Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:58, контрольная работа
Комплекс оперативно-тактических и стратегических действий финансовой службы предприятия, фирмы, компании по целенаправленному использованию цены как категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости, спроса и предложения, представляет собой процесс управления ценами. Функционирование цены как экономической и стоимостной категории в условиях товарно-денежных отношений происходит во взаимосвязи с другими экономическими и финансовыми категориями, такими как, например, товар, деньги, заработная плата, налоги в составе цены, себестоимость, прибыль, кредит, банковский процент и др. При этом производятся формирование, контроль, изменение и взаимоувязка ценовых параметров с финансовыми показателями деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНАМИ
1.1 Цена как экономическая категория, ее формы и методы регулирования
1.2 Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен
2. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНАМИ И ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖАНИЯ ЦЕН ПРОДАЖ
2.1 Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен
2.2 Управление средней ценой и политика поддержания цен продаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Целенаправленное изменение
структуры производства продукции
связано со сдвигом в ассортименте
и изменением количества производимой
продукции по критериям уровня цены,
рентабельности, величины прибыли в
продаже единицы изделия. Общая
средняя цена в таких случаях,
как правило, возрастает. Такое изменение
относится к числу управляющих
ценами мероприятий, которые при
прочих равных условиях могут вести
к росту средней
Фиксирование пониженной
или поддержание стабильности повышенной
цены на изделие часто может
Наконец, иногда фиксируются не только цены, но и надбавки (наценки) к ним по причине коммерческого расчета, когда специально идут на некоторое недополучение прибыли от неповышения цены. Так, например, многие торговые организации сегодня живут не за счет повышения торговых наценок (надбавок), а при их довольно длительной стабильности, т.е. за счет увеличения торгового оборота по продажам товаров. Такой подход уже отражает не текущий, не тактический характер управления ценой. Его следует рассматривать как одну из компонент финансовой стратегии производственно-коммерческой структуры. Управление ценами на предприятии, выступая составной частью краткосрочной финансовой политики предприятия, одновременно может выражать весьма существенную часть общей финансовой стратегии предприятия. Таким образом, в зависимости от целевых установок бизнеса управление ценами на предприятии может быть текущим и стратегическим, т.е. осуществляться как в рамках краткосрочной финансовой политики, так и долгосрочной.
2. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНАМИ И
ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖАНИЯ ЦЕН
2.1 Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен
Финансовый менеджер может
осуществлять управление ценами путем
установления (пересмотра) уровня базовых
отпускных цен или используя
скидки и надбавки к базовым ценам
по видам и наименованиям изделий.
При определении уровня базовых
отпускных цен следует
Бальный метод предусматривает оценку потребительских свойств изделия по выделяемым для данного товара конкретным параметрам его качества и полезности. К этим параметрам могут, например, относиться разнообразные технические, экономические, эргономические, эстетические и другие качества и свойства изделия. Каждая такая позиция для формирования цены получает свою оценку по новому изделию в баллах. Затем на основе суммирования и сопоставления суммы баллов по новой и базовой продукции определяется цена новой продукции [14]. Расчет цены ведется по формуле
цена управление политика корректировка
Нц = Рц х С6н,
где Нц - новая цена вновь освоенного или улучшенного изделия;
Рц - расчетная цена, приходящаяся на один балл базового изделия;
С6н - сумма баллов вновь освоенного или улучшенного изделия.
При этом расчетная цена базового изделия рассчитывается как отношение базовой цены изделия к сумме баллов базового изделия по формуле
Рц = Бц: Сб;
где Бц - базовая цена изделия;
Сб -- сумма баллов базового изделия.
Присвоение баллов каждому из параметров производится экспертным путем.
Метод удельной цены основывается на выделении главного для производителя и потребителя параметра выпускаемой продукции. Например, в электромашиностроении это может быть мощность троллейбусного электродвигателя в киловатт-часах или лошадиных силах. При этом определяется удельная цена базового электродвигателя как базовая цена изделия, приходящаяся на единицу его мощности. Новая цена вновь освоенного более мощного электродвигателя вычисляется по формуле
Нц = Мн х Уцб
Или Нц = Мн х (Бц : Мб)
где Уцб - удельная цена базового электродвигателя;
Мб - единица мощности базового электродвигателя;
Мн - значение параметра мощности нового электродвигателя.
Регрессионный метод установления цены связан с определением цены на основании построения уравнений регрессии. Эти уравнения в математическом виде описывают зависимость изменения цены от улучшения нескольких параметров качества изделия. В нашем примере с электродвигателем помимо мощности может быть и такой параметр как вес электродвигателя на единицу мощности, коэффициент полезного действия и др.
