Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной политики предприятия.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
1. определение понятия и сущности дивидендов, их видов и источников формирования;
2. определение сущности дивидендной политики;
3. оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;
4. изучение различных теорий дивидендной политики организации;
5. определение методик дивидендных выплат.
Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:
1. Выплата дивидендов наличными деньгами (чеками). Это самая простая и распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
2. Выплата дивидендов акциями. Компания, особенно когда у нее есть проблемы с ликвидностью, эмитирует для выплаты дивидендов дополнительные акции. Если дивиденд составляет 10%, акционеры получат 10 акций на каждые 100, уже находящихся у них в собственности. Так как дивиденды в форме акций распределяются пропорционально имеющимся на руках у существующих акционеров пакетам, это не приводит к изменению их долей в акционерном капитале. Этот способ выплаты дивидендов применяется в нескольких случаях:
- А.О находиться в неустойчивом
финансовом состоянии и
- А.О. успешно развивается.
Для сохранения прибыли в
-
А.О. увеличив количество акций, хочет
снизить их рыночную стоимость, тем самым
ускорить их реализацию на фондовом рынке.
Преимущества такой выплаты:
1.денежные средства остаются в компании;
2.дивиденды в форме акций имеют такую же информационную ценность, как и денежные дивиденды, и помогают поддерживать уверенность акционеров в стабильности дивидендного потока;
3.увеличивается количество акций в обращении и улучшается их ликвидность;
4.те акционеры, которые хотели бы, получив денежные дивиденды, реинвестировать их в акции компании, автоматически (и без уплаты брокерских комиссий) увеличивают свой пакет бумаг;
5.акционеры, рассчитывавшие на денежный дивиденд, могут попросту продать дополнительно распределенные акции на рынке.
3.Автоматическое реинвестирование. Эта форма предоставляет право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными или реинвестировать их в дополнительные акции.
4.Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Автоматически увеличивается размер прибыли на одну акцию и повышается коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров [13, с. 153].
Для характеристики дивидендной политики важное значение имеют показатели ее эффективности:
Прибыль на одну простую акцию:
где Па — прибыль на одну простую акцию, млн р.;
ЧП — чистая прибыль, млн р.;
Дпра — дивиденды по привилегированным акциям, млн р.;
Коа — количество обыкновенных акций в обращении, шт.
Коэффициент денежного потока на акцию характеризует объем денежных средств от производственной деятельности в расчете на одну акцию. Этот показатель «используется для оценки потенциальной доступности денежных средств для выплаты дивидендов и других расходов» [7, с. 157]:
где ДПа — денежный поток на акцию, млн р.;
ЧП — чистая прибыль, млн р.;
Дпра — дивиденды по привилегированным акциям, млн р.;
Ам — сумма амортизационных отчислений, млн р.;
Коа — количество обыкновенных акций в обращении, шт.
Дивиденд на одну простую акцию:
где Да — дивиденд на одну простую акцию, млн р.;
Д — фонд дивидендных выплат, млн р.;
Дпра — дивиденды по привилегированным акциям, млн р.;
Коа — количество обыкновенных акций в обращении, шт.
Показатель дивидендного дохода (текущей доходности акции) характеризует «доход акционера без учета прироста стоимости капитала»:
где Тда — текущая (дивидендная) доходность акции;
Да — дивиденд на одну акцию, млн р.;
РСа — рыночная стоимость одной акции, млн р.
Доходность акции с учетом ее курсовой стоимости:
где ОДа — доходность акции с учетом ее курсовой стоимости;
Да — дивиденд на одну акцию, млн р.;
∆КСа — прирост (снижение) курсовой стоимости акции, млн р.;
ЦПа — цена приобретения акции, млн р.
Коэффициент соотношения цены и дохода по акции (мультипликатор дохода) показывает, сколько денежных единиц необходимо вложить акционеру в акции для получения одной денежной единицы дохода:
где Кцд — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;
РСа — рыночная стоимость одной акции, млн р.;
Да — дивиденд на одну акцию, млн р.
Этот показатель используют для того, чтобы определить, как рынок в действительности оценивает доходность организации в настоящее время и на перспективу. На практике он служит ориентировочным критерием оценки эффективности деятельности организации в целом.
Коэффициент соотношения рыночной цены и прибыли на одну простую акцию показывает «цену, которую инвесторы готовы заплатить за единицу дохода организации»:
где Кцп — коэффициент соотношения цены и прибыли на одну акцию;
РСа — рыночная стоимость одной акции, млн р.;
Па — прибыль на одну простую акцию, млн р.
