Сущность дивидендной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной политики предприятия.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
1. определение понятия и сущности дивидендов, их видов и источников формирования;
2. определение сущности дивидендной политики;
3. оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;
4. изучение различных теорий дивидендной политики организации;
5. определение методик дивидендных выплат.

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 206.59 Кб (Скачать файл)

Важным этапом формирования дивидендной  политики является выбор форм выплаты  дивидендов. Основными из таких форм являются:

1. Выплата дивидендов наличными деньгами (чеками). Это самая простая и распространенная форма осуществления дивидендных выплат.

2.   Выплата дивидендов акциями. Компания, особенно когда у нее есть проблемы с ликвидностью, эмитирует для выплаты дивидендов дополнительные акции. Если дивиденд составляет 10%, акционеры получат 10 акций на каждые 100, уже находящихся у них в собственности. Так как дивиденды в форме акций распределяются пропорционально имеющимся на руках у существующих акционеров пакетам, это не приводит к изменению их долей в акционерном капитале. Этот способ выплаты дивидендов применяется в нескольких случаях:

- А.О находиться в неустойчивом  финансовом состоянии и испытывает  затруднения с денежной наличностью.

- А.О. успешно развивается.  Для сохранения прибыли в качестве  инвестиционного ресурса она  предлагает акционерам дополнительный  пакет ; 
            - А.О. увеличив количество акций, хочет снизить их рыночную стоимость, тем самым ускорить их реализацию на фондовом рынке.

Преимущества такой выплаты:

          1.денежные средства остаются в компании;

2.дивиденды в форме акций имеют такую же информационную ценность, как и денежные дивиденды, и помогают поддерживать уверенность акционеров в стабильности дивидендного потока;

3.увеличивается количество акций в обращении и улучшается их ликвидность;

4.те акционеры, которые хотели бы, получив денежные дивиденды, реинвестировать их в акции компании, автоматически (и без уплаты брокерских комиссий) увеличивают свой пакет бумаг;

5.акционеры, рассчитывавшие на денежный дивиденд, могут попросту продать дополнительно распределенные акции на рынке.

3.Автоматическое реинвестирование. Эта форма предоставляет право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными или реинвестировать их в дополнительные акции.

4.Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Автоматически увеличивается размер прибыли на одну акцию и повышается коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров [13, с. 153].

Для характеристики дивидендной  политики важное значение имеют показатели ее эффективности:

Прибыль на одну простую  акцию:

где Па — прибыль на одну простую акцию, млн р.;

ЧП — чистая прибыль, млн  р.;

Дпра — дивиденды по привилегированным акциям, млн р.;

Коа — количество обыкновенных акций в обращении, шт.

Коэффициент денежного потока на акцию характеризует объем  денежных средств от производственной деятельности в расчете на одну акцию. Этот показатель «используется для  оценки потенциальной доступности  денежных средств для выплаты  дивидендов и других расходов» [7, с. 157]:

где ДПа — денежный поток  на акцию, млн р.;

ЧП — чистая прибыль, млн  р.;

Дпра — дивиденды по привилегированным акциям, млн р.;

Ам — сумма амортизационных  отчислений, млн р.;

Коа — количество обыкновенных акций в обращении, шт.

Дивиденд на одну простую  акцию:

где Да — дивиденд на одну простую акцию, млн р.;

Д — фонд дивидендных  выплат, млн р.;

Дпра — дивиденды по привилегированным акциям, млн р.;

Коа — количество обыкновенных акций в обращении, шт.

Показатель дивидендного дохода (текущей доходности акции) характеризует  «доход акционера без учета прироста стоимости капитала»:

где Тда — текущая (дивидендная) доходность акции;

Да — дивиденд на одну акцию, млн р.;

РСа — рыночная стоимость  одной акции, млн р.

