колеблется от 0 до 20% от всех затрат).
Информация о работе Способы управления доходами и расходами предприятия