Для инвесторов, формирующих спрос на акции и в конечном счете их рыночную стоимость, большой информационной полезностью будут обладать коэффициент выплаты дивидендов и коэффициент реинвестирования прибыли:
где Квд — коэффициент выплаты дивидендов;
Да — дивиденд на одну акцию, млн р.;
Па — прибыль на одну простую акцию, млн р.
где Крп — коэффициент реинвестирования прибыли;
Квд — коэффициент выплаты дивидендов.
Коэффициент устойчивого
роста показывает «возможности организации
увеличить свои активы за счет внутреннего
финансирования при условии, что
будут сохранены пропорции
где Кур — коэффициент устойчивого роста;
ЧП — чистая прибыль, млн р.;
Д — фонд дивидендных выплат, млн р.;
АКпг — величина акционерного капитала за предыдущий год, млн р.
Для определения рыночной стоимости организации (в соответствии с Инструкцией по оценке рыночной стоимости предприятий, утвержденной постановлением Министерства экономики РБ № 65 от 5.03.2010г.) используются три подхода: затратный, сравнительный, доходный. Каждый подход предполагает использование определенных методов.
Рассмотрим один из методов сравнительного подхода, нашедший широкое применение в практике — метод капитализации дивиденда. Он включает в себя следующие этапы: выбор компаний-аналогов; анализ ретроспективной информации по компаниям-аналогам; расчет усредненных значений нормы дивиденда и потенциала дивиденда по компаниям-аналогам; расчет показателей чистой прибыли, нормы и потенциала дивиденда для оцениваемой компании; определение стоимости компании.
Широкое применение этого
метода основано на том, что он учитывает
два основных фактора, влияющих на поведение
инвестора при покупке акций
— доходность бизнеса и выплачиваемые
дивиденды. На основе информации по компаниям-аналогам
устанавливаются усредненные
На основе данной методики можно предложить следующую модель определения рыночной стоимости организации:
где РСО — рыночная стоимость организации, млн р.;
ПД — потенциал дивиденда, %;
НД — норма дивиденда, %;
СРП — средняя прибыль за период, млн р.
Таким образом, единого алгоритма
в выработке дивидендной
Основной целью менеджмента любой компании является максимизация стоимости бизнеса и ее ценности в глазах владельцев. Поэтому неудивительно, что финансовые взаимоотношения с собственниками оказывают существенное влияние на стратегию развития любой фирмы. Принятие управленческих решений в этой сфере осуществляется в рамках проводимой дивидендной политики.
Дивидендная политика оказывает
непосредственное влияние на инвестиционные
решения, структуру капитала и финансирование
предприятия, выступает одной из
важнейших частей его общей стратегии.
Прозрачная, четко сформулированная
и последовательно реализуемая
дивидендная политика многократно
увеличивает инвестиционную привлекательность
компании, повышает ее корпоративный
имидж, что положительно отражается
на динамике курса акций. Необоснованные
или несвоевременные решения
в области дивидендной
В случае массовой распродажи акций как крайней меры протеста акционеров компания может стать объектом «враждебного поглощения» внешним инвестором, что, как правило, приводит к ее реструктуризации и замене менеджмента. Поэтому разработка и реализация эффективной дивидендной политики является одним из ключевых направлений деятельности финансового менеджера и требует глубокого понимания влияющих на нее факторов и взаимосвязей с другими управленческими решениями.
Проблемам дивидендной политики
уделяется внимание как в зарубежной,
так и в отечественной
В то же время, недостаточно внимания в литературе уделено проблемам разработки дивидендной политики в отечественных условиях, перспективным направлениям развития, анализу влияния дивидендной политики на стоимость фирмы.
Несмотря на различные подходы акционеров к целям инвестирования и финансовых менеджеров к дивидендной политике существует ряд факторов, которые безусловно должны учитываться в финансовом управлении:
Также проводимая дивидендная политика влияет на стоимость различных источников финансирования деятельности предприятия.
Источник выплаты дивидендов
- чистая прибыль общества за истекший
год, по привилегированным акциям дивиденды
могут выплачиваться за счет специально
созданных для этого фондов (последние
используются для выплаты дивидендов
в случае недостаточности прибыли
или убыточности общества). Поэтому
теоретически коммерческая организация
может выплатить общую сумму
текущих дивидендов в размере, превышающем
прибыль отчетного периода. Однако
базовым является вариант распределения
чистой прибыли текущего периода. Поскольку
законом не предусматривается