Базовые цены по сравнимой товарной продукции могут быть представлены как цены без скидок и надбавок к ним, а также налогов, непосредственно формирующих цену реализации продукции. Основным методом формирования базовой цены, практически наиболее часто применяемым в отечественной и зарубежной практике предприятий выступает метод полной себестоимости или денежного выражения полных издержек на производство и реализацию товара. Если предприятие по каким-либо причинам желает установить (пересмотреть) цену на изделие, то новая цена указанным методом определяется по формуле
Нц=С + (Р х С): 100,
где Нц - новая цена производимого или вновь освоенного изделия;
С - скалькулированная полная себестоимость изделия;
Р - требуемая рентабельность изделия к полной его себестоимости.
Прибыль, включаемая в цену
данного вида продукции, может быть
определена не только пропорционально
полной себестоимости (второе слагаемое
формулы). В тех случаях, когда
в цене необходимо полнее учесть трудоемкость
изделия, может применяться метод
нормативной стоимости
В других методах ценообразования
используются классификационные признаки
деления состава элементов
Метод формирования цены товара исходя из маржинальных издержек основан на определении составляющих валовой маржи. Он базируется на разделении полной себестоимости изделия на денежное выражение постоянных и переменных издержек на производство и реализацию товара. Для этого подсчитывается общая сумма прямых переменных затрат на единицу изделия, к которой плюсуется желательная величина валовой маржи на единицу этого изделия. Последняя определяется исходя из прогнозируемых в расчете на год показателей: выпуска этой продукции, постоянных затрат и желаемой прибыли.
Метод рентабельности инвестиций
может применяться не как метод
формирования прибыли в составе
цены, а определения минимальной
(предельной) цены реализации товара, при
которой его продажа не будет
убыточной. При этом исходят из подсчета
общей суммы денежного
Пц = Спп+[(ЗфхПэф):100]:Оп
где Пц - предельная цена вновь освоенного изделия;
Спп - суммарные переменные и постоянные затраты на единицу изделия;
Зф - сумма заемного финансирования, привлекаемого на реализацию проекта;
Пзф - ставка платы за использование заемного финансирования, % годовых;
Оп - предполагаемый годовой объем производства.
Метод прямых затрат предусматривает принятие за основу ценообразования производственной себестоимости товара. Последняя подлежит учету и отражению в разрезе элементов по смете затрат на производство. Сначала подсчитывается общая сумма прямых затрат и накладных расходов, приходящаяся на единицу изделия, т.е. производственная себестоимость единицы товара. Затем определяется величина предельной цены продажи изделия исходя из необходимости покрытия сбытовых и других, например, административно-управленческих расходов, не отражаемых в смете затрат на производство. В целях обеспечения такого покрытия в расчете применяется установленная опытным или расчетным путем процентная надбавка к производственной себестоимости изделия [8]. Расчет предельной цены, не позволяющей изделию стать убыточным, ведется по формуле
Пц = Спн + (Спн х Нс) : 100,
где Пц - предельная цена вновь освоенного изделия;
Спн - суммарные прямые затраты и накладные расходы по смете затрат на единицу изделия (производственная себестоимость изделия);
Нс - надбавка на производственную себестоимость для покрытия сбытовых и административно-управленческих расходов, %.
Финансовый менеджер должен
внимательно относиться к надбавкам
(наценкам) и различать надбавки
для покрытия тех или иных расходов
предприятия, учитываемые в составе
себестоимости продукции; надбавки
на желаемую прибыль (рентабельность изделия)
к получению, закладываемые в
цену, а также ассортиментно-
Несколько иной подход имеет место в зарубежной практике. В частности, считается, что базовая цена не должна учитывать транспортные, страховые, сервисные и прочие компоненты. Фактически тем самым базовая цена сведена к некоей абстрактной величине, по которой никто даже теоретически не покупает и не продает. В нашем понимании базовая цена есть вполне реальная цена продажи при общих средних учтенных условиях. Лишь в конкретной сделке в силу отклонения от таких условий она может не совпадать с ценой по заключенному договору поставки [9].
Установление базовых цен по сравнимой и несравнимой товарной продукции зависит не только от менеджера по продажам или финансового менеджера, но и от типа рынка, на котором работает предприятие. Большое влияние на управление ценами будет оказывать не только текущая деловая активность, но и стратегические претензии предприятия на удержание и развитие своих позиций на рынке товаров. На конкурентных рынках цена предприятия зависит от динамики спроса и предложения. Основа управления ценами в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка - организация и осуществление непрерывного мониторинга спроса и цены на товары, производимые предприятием. Это позволяет отслеживать характер изменения эластичности спроса, изменения его объема в связи с изменением цены (рис. 4).