Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как основа обеспечения финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является описание дебиторской и кредиторской задолженностью и системы управления ею.
Задачи курсовой работы:
описать основные теоретические аспекты понятия «дебиторская задолженность» и «кредиторская задолженность»;
рассказать о методах работы с дебиторской и кредиторской задолженностью и процессе управления ею;
выявить влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовые устойчивость предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
1. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как основа обеспечения финансовой устойчивости предприятия……………………….
1.1 Понятие и структура дебиторской и кредиторской задолженности……
1.2 Методы управления кредиторской и дебиторской задолженностью…..
1.3 Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
2. Расчетная (практическая) часть……………………………………………..
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финю мен.docx

— 118.42 Кб (Скачать файл)

1. долгосрочные кредитные  займы. 

2. краткосрочные кредитные  займы. 

3. Кредиторская задолженность 

4. и прочие краткосрочные  пассивы. 

При углубленном анализе  кредиторской задолженности целесообразно  рассмотреть остаток обязательств на конец отчетного периода по срокам образования как и в  дебиторской задолженности. Особое внимание обращается на просроченную кредиторскую задолженность. [12, c. 108]

Реализация товаров и  услуг – заключительный и жизненно важный этап оборота средств. Эффективность  данного этапа зависит от множества  внутренних и внешних факторов, в  том числе от эволюции и качества производимой продукции, от хода процесса производства, от спроса, интенсивности  конкуренции, рекламы и т.д. Не менее  важны для успеха реализации сроки, назначаемые покупателям (заказчика) для оплаты полученного товара. Каждая организация знает, что для того, чтобы оставаться конкурентоспособной  и коммерчески успешной, она должна, как правило, предоставить своим  покупателям определенный коммерческий кредит. Исключение составляет ситуация, когда поставщик имеет прочные  позиции на рынке и может диктовать  свои платежные условия. Наоборот, если организация имеет неиспользуемые мощности и его продукция легко  заменима на рынке, то для достижения запланированного уровня продаж требуется  либерализация платежных условий.

Рассмотрим подробнее  коэффициенты, при помощи которых  проводится анализ дебиторской и  кредиторской задолженности организации.

  1. Для оценки используют коэффициент оборачиваемости средств в расчетах (обороты), значение которого определяется по формуле:

 Кос =

   ,

где ВД –выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб.;

ДЗср- средняя величина дебиторской задолженности, руб.

  1. Показатель, который характеризует длительность погашения дебиторской задолженности (в днях), - это оборачиваемость средств в расчетах, он рассчитывается по формуле:

ОС р=

,

где, Кос- коэффициент оборачиваемости средств в расчетах, обороты;

360- количество дней в  году.

  1. Оборачиваемость кредиторской задолженности можно рассчитать по формуле:

Окз=

,

где, КЗср – средняя кредиторская задолженность, руб.; ВД- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб.

  1. Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности показывает, сколько на 1 рубль дебиторской задолженности приходится кредиторской задолженности:

Скк=

.

Дебиторская и кредиторская задолженность участвуют в расчете  чистых активов организации и  целого ряда показателей финансового  анализа. Дебиторская задолженность  является одной из разновидностей активов  организации, который может быть реализован, передан, обменен на имущество, продукцию, результаты выполнения работ  или оказания услуг. В зависимости  от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков ее погашения, а так же от того, какова вероятность  непогашения задолженности, можно  сделать вывод о состоянии  оборотных средств организации  и тенденциях ее развития. [4, c. 96]

 

1.2. Методы управления  кредиторской и дебиторской задолженностью

Состояние дебиторской и  кредиторской задолженности, их размеры  и качество оказывают сильное  влияние на финансовое состояние  организации.

Для улучшения финансового  положения организации необходимо:

1) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;

2) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

3) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам [13, c. 225].

Анализ дебиторской и  кредиторской задолженности проводится на основе данных Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5, раздел 2).

Управление дебиторской  задолженностью - отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности как экономического инструмента.

Одной из задач финансового  менеджера по управлению дебиторской  задолженностью являются определение  степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а  также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.  [14, c. 255].

К текущим обязательствам относится краткосрочная кредиторская задолженность, прежде всего банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий [7, c. 132]. В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие - за счет частичной их продажи.

