Управление дебиторской задолженностью и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является проведение анализа дебиторской задолженности на предприятии ООО «Квадрат» и оценка данного анализа.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
рассмотрение общих теоретических аспектов дебиторской задолженности;
рассмотрение основных задач анализа дебиторской задолженности;
изучение положения дебиторской задолженности на основании изучения абсолютных финансовых показателей в динамике за 2007 – 2009 гг.;

Содержание работы

Введение
3
1. Управление дебиторской задолженностью
5
1.1. Дебиторская задолженность и причины ее возникновения
5
1.2. Политика управления дебиторской задолженностью
10
1.3. Влияние дебиторской задолженостью и ее величины на финансовое состояние организации
17
2. Направления совершенствования управления дебиторской задолженностью предприятия
21
2.1. Общая характеристика анализируемого предприятия.
21
2.2. Анализ дебиторской задолженности предприятия
24
2.3. Оценка системы управления дебиторской задолженностью, используемой на предприятии
29
2.4. Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
33
Заключение
37
Список используемой литературы
39

Файлы: 1 файл

Курсовик-Управление-дебиторской-задолженностью-и-пути-его-совершенствования.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

Образец типовой формы представлен.

Главному бухгалтеру _______________

(или финансовому директору)

 

Уважаемый (ая)___________________!

Уведомляем, что за Вашей компанией числится просроченная задолженность на общую сумму ________, в том числе по следующим счетам:

Счет №________ дата погашения_______

Счет № ________ дата погашения_______

 

Просим незамедлительно произвести оплату вышеуказанных счетов и направить копию платежного поручения по факсу: (0000) 00-00-00 для кредитного инспектора.

 

С уважением, финансовый директор

 

Типовая форма уведомления о просроченном платеже.

Методы работы с дебиторской задолженностью на предприятии.

Создание методов работы с дебиторской задолженностью на предприятии, это именно те действиями, которые приводят к возврату задолженности, что и является основной целью, работников финансово-экономической службы:

- Звонки клиентам (подготовка к звонку клиенту, выбор времени звонка)

- Написание писем:

- Встречи с клиентами

- Ведение переговоров:

- Фиксирование информации о работе с дебиторской задолженностью (CRM/автоматизация процесса сбора и фиксирования информации)

Если долг не погашен в срок, есть всего два способа его вернуть:

- договориться с должником о добровольном возврате;

- взыскать его в принудительном порядке.

Преимущества досудебного урегулирования долга - это отсутствие дополнительных издержек, связанных с обращением в суд, и взаимовыгодное разрешение потенциально конфликтной ситуации без ущерба для деловой репутации и взаимоотношений партнеров.

С должниками следует постоянно поддерживать контакт:

- высылать напоминания о приближении  сроков погашения задолженности (по обычной или электронной  почте),

- вести телефонные переговоры

- личные встречи с руководством должника,

- предъявлять претензии.

К финансовым способам воздействия на дебиторов, допустивших просрочку платежа, относятся:

- применение штрафных санкций,

- предложения о проведении взаимозачетов,

- реструктуризации долга,

- продажа задолженности,

- инициация процедуры банкротства  и др.

Дебиторскую задолженность продают при острой потребности в денежных средствах. Ее покупают предприятия, которые являются должниками дебитора. Приобретая дебиторскую задолженность с дисконтной скидкой, они предъявляют ее должнику к погашению по полной стоимости. Купить долг может также компания, которая входит в ту же финансовую группу, что и должник, и заинтересована в скупке всех долгов организаций холдинга. Кроме того, перепродать долг можно лицу, заинтересованному в обладании правами требования именно к этому должнику. Например, так бывает, когда дебитор находится на стадии банкротства (или его "подводят" к банкротству) и среди кредиторов идет борьба за максимальное количество голосов на собрании кредиторов.

При исчерпании всех разумных мер кредитор может взыскать долг через суд. Обычно обращение в суд ведет к разрыву партнерских отношений, но также может послужить началом конструктивного диалога с должником. В дальнейшем новые должники, зная о том, что долговые споры поставщик всегда решает через суд, стараются не допускать просрочки погашения задолженности.

 

2.4. Мероприятия по совершенствованию  системы управления дебиторской  задолженностью на предприятии

 

Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью, призванные поддержать жизнеспособность общества.

Главными задачами политики управления дебиторской задолженностью являются:

- использование наиболее эффективных форм расчетов для сокращения времени движения денежных средств от покупателя к поставщику и расчетных документов от поставщика к покупателю;

- снижение периода оборота дебиторской задолженности;

- увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности;

- проведение наиболее эффективной кредитной политики.

Создание системы управления дебиторской задолженностью, нужна различная информация о дебиторах и их платежах. Такие сведения можно получить путем доработки системы бухгалтерского учета. Однако, прежде чем приступить к доработке системы, следует определить принципы учета и контроля дебиторской задолженности.

Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкивается предприятие:

  • нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
  • не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
  • отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
  • не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
  • функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.

Для управления дебиторской задолженностью нужна следующая информация:

  • данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
  • время просрочки платежа по каждому из счетов;
  • размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
  • кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).

Основной критерий эффективности политики управления дебиторской задолженностью - это рост доходности по основной деятельности предприятия, либо вследствие увеличения объемов продаж (что происходит при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики).

С целью совершенствования анализа и контроля дебиторской задолженности на рассматриваемом предприятии ООО «Квадрат», предлагается:

1) использование современных  приемов управления дебиторской задолженностью:

- определение основных финансовых коэффициентов дебиторской задолженности,

- взвешенного «старения»  счетов дебиторов, составление реестра  «старения»

- счетов дебиторов, прогнозирование безнадежной дебиторской задолженности.

2) сформировать резерв  на покрытие прогнозируемых безнадежных долгов.

3) оценить в будущем  влияние предложенных скидок  на финансовые результаты;

4) определить эффект, полученный  от инвестирования  средств  в  дебиторскую задолженность (абсолютная сумма эффекта) по формуле:

E = P –С –LP,

E  (Effect) – Сумма эфекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

P (Profit) – Дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

С (Cost) – Текущие издержки фирмы, связанные  с  организацией  кредитования покупателей и инкассации долга;

LP (Loss Profit) – Сумма прямых финансовых  потерь от невозврата  долга покупателями.

4) установить вознаграждения  персонала по работе с дебиторской задолженностью в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей;

5) широкое использование компьютерной техники при управлении дебиторской задолженностью, равно как и в управлении, запасами и денежными средствами.

Компьютерные системы служат для учета реализации, движения векселей, поступления платежей и т. п. Кроме того, компьютерная  система  может информировать менеджера рассматриваемого общества о просроченной дебиторской  задолженности, а также  о наступлении  сроков выплаты по обязательствам.  Эти процессы происходят автоматически. При помощи компьютерной  техники ