Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:58, контрольная работа
Комплекс оперативно-тактических и стратегических действий финансовой службы предприятия, фирмы, компании по целенаправленному использованию цены как категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости, спроса и предложения, представляет собой процесс управления ценами. Функционирование цены как экономической и стоимостной категории в условиях товарно-денежных отношений происходит во взаимосвязи с другими экономическими и финансовыми категориями, такими как, например, товар, деньги, заработная плата, налоги в составе цены, себестоимость, прибыль, кредит, банковский процент и др. При этом производятся формирование, контроль, изменение и взаимоувязка ценовых параметров с финансовыми показателями деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНАМИ
1.1 Цена как экономическая категория, ее формы и методы регулирования
1.2 Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен
2. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНАМИ И ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖАНИЯ ЦЕН ПРОДАЖ
2.1 Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен
2.2 Управление средней ценой и политика поддержания цен продаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рис. 4. Изменение спроса в зависимости от изменения цены:
1 - спрос неэластичный; 2 - спрос эластичный
При неэластичном спросе (пунктирная
кривая) цена на продукцию резко
возрастает. При этом спрос на нее
почти не изменяется, оставаясь достаточно
высоким. Такая зависимость для
предприятия очень выгодна. Она
позволяет максимизировать
Кэс = х
где Кэс - коэффициент эластичности спроса;
Всп и Цпп - соответственно величина спроса (в натуральном выражении) и цена (в руб.) на данный товар в случае - п;
Всп-1 и Цпп-1 - соответственно величина спроса (в натуральном выражении) и цена (в руб.) на данный товар в предыдущем случае п - 1.
Предположим, что предприятие по производству лакокрасочных изделий ежемесячно удовлетворяет спрос покупателей на цинковое белило в количестве 100 кг при отпускной цене 50 руб. за кг. При повышении отпускной цены до 55 руб. количество краски по заключенным договорам и контрактам на ее поставку снизилось в расчете на месяц до 90 кг. Тогда коэффициент эластичности спроса по белилу будет равен значению больше 1:
Кэс = х = 10,53% : 9,52% = 1,11%
Это означает, что 1% изменения цены дает примерно 1,1% изменения объема продаж (сбыта). При иных изменениях спроса под влиянием пересмотра цены коэффициент эластичности может быть равен или меньше 1. В приведенном примере и при Кэс = 1 имеем эластичный спрос. В случае когда Кэс < 1, имеем неэластичный спрос.
Мониторинг цен и ценовых
соотношений представляет собой
способ, средство для анализа рыночной
ситуации и принятия управляющего ценового
решения. Методы полной и частичной
корректировки цен предприятия
в ходе изменения конъюнктуры
рынка представляют собой одновременно
и методы повышения
Для потребителей конкретного
вида продукции имеются своеобразные
ножницы цены. В пределах от нижнего
до верхнего уровня цены они воспринимают
изменение цены как изменение
качества товара. Поэтому одним из
методов управления сложившимися ценами
выступает работа предприятия по
улучшению качества. При необходимости
она должна инициироваться финансовым
менеджером. Если не удается серьезно
улучшить качество, то проводится работа
по видоизменению товара с претензией
на улучшение его потребительских
свойств, которые потом объявляются
в рекламной кампании. Учет в ценах
конъюнктуры рынка предполагает
не только изучение спроса и предложения.
От финансового менеджера
Трудно не повысить цену,
если увеличивается налоговая
Рис. 5. Влияние размера налога на величину спроса:
1,2 - предложение; 3 - спрос
Суть вопроса состоит
в том, что установившееся равновесие
в точке пересечения сплошных
кривых спроса и предложения неизбежно
нарушается под влиянием роста налога.
Предприятие-продавец всегда хочет
сохранить получаемые до увеличения
налога накопления в цене. Следовательно,
цена на товар должна компенсировать
рост налогового бремени на производителя.
В тех случаях, когда спрос
неэластичный, предприятие может
полностью переложить возросшую
сумму налога на потребителя через
увеличение цены. Иная ситуация представлена
на рис. 4 с кривой эластичного спроса.
