Сущность дивидендной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной политики предприятия.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
1. определение понятия и сущности дивидендов, их видов и источников формирования;
2. определение сущности дивидендной политики;
3. оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;
4. изучение различных теорий дивидендной политики организации;
5. определение методик дивидендных выплат.

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 206.59 Кб (Скачать файл)

Следует обратить внимание на некоторые терминологические  особенности. В бухгалтерском учете  и в ряде нормативных документов явно или косвенно различают понятия  «резервный капитал» и «резервный фонд». Резервный капитал создается  в акционерных обществах открытого  типа в обязательном порядке, причем направления его использования  регламентированы законом; в частности, он не предназначен для выплаты дивидендов. Тем не менее, общество может создавать специальные фонды (в том числе и с названием «резервные») за счет чистой прибыли, которые уже и могут быть использованы для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Величина чистой прибыли  любой компании подвержена колебаниям, не исключена также ситуация, когда  она может отработать с убытком. Принятие решения о размере дивидендов в любом случае является непростой  задачей. Во-первых, в условиях рынка  всегда имеются возможности для  расширения производственных мощностей  или участия в новых инвестиционных проектах. Во-вторых, нестабильность выплаты  дивидендов или резкое изменение  их величины чреваты снижением курсовой стоимости акций.

Дополнительным аргументом в пользу стабильности дивидендной  политики является феномен так называемого  «эффекта клиентуры». Под «клиентурой» понимается совокупность инвесторов, по той или иной причине заинтересованных именно в данной компании. У каждой компании складывается своя «клиентура», т.е. инвесторы, которых вполне устраивает предлагаемая компанией политика в  области доходов и дивидендов. Поскольку рациональные акционеры  в большей степени предпочитают стабильность и определенную предсказуемость  дивидендной политики, чем получение  каких-то экстраординарных доходов, любые  ее изменения должны вводиться крайне осторожно.

Не случайно многие компании на Западе предпочитают выплачивать  дивиденды даже в относительно неблагоприятные  в финансовом отношении периоды. Наиболее часто встречающейся практикой  является распределение среди акционеров части прибыли текущего года. Имея в виду сигнальный эффект, имеющий  место при выплате (невыплате) дивидендов, компании предпочитают стабильность в  отношениях с акционерами. Кроме  того, выплата дивидендов даже при  наличии убытков за отчетный период имеет положительный сигнальный эффект в том смысле, что этой акцией руководство компании указывает  на временный характер трудностей, с которыми столкнулась компания и на правильность ее стратегического  курса.

Также при формировании дивидендной  политики следует обратить внимание на то, какие возможности имеет  компания при формировании финансовых ресурсов из альтернативных источников (помимо чистой прибыли компании ). Основными  факторами являются:

а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б) стоимость привлечения  дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения  дополнительного заемного капитала;

г) доступность кредитов на финансовом рынке;

д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

Дивидендная политика предприятия  оказывает большое влияние не только на структуру капитала, но и  на инвестиционную привлекательность  субъекта хозяйствования. Если дивидендные  выплаты достаточно высокие, то это  один из признаков того, что предприятие  работает успешно и в него выгодно  вкладывать капитал. Но если при этом малая доля прибыли направляется на обновление и расширение производства, то ситуация может измениться.

Таким образом, построение эффективной  дивидендной политики должно быть, прежде всего, основано на достижении взаимного согласия всеми акционерами, оценки возможных рисков, доходности проекта, наличии плана выхода на рынок, осознание целей, задач и  необходимости выбора направления  развития компании.

Также дивидендная политика должна удовлетворять не только потребностям предприятия в ресурсах, но и быть привлекательной для самих акционеров, именно с этой целью прибыль в  основной своей массе будет направлена на развитие бизнеса в течение  ближайших лет. Если существенных улучшений  не будет прослеживаться, то возникнет  необходимость изменять не только направления  деятельности компании, но и саму дивидендную  политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В представленной курсовой работе рассмотрены теоретические  аспекты дивидендной политики. Рассмотрены  основные методики выплаты дивидендов, выявленные их «плюсы» и «минусы», формы и процедуры выплаты  дивидендов.

Важнейшими тезисами, которые  характеризуют процесс разработки и проведения дивидендной политики предприятия, являются следующие:

  1. Капитал как инвестиционный ресурс и фактор производства имеет свою стоимость, которая является важным критерием при принятии решений о его вовлечении в экономический процесс. Поскольку стоимость каждого компонента капитала различна, структура капитала оказывает влияние на его стоимость, а критерием оптимизации структуры капитала является минимизация средневзвешенной стоимости капитала компании.