При выработке политики платежей предприятие исходит из сравнения  прибыли, дополнительно получаемой при смягчении условий платежей и, следовательно, росте объемов  продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности.

Управление дебиторской  задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление  денежных средств.

К методам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера  дебиторской задолженности [15, c. 94].

Управление дебиторской  задолженностью связано с двумя  видами резервов времени - на выписку  счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и  до высылки счета. [16, c. 125].

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают  влияние на объемы продаж и получение  денег.

Например, предоставление более  продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита  имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской  задолженностью. Если сроки кредита  жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств  в дебиторскую задолженность  и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей.

С другой стороны, если сроки  кредита неконкретные, компания может  добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует  увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с  тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. [17, c. 231].

Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери: составление счетов, перепродажа  права на взыскание долгов и оценка финансового положения клиентов [18, c. 296].

В целом управление дебиторской  задолженностью включает:

1) анализ дебиторов; 

2) анализ реальной стоимости  существующей дебиторской задолженности; 

3) контроль за соотношением  дебиторской и кредиторской задолженности; 

4) разработку политики  авансовых расчетов и предоставления  коммерческих кредитов;

5) оценку и реализацию  факторинга [19, c. 240].

Анализ дебиторов предполагает, прежде всего, анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий предоставления коммерческих кредитов и условий факторинговых  договоров. Уровень и динамика коэффициентов  ликвидности  могут привести менеджера  к выводу о целесообразности продажи  продукции только при предоплате, или о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

Определенный интерес  представляет анализ динамики дебиторской  задолженности по срокам ее возникновения  и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать  прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Соотношение дебиторской  и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и  эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности  без изменения кредиторской (обязательств).

Уменьшение дебиторской  задолженности снижает коэффициент  покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов. [20, c. 537].

При анализе соотношения  между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

Итак, можно сделать вывод  о том, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит  два подхода:

1) сравнение дополнительной  прибыли, связанной с той или  иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими  при изменении политики реализации  продукции; 

2) сравнение и оптимизация  величины и сроков дебиторской  и кредиторской задолженностей.

Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени  отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять  скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру  следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

Помимо всех перечисленных  методов существуют  общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской  задолженностью [10, c. 85]:

1. Необходимо постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям.

2. Установить определенные условия кредитования дебиторов, например:

- покупатель получает  скидку 2% в случае оплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара;

- покупатель оплачивает полную стоимость, если оплата совершается в период с 11-го по 30-й день кредитного периода;

- в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого зависит от момента оплаты.

3. По возможности ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими покупателями.

4. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности [21, c. 57].

 

3. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на  финансовую устойчивость  предприятия.

Дебиторская и кредиторская задолженность непосредственно  влияют на финансовую устойчивость предприятия.

Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными  средствами организации и путём  их эффективного использования, способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость отражает соотношение  собственных и заёмных средств, темпы накопления собственных средств  в результате текущей и финансовой деятельности, соотношение мобильных  и иммобилизованных средств предприятия, достаточное обеспечение материальных оборотных средств собственными источниками. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной  деятельности и является главным  компонентом общей устойчивости предприятия.[22, с. 40].

Известно, что за счет собственных и заемных источников происходит формирование оборотных  средств предприятия. Средства и  источники средств предприятия  находятся в постоянном кругообороте – деньги превращаются в сырье  и материалы, которые в ходе производственного  процесса становятся готовой продукцией, которая реализуется за наличный или безналичный расчет. В ходе этих процессов возникают расчеты  с юридическими и физическими  лицами, Пенсионным фондом, органами социального  и медицинского страхования, бюджетами  всех уровней и др.  В свою очередь, стабильность и эффективность работы предприятия во многом зависит от его способности погашать свои текущие  и долговременные обязательства, а  также вовремя получать причитающиеся  ему средства от реализации продукции, услуг и пр., чтобы поддерживать непрерывность воспроизводственного цикла – т.е. от степени платежеспособности и кредитоспособности предприятия. [23, с. 190].

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как основа обеспечения финансовой устойчивости предприятия