В том случае уровень компенсационной
цены в точке пересечения кривой
спроса и пунктирной кривой предложения
ограничен возможностью достаточно
резкого падения спроса. Это означает,
что при попытке полного
В ходе производства и реализации
разноименной или разнотипной продукции,
выполняемых работ и
Требование сопоставимости цен при ведении расчетов средневзвешенной цены справедливо не только в части выявления влияния структурных сдвигов. Сопоставимость цен должна обеспечиваться и просто при расчете средней сложившейся цены предприятия и выявления ее динамики против первоначальной средней цены. Обычно расчеты ведутся в текущих рублях, фактически действующих ценах, т.е. реальных ценах или в ценах плана-прогноза, примененных при составлении и корректировке бизнес-плана предприятия. Может применяться и оценка в номинальном выражении, т.е. в фактических ценах соответствующих лет. Особое внимание следует обращать на учет инфляционного фактора Например, даже при неизменности цен на продукцию предприятия они фактически снижаются за счет инфляции. При повышении же цен, например, на 8% и учтенной рынком в ценах на продукцию предприятия инфляции в 5% фактическое повышение отпускных цен составит лишь 3% [11]. Методы фиксирования или удержания цен предприятия относятся к наиболее сложной области управленческой деятельности предприятия. Отследить возможность повышения или необходимость понижения цен в соответствии со спросом и предложением товара на данном сегменте рынка относительно легко, так же как и установить цены на изделия, снятые с производства. Сложнее дело обстоит с применением долговременных (стабильных) цен. Здесь требуется применение методов фиксирования (удержания) сложившейся цены. Их можно разделить на методы, противодействующие повышению цены товара на рынке, и методы, противодействующие необходимости снижению цены. В первом случае речь можно вести о фиксации низких цен, а во втором - об удержании высоких рыночных цен. В обоих случаях ценовая политика предприятия может быть достаточно обоснована, однако при этом трудно избежать снижения объема продаж, а также возможного финансового результата деятельности. Следовательно, мириться с упущенной выгодой может только предприятие, находящееся в устойчивом финансовом положении и обладающее определенной финансовой мощью. Фиксация или удержание цен стоят немалых денег, компенсирующих потери от снижения объема продаж и прибыли, поэтому проведение такой политики есть вопрос не тактики, а стратегии управления ценами на предприятии. Таким образом, методы фиксации или удержания цен могут быть успешно применены далеко не всеми предприятиями и не по всей номенклатуре выпускаемой продукции [13].
В условиях инфляции предприятие потенциально может использовать следующие методы фиксации низкой цены и удержания продажной цены высокого уровня на отдельные виды продукции:
1. внутреннюю компенсацию
финансовых потерь от
2. бюджетную компенсацию
финансовых потерь от
3. внебюджетную внешнюю
компенсацию финансовых потерь
от стабилизации низких
4. получение льгот по налогам, формирующим цену, и таможенным платежам;
5. использование договорных отношений.
Договорный метод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплекс оперативно-
Управление ценами осуществляется финансовыми службами в действующей системе цен и тарифов. Цена - денежная оболочка отношений мены, стоимость - их содержание. Фундаментальные принципы построения системы цен в экономике неизменны. Названия цен в конкретных условиях развития экономической структуры общества могут меняться. Принципы построения системы цен находят выражение в таких понятиях, как оптовые цены предприятия и оптово-сбытового звена, а также розничные цены. Эти три основных вида цен представляют собой системообразующие или базовые цены. Они существуют в любой экономике, характеризуют общую для всех экономических систем механику товаропродвижения: от стадии производства к оптово-сбытовому звену и до розничной торговли - магазина, доводящего товары до потребителя. Управлять ценой означает выбирать схему товаропродвижения или знать и учитывать особенности такого продвижения в данном сегменте бизнеса.
Финансовый менеджер управляет ценой в условиях определенного вмешательства в аналогичные процессы и на различных участках экономики государства. Государственная политика регулирования цен имеет непреходящий объект в системе цен в экономике - регулируемые государством цены предприятий. Практически она реализуется в прямых и косвенных формах.
Финансовая политика государства
в области регулирования цен
предприятий связана с
Управление ценами в целом представляет собой функцию маркетинга. Это означает, что ценовая политика предприятия базируется на маркетинговых исследованиях. Производитель продукции формирует цену ее реализации под влиянием соотношения спроса и предложения на каждый вид товара в данном сегменте рынка.
Одним из важнейших элементов ценовой политики предприятия выступает определение базовой цены реализации товара. Она редко равна фактической рыночной цене продажи и, тем более, равновесной цене.
При управлении ценами финансовый менеджер предприятия вынужден учитывать такой фактор динамики отпускных (розничных) цен, как убывание по мере роста спроса и сбыта общественной (потребительской) полезности продаваемых товаров.
Оперативное управление ценами
на предприятии чаще всего связано
с принятием решений о
Целенаправленное или
вынужденное изменение цены изделия
происходит под влиянием как внутренних,
так и внешних факторов. Если первые
связаны с производственно-
По способу внесения изменений в цену различаются планово-прогнозное изменение цен и внеплановое фактически сложившееся.
Фиксирование пониженной
или поддержание стабильности повышенной
цены на изделие часто может