Сущность дивидендной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной политики предприятия.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
1. определение понятия и сущности дивидендов, их видов и источников формирования;
2. определение сущности дивидендной политики;
3. оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;
4. изучение различных теорий дивидендной политики организации;
5. определение методик дивидендных выплат.

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 206.59 Кб (Скачать файл)

Дивиденд может выплачиваться  деньгами, а в случаях, предусмотренных  уставом общества, — иным имуществом, как правило, акциями дочерних предприятий  или собственными акциями.

Если дивиденды выплачиваются  собственными акциями, то такая практика носит название капитализации доходов, или реинвестирования.

Таким образом, дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, подлежащая распределению  среди акционеров, приходящаяся на одну простую или привилегированную  акцию. Порядок выплаты дивидендов устанавливается общим собранием  акционеров. Размер окончательного дивиденда, приходящегося на одну простую акцию, объявляется общим собранием  акционеров по результатам хозяйственной  деятельности за год с учетом выплаты  промежуточных дивидендов (по итогам истекшего месяца, квартала, полугодия).

 

  1. ВИДЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Эффективное управление собственным  капиталом организации предполагает разработку дивидендной политики.

Основной целью разработки дивидендной  политики является установление необходимой  пропорциональности между текущим  потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим  рыночную стоимость организации  и обеспечивающим стратегическое ее развитие.

Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости организации.

Процесс разработки дивидендной политики может включать несколько этапов:

1.Выработку типа дивидендной  политики в соответствии с общей финансовой стратегией организации.

2.Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов.

3.Оценку эффективности дивидендной  политики и ее коррекцию по  результатам оценки.

Формированию оптимальной дивидендной  политики посвящены различные теоретические исследования.

Наиболее распространенной теорией  является «Теория начисления дивидендов по остаточному принципу». Ее последователи полагают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного дохода акционеров. Поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как изучены все возможности реинвестирования (капитализации)прибыли. Следовательно, дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет чистой прибыли все инвестиционные проекты. Если всю сумму прибыли целесообразно направить для реинвестирования, то дивиденды не выплачиваются. Напротив, если у корпорации нет эффективных инвестиционных проектов, то чистую прибыль в полном объеме можно направить на выплату дивидендов.

Основные теоретические разработки в рамках данной теории были выполнены  в1961 году Франко Модильяни и Мертоном Миллером. Они выдвинули идею о существовании так называемого «эффекта клиентуры», согласно которой акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение каких-либо нерегулярных значительных доходов. Кроме того, Модильяни и Миллер считали, что дисконтированная стоимость обыкновенных акций после возмещения за счет чистой прибыли всех осуществленных капиталовложений плюс полученные по остаточному принципу дивиденды примерно равны издержкам, которые необходимо понести для изыскания дополнительных источников финансирования корпорации. Тем не менее, эти ученые все же признают определенное влияние дивидендной политики на цену акционерного капитала, но объясняют его не собственно влиянием величины дивидендов, а информационным эффектом информация о дивидендах, в частности, об их увеличении, провоцирует акционеров на повышение цены акций.

Свою теорию Ф.Модильяни и М.Миллер сопровождали значительным количеством  ограничений: нет налогов на юридических и физических лиц, отсутствуют расходы по эмиссии и трансакционные затраты; инвесторам безразличен выбор между дивидендами или доходами от прироста капитала; инвестиционная политика корпорации независима от дивидендной; инвесторы и менеджеры имеют одинаковую информацию относительно будущих перспектив. Ограничения данных ученых нереальны и не могут быть соблюдены на практике. Несмотря на свою уязвимость, в аспекте практического применения теория Ф.Модильяни и М.Миллера стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений для осуществления дивидендной политики.

«Теория предпочтительности дивидендов»

Оппоненты теории Модильяни  — Миллера считают, что дивидендная  политика влияет на величину совокупного  богатства акционеров. Основным идеологом  второго подхода к проблеме выбора дивидендной политики является М. Гордон. Основной его аргумент выражается крылатой фразой “Лучше синица в руке, чем журавль в небе” и состоит в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, равно как и возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данное предприятие; тем самым их удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность возрастает, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала.

«Теория минимизации дивидендов» (или «теория налоговых предпочтений»), разработанная Н.Литценбергером и К.Рамасвами заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше, чем будущих доходов (с учетом ставки налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.