2. Дивидендная политика  является важной частью общей  финансовой политики предприятия,  направленной на оптимизацию  пропорций между потребляемой  и реинвестируемой частями чистой  прибыли для обеспечения роста  рыночной стоимости акционерного  капитала. Основными видами дивидендной  политики являются выплата дивидендов  по остаточному принципу, политика  фиксированного размера дивиденда,  «экстра-дивиденд», политика стабильного  удельного веса дивидендов в  чистой прибыли и политика  постоянного роста дивидендов. Основными  формами выплаты дивидендов являются  выплата наличными деньгами, акциями,  автоматическое реинвестирование  и выкуп компанией собственных  акций. Выбор дивидендной политики  предприятия обусловлен рядом  факторов, важнейшими из которых  являются правовая, политическая  и социально-экономическая среда  функционирования предприятия, его  инвестиционные возможности, доступность  альтернативных источников финансирования.

3. Существуют три подхода  к оценке оптимальной дивидендной  политики предприятия, каждый  из которых является теоретически  обоснованным и имеют свою  сферу практического применения. Так, теория иррелевантности дивидендов  и основанная на ней остаточная  дивидендная политика применяется  корпорациями с высоким инвестиционным  потенциалом, когда недостаточность  дивидендных выплат и сопряженный  с получением будущей прибыли  риск компенсируется значительным  ростом курса акций.. Теория предпочтительности  дивидендов и основанные на  ней высокие, регулярно выплачиваемые  дивиденды используется наиболее  процветающими акционерными обществами, ценных бумаги которых приобретают наиболее лояльные инвесторы –пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, инвестиционные банки. Теория налоговой дифференциации способствует оптимальному распределению прибыли на потребляемую и реинвестируемую части в условиях неравного налогообложения прибыли корпораций и дивидендных выплат.

4. В отсутствие условий  идеального рынка дивидендная  политика как часть управления  структурой капитала оказывает  воздействие на стоимость компании. На основании результатов исследований  влияния дивидендной политики  на стоимость компании, проведенных  в странах с рыночной и переходной  экономикой можно предположить, что в Республике Беларусь  при активизации вторичного рынка  акций и при условии достаточности  дивидендных выплат дивиденды  также станут оказывать влияние  на котировки акций.

В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что  дивидендная политика предприятия  предоставляет широкие возможности  управления активами предприятия и  при грамотном использовании  представленных теоретических выкладок и практических методик расчета  позволит оптимизировать деятельность предприятия не только в текущем, но и в долгосрочном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (с изменениями и дополнениями).
  2. Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (с изменениями и дополнениями).
  3. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 г. №81/128/65 "Об утверждении Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности"
  4. Галич, В. В. Закон о хозяйственных обществах : решит ли новая редакция старые проблемы / В. В. Галич // Право Беларуси. – 2004. – № 38. – С. 52–55.
  5. Кобринский, Г. Е. Финансы предприятий : курс лекций / Г. Е. Кобринский. – Гомель : УО "ГГУ им. Ф. Скорины", 2009. – 358 с.
  6. Ковалев, А. И. Анализ финансового состояния предприятия / А. И. Ковалев, В. П. Привалов. – М. : Центр экон. и маркетинга, 2006. – 208 с.
  7. Миронов, М. Г. Финансовый менеджмент : учеб пособие для вузов / М. Г. Миронов, Е. А. Замедлина, Е. В. Жариков. – М. : Экзамен, 2010. – 224 с.
  8. Овсийчук, М. Ф. Финансовый менеджмент : учеб. пособие для вузов / М. Ф. Овсийчук, Л. Б. Сидельникова. – М. : Изд. дом "Дашков и К", 2006. – 152 с.
  9. Ронова Г.Н., Ронова Л.А.. Финансовый менеджмент: Учебно- методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ.2008. - 170 с., 2008
  10. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / под ред. В. С. Золотарева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 224 с.
  11. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / под ред. Е. И. Шохина. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. – 408 с.
  12. Хотинская, Г. И. Финансовый менеджмент : учеб. пособие для вузов / Г. И. Хотинская. – М. : Дело и Сервис, 2008. – 192 с.

13.www.dis.ru/library/

 

 

 


Информация о работе Сущность дивидендной политики