Доходность акции с  учетом ее курсовой стоимости:

где ОДа — доходность акции с учетом ее курсовой стоимости;

Да — дивиденд на одну акцию, млн р.;

∆КСа — прирост (снижение) курсовой стоимости акции, млн р.;

ЦПа — цена приобретения акции, млн р.

Коэффициент соотношения  цены и дохода по акции (мультипликатор дохода) показывает, сколько денежных единиц необходимо вложить акционеру  в акции для получения одной  денежной единицы дохода:

где Кцд — коэффициент  соотношения цены и дохода по акции;

РСа — рыночная стоимость  одной акции, млн р.;

Да — дивиденд на одну акцию, млн р.

Этот показатель используют для того, чтобы определить, как  рынок в действительности оценивает  доходность организации в настоящее  время и на перспективу. На практике он служит ориентировочным критерием  оценки эффективности деятельности организации в целом.

Коэффициент соотношения  рыночной цены и прибыли на одну простую акцию показывает «цену, которую инвесторы готовы заплатить  за единицу дохода организации»:

где Кцп — коэффициент  соотношения цены и прибыли на одну акцию;

РСа — рыночная стоимость  одной акции, млн р.;

Па — прибыль на одну простую акцию, млн р.

Для инвесторов, формирующих  спрос на акции и в конечном счете их рыночную стоимость, большой  информационной полезностью будут  обладать коэффициент выплаты дивидендов и коэффициент реинвестирования прибыли:

где Квд — коэффициент  выплаты дивидендов;

Да — дивиденд на одну акцию, млн р.;

Па — прибыль на одну простую акцию, млн р.

где Крп — коэффициент  реинвестирования прибыли;

Квд — коэффициент выплаты  дивидендов.

Коэффициент устойчивого  роста показывает «возможности организации  увеличить свои активы за счет внутреннего  финансирования при условии, что  будут сохранены пропорции между  собственным капиталом и обязательствами» [10, с. 108]:

где Кур — коэффициент  устойчивого роста;

ЧП — чистая прибыль, млн  р.;

Д — фонд дивидендных  выплат, млн р.;

АКпг — величина акционерного капитала за предыдущий год, млн р.

Для определения рыночной стоимости организации (в соответствии с Инструкцией по оценке рыночной стоимости предприятий, утвержденной постановлением Министерства экономики  РБ № 65 от 5.03.2010г.) используются три  подхода: затратный, сравнительный, доходный. Каждый подход предполагает использование  определенных методов.

Рассмотрим один из методов  сравнительного подхода, нашедший широкое  применение в практике — метод  капитализации дивиденда. Он включает в себя следующие этапы: выбор  компаний-аналогов; анализ ретроспективной  информации по компаниям-аналогам; расчет усредненных значений нормы дивиденда  и потенциала дивиденда по компаниям-аналогам; расчет показателей чистой прибыли, нормы и потенциала дивиденда  для оцениваемой компании; определение  стоимости компании.

Широкое применение этого  метода основано на том, что он учитывает  два основных фактора, влияющих на поведение  инвестора при покупке акций  — доходность бизнеса и выплачиваемые  дивиденды. На основе информации по компаниям-аналогам устанавливаются усредненные значения потенциала дивиденда и нормы  дивиденда. Потенциал дивиденда  характеризует способность компании выплачивать дивиденды и может  отличаться от величины фактически выплачиваемых  дивидендов. Потенциал дивиденда  — часть чистой прибыли компании, которая, по мнению оценщика, может  быть выплачена в виде дивидендов. Норма дивиденда используется в  качестве ставки капитализации чистой прибыли.

На основе данной методики можно предложить следующую модель определения рыночной стоимости  организации:

где РСО — рыночная стоимость  организации, млн р.;

ПД — потенциал дивиденда, %;

НД — норма дивиденда, %;

СРП — средняя прибыль  за период, млн р.

Таким образом, единого алгоритма  в выработке дивидендной политики не существует – она определяется многими факторами. Поэтому каждая компания должна выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего, из присущих ей особенностей и удовлетворяла  бы саму компанию и её акционеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВЛИЯНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Основной целью менеджмента  любой компании является максимизация стоимости бизнеса и ее ценности в глазах владельцев. Поэтому неудивительно, что финансовые взаимоотношения  с собственниками оказывают существенное влияние на стратегию развития любой  фирмы. Принятие управленческих решений  в этой сфере осуществляется в  рамках проводимой дивидендной политики.

Дивидендная политика оказывает  непосредственное влияние на инвестиционные решения, структуру капитала и финансирование предприятия, выступает одной из важнейших частей его общей стратегии. Прозрачная, четко сформулированная и последовательно реализуемая  дивидендная политика многократно  увеличивает инвестиционную привлекательность  компании, повышает ее корпоративный  имидж, что положительно отражается на динамике курса акций. Необоснованные или несвоевременные решения  в области дивидендной политики, напротив, увеличивают риск снижения рыночной цены акций.

В случае массовой распродажи акций как крайней меры протеста акционеров компания может стать  объектом «враждебного поглощения»  внешним инвестором, что, как правило, приводит к ее реструктуризации и  замене менеджмента. Поэтому разработка и реализация эффективной дивидендной  политики является одним из ключевых направлений деятельности финансового  менеджера и требует глубокого  понимания влияющих на нее факторов и взаимосвязей с другими управленческими  решениями.

Проблемам дивидендной политики уделяется внимание как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Тематика структуры капитала освещена в аналитических статьях, проблемы оптимизации дивидендной политики предприятия рассматриваются в  публикациях различных журналов.

В то же время, недостаточно внимания в литературе уделено проблемам  разработки дивидендной политики в  отечественных условиях, перспективным  направлениям развития, анализу влияния  дивидендной политики на стоимость  фирмы.

Несмотря на различные  подходы акционеров к целям инвестирования и финансовых менеджеров к дивидендной  политике существует ряд факторов, которые безусловно должны учитываться  в финансовом управлении:

  1. Акционеры, негативно относятся к уменьшению выплачиваемых дивидендов, поскольку это ассоциируется прежде всего с возникновением финансовых трудностей в деятельности компании. Поэтому, если компания принимает решение об увеличении дивидендов, она должна быть уверена в том, что сможет сохранить этот уровень дивидендов и в последующие годы.
  2. Сумма выплачиваемых дивидендов оказывает влияние на финансовые пропорции компании, ее бюджет и ликвидность.
  3. Дивиденды уменьшают собственный капитал компании, поскольку дивиденды выплачиваются из прибыли, оставленной на предприятии. При прочих равных условиях их выплаты приводят к увеличению соотношения между заемным и собственным капиталом.
  4. Норма дивиденда по акциям компании должна соответствовать средней рыночной норме доходности по финансовым вложениям аналогичного риска [10, с. 110].

Также проводимая дивидендная  политика влияет на стоимость различных  источников финансирования деятельности предприятия.

Источник выплаты дивидендов - чистая прибыль общества за истекший год, по привилегированным акциям дивиденды  могут выплачиваться за счет специально созданных для этого фондов (последние  используются для выплаты дивидендов в случае недостаточности прибыли  или убыточности общества). Поэтому  теоретически коммерческая организация  может выплатить общую сумму  текущих дивидендов в размере, превышающем  прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения  чистой прибыли текущего периода. Поскольку  законом не предусматривается использование  нераспределенной прибыли прошлых  лет для выплаты дивидендов, существенно  повышается ответственность совета директоров и акционеров в отношении  направлений распределения чистой прибыли отчетного года, т.е. нельзя год спустя передумать и часть  ранее реинвестированной прибыли  пустить на выплату дивидендов. Это  ограничение в определенной степени  нарушает права собственников в  отношении возможности использования  собственных средств.

Информация о работе Сущность дивидендной политики