«Сигнальная теория дивидендов» (или «сигнализирующая») рассматривает уровень дивидендных выплат как существенный фактор влияния на рыночную стоимость акций, т.к. многие методы определения текущей стоимости акций используют в качестве составляющей расчетов именно величину ранее выплаченных дивидендов и их прогноз на будущий период. Таким образом, рост дивидендных выплат определяет рост расчетной цены акции при принятии решения о ее покупке, а это влечет увеличение рыночных цен, что приносит дополнительный доход акционерам при их продаже акций. Кроме того, выплата солидных дивидендов" подает сигнал" рынку о том, что корпорация находится на подъеме. Но данная теория применима в том случае, если рынок информационно прозрачен и"передает сигналы" большому количеству участников рынка с минимальными издержками.

«Теория соответствия дивидендной  политики составу акционеров»  утверждает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то именно эту дивидендную политику следует предпочесть организации. Акционеры, несогласные с такой практикой, реинвестируют капитал в другие компании, и состав акционеров станет однородным.

Рассмотренные теории взаимосвязаны  и заключаются в обеспечении:

1)максимизации совокупного достояния  акционеров;

2)достаточного финансирования  текущей и инвестиционной деятельности  корпорации.

           Практическое использование перечисленных выше теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики:  консервативный, умеренный (компромиссный), агрессивный. Для каждого подхода характерен свой тип дивидендной политики.

Таблица 2 – Типы дивидендной политики

Подход к формированию дивидендной политики

Название методики дивидендных  выплат

Использование предприятиями

 

 

 

 

 

 

Консервативный подход

1.Остаточная политика  дивидендных выплат

 

 

 

 

2.Политика стабильного размера дивидендных выплат

Используется  обычно на ранних стадиях жизненного цикла организации, связанных с  высоким уровнем его инвестиционной активности.

 Применяется  предприятиями, желающими минимизировать  риск снижения финансовой устойчивости  из-за недостаточных темпов прироста  собственного капитала.

 

Умеренный

(компромиссный подход

3.Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды («экстра»-дивиденды)

 

Дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером прибыли.

 

 

 

 

 

 

Агрессивный подход

 

4.Политика стабильного уровня дивидендов

 

 

 

 

 

5.Политика постоянного возрастания размера дивидендов

 

Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление  дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно  варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

Могут позволить себе лишь  процветающие акционерные компании. Если эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли  компании, то она представляет собой  верный путь к банкротству.


 

Источник: собственная разработка.

 

1.Остаточная политика дивидендных  выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития организации, повышение ее финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций.

2. Политика стабильного размера  дивидендных выплат предполагает  выплату неизменной их суммы  на протяжении продолжительного  периода (при высоких темпах  инфляции сумма дивидендных выплат  корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности организации, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю.

3.Политика минимального стабильного  размера дивидендов с надбавкой  в отдельные периоды (или политика "экстра-дивиденда") по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Её преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности организации, позволяющей увеличивать размеры дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

4.Политика стабильного уровня  дивидендов предусматривает установление  долгосрочного нормативного коэффициента  дивидендных выплат по отношению  к сумме прибыли (или норматива  распределения прибыли на потребляемую  и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости организации в процессе осуществления такой политики(она "сигнализирует"о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данной организации).Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов(акционеров),избегающих риска.

5.Политика постоянного возрастания  размера дивидендов (осуществляемая под девизом - "никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена "Модель Гордона", определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное подрастание финансовой напряженности, если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность организации сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях).

Зависимость между размером прибыли  и дивидендными выплатами для  каждого типа схематически представлена на рис.1

Рис. 1- Динамика размера дивидендов на одну акцию при различных типах  дивидендной политики.

 

Среди факторов, влияющих на дивидендную  политику, можно выделить следующие:

-факторы, характеризующие потребности  организации в дополнительном  финансировании(например, разработка  новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала  для оказания противодействия  поглощению со стороны конкурента, необходимость платежей по ранее  взятым кредитам и т.п.);

- факторы, характеризующие возможности организации привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники:

а) способность организации увеличить объем прибыли путем реструктуризации производства, сокращения непроизводительных затрат, снижения себестоимости продукции, достаточность резервов, сформированных в предшествующем периоде, и т.д.;

б)   стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала в различных формах (товарный, вексельный, банковский кредит, облигационный заем).

Возможности привлечения внешних  источников финансирования как в  виде акционерного, так в виде заемного капитала зависят как от конъюнктуры  финансовых рынков, так и состояния  самой организации, восприятия ее как  заемщика или эмитента со стороны других участников рынка. Таким образом, будущие решения в области дивидендной политики формируются под воздействием прежней кредитной и дивидендной истории организации (под дивидендной историей мы понимаем условия, сроки, периодичность, абсолютные размеры и динамику выплаты дивидендов, прецеденты нарушения прав на получение дивидендов со стороны эмитента на протяжении периода существования акционерного общества).

Информация о работе Сущность дивидендной политики