Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной политики предприятия.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
1. определение понятия и сущности дивидендов, их видов и источников формирования;
2. определение сущности дивидендной политики;
3. оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;
4. изучение различных теорий дивидендной политики организации;
5. определение методик дивидендных выплат.
Дивиденд может выплачиваться деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, — иным имуществом, как правило, акциями дочерних предприятий или собственными акциями.
Если дивиденды выплачиваются собственными акциями, то такая практика носит название капитализации доходов, или реинвестирования.
Таким образом, дивидендом является
часть чистой прибыли акционерного
общества, подлежащая распределению
среди акционеров, приходящаяся на
одну простую или привилегированную
акцию. Порядок выплаты дивидендов
устанавливается общим
Эффективное управление собственным
капиталом организации
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость организации и обеспечивающим стратегическое ее развитие.
Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости организации.
Процесс разработки дивидендной политики может включать несколько этапов:
1.Выработку типа дивидендной политики в соответствии с общей финансовой стратегией организации.
2.Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов.
3.Оценку эффективности
Формированию оптимальной
Наиболее распространенной теорией является «Теория начисления дивидендов по остаточному принципу». Ее последователи полагают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного дохода акционеров. Поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как изучены все возможности реинвестирования (капитализации)прибыли. Следовательно, дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет чистой прибыли все инвестиционные проекты. Если всю сумму прибыли целесообразно направить для реинвестирования, то дивиденды не выплачиваются. Напротив, если у корпорации нет эффективных инвестиционных проектов, то чистую прибыль в полном объеме можно направить на выплату дивидендов.
Основные теоретические
Свою теорию Ф.Модильяни и М.Миллер сопровождали значительным количеством ограничений: нет налогов на юридических и физических лиц, отсутствуют расходы по эмиссии и трансакционные затраты; инвесторам безразличен выбор между дивидендами или доходами от прироста капитала; инвестиционная политика корпорации независима от дивидендной; инвесторы и менеджеры имеют одинаковую информацию относительно будущих перспектив. Ограничения данных ученых нереальны и не могут быть соблюдены на практике. Несмотря на свою уязвимость, в аспекте практического применения теория Ф.Модильяни и М.Миллера стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений для осуществления дивидендной политики.
«Теория предпочтительности дивидендов»
Оппоненты теории Модильяни — Миллера считают, что дивидендная политика влияет на величину совокупного богатства акционеров. Основным идеологом второго подхода к проблеме выбора дивидендной политики является М. Гордон. Основной его аргумент выражается крылатой фразой “Лучше синица в руке, чем журавль в небе” и состоит в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, равно как и возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данное предприятие; тем самым их удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность возрастает, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала.
«Теория минимизации дивидендов» (или «теория налоговых предпочтений»), разработанная Н.Литценбергером и К.Рамасвами заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше, чем будущих доходов (с учетом ставки налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.
«Сигнальная теория дивидендов» (или «сигнализирующая») рассматривает уровень дивидендных выплат как существенный фактор влияния на рыночную стоимость акций, т.к. многие методы определения текущей стоимости акций используют в качестве составляющей расчетов именно величину ранее выплаченных дивидендов и их прогноз на будущий период. Таким образом, рост дивидендных выплат определяет рост расчетной цены акции при принятии решения о ее покупке, а это влечет увеличение рыночных цен, что приносит дополнительный доход акционерам при их продаже акций. Кроме того, выплата солидных дивидендов" подает сигнал" рынку о том, что корпорация находится на подъеме. Но данная теория применима в том случае, если рынок информационно прозрачен и"передает сигналы" большому количеству участников рынка с минимальными издержками.
«Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров» утверждает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то именно эту дивидендную политику следует предпочесть организации. Акционеры, несогласные с такой практикой, реинвестируют капитал в другие компании, и состав акционеров станет однородным.
Рассмотренные теории взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:
1)максимизации совокупного
2)достаточного финансирования
текущей и инвестиционной
Практическое использование перечисленных выше теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный (компромиссный), агрессивный. Для каждого подхода характерен свой тип дивидендной политики.
Таблица 2 – Типы дивидендной политики
Подход к формированию дивидендной политики |
Название методики дивидендных выплат |
Использование предприятиями |
Консервативный подход |
1.Остаточная политика дивидендных выплат
2.Политика стабильного размера дивидендных выплат |
Используется
обычно на ранних стадиях жизненного
цикла организации, связанных с
высоким уровнем его Применяется
предприятиями, желающими |
Умеренный (компромиссный подход |
3.Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды («экстра»-дивиденды) |
Дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером прибыли. |
Агрессивный подход |
4.Политика стабильного уровня дивидендов
5.Политика постоянного возрастания размера дивидендов |
Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства. Могут позволить себе лишь процветающие акционерные компании. Если эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к банкротству. |
Источник: собственная разработка.
1.Остаточная политика
2. Политика стабильного размера
дивидендных выплат
3.Политика минимального
4.Политика стабильного уровня
дивидендов предусматривает
5.Политика постоянного
Зависимость между размером прибыли и дивидендными выплатами для каждого типа схематически представлена на рис.1
Рис. 1- Динамика размера дивидендов на одну акцию при различных типах дивидендной политики.
Среди факторов, влияющих на дивидендную политику, можно выделить следующие:
-факторы, характеризующие
- факторы, характеризующие возможности организации привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники:
а) способность организации увеличить объем прибыли путем реструктуризации производства, сокращения непроизводительных затрат, снижения себестоимости продукции, достаточность резервов, сформированных в предшествующем периоде, и т.д.;
б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала в различных формах (товарный, вексельный, банковский кредит, облигационный заем).
Возможности привлечения внешних источников финансирования как в виде акционерного, так в виде заемного капитала зависят как от конъюнктуры финансовых рынков, так и состояния самой организации, восприятия ее как заемщика или эмитента со стороны других участников рынка. Таким образом, будущие решения в области дивидендной политики формируются под воздействием прежней кредитной и дивидендной истории организации (под дивидендной историей мы понимаем условия, сроки, периодичность, абсолютные размеры и динамику выплаты дивидендов, прецеденты нарушения прав на получение дивидендов со стороны эмитента на протяжении периода существования акционерного общества).