Управление дебиторской задолженностью и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является проведение анализа дебиторской задолженности на предприятии ООО «Квадрат» и оценка данного анализа.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
рассмотрение общих теоретических аспектов дебиторской задолженности;
рассмотрение основных задач анализа дебиторской задолженности;
изучение положения дебиторской задолженности на основании изучения абсолютных финансовых показателей в динамике за 2007 – 2009 гг.;

Содержание работы

Введение
3
1. Управление дебиторской задолженностью
5
1.1. Дебиторская задолженность и причины ее возникновения
5
1.2. Политика управления дебиторской задолженностью
10
1.3. Влияние дебиторской задолженостью и ее величины на финансовое состояние организации
17
2. Направления совершенствования управления дебиторской задолженностью предприятия
21
2.1. Общая характеристика анализируемого предприятия.
21
2.2. Анализ дебиторской задолженности предприятия
24
2.3. Оценка системы управления дебиторской задолженностью, используемой на предприятии
29
2.4. Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
33
Заключение
37
Список используемой литературы
39

Файлы: 1 файл

Курсовик-Управление-дебиторской-задолженностью-и-пути-его-совершенствования.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебиторская задолженность по дивидендам и процентам) и др.

Безнадежные поступления по дебиторской задолженности – это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задолженности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской задолженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье "Скидка для безнадежных поступлений''.

 

1.2 Политика управления дебиторской задолженностью

 

Управление дебиторской задолженность заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью является неотъемлемой частью политики управления оборотными активами.

Формирование политики управления дебиторской задолженности включает следующие этапы:

  1. Анализ структуры и величины дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде;
  2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям;
  3. Определение допустимой величины финансовых средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту;
  4. Формирование системы кредитных условий;
  5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;
  6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;
  7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;
  8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

В целях эффективного управления пой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.

 

 

Рисунок 2. Управление дебиторской задолженностью

 

Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:

- контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;

- определение политики предоставления  кредита и инкассации для различных  групп покупателей и видов  продукции (кредитной политики);

- анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);

- контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);

- прогноз поступлений денежных  средств от дебиторов (на основе  коэффициентов инкассации);

- определение приемов ускорения  востребования долгов и уменьшения  безнадежных долгов.

В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:

  • предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
  • оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);
  • оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

  • срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
  • стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
  • система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
  • система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
  • система предоставляемых скидок.
  • Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

  1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
  2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
  3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.
  4. Формирование системы кредитных условий.
  5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.
  6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.
  7. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
  8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

 

КОАдз = ДЗ/ОА                                                (1)

где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

ОА — общая сумма оборотных активов организации.

 

На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

ПИдз = ДЗср/Оо                                               (2)

где ПИдз — средний период инкассации дебиторской задолженности;

ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;

Оо — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

КОдз = ОР/ДЗср                                          (3)

где КОдз — количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;

ОР — общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;

ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

 

На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:

- коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

 

КПдз = ДЗпр / ДЗ                                             (4)

где КПдз — коэффициент просроченности дебиторской задолженности;

ДЗпр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;

ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности организации;

 

- средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:

ВПдз = ДЗпр / Оо                                          (5)

где ВПдз — средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

ДЗпр — средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;

 

Оо — сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

 

На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

 

Эдз = Пдз - ТЗдз – ФПдз                                      (6)

где Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз — дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗдз — текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

 

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

 

Кэдз = Эдз / ДЗрп                                             (7)

где КЭдз — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

ДЗрп — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

 

Данная политика направлена на расширение объема реализации продукции, оптимизации размера этой задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации.

 

1.3 Влияние дебиторской задолженостью и ее величины на финансовое состояние организации

 

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для руководства предприятия. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата. Оплата за наличный расчет может быть выполнена сомами, либо с помощью кредитной карточки.

Безналичные расчеты выполняются с помощью платежных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получению документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью и пути его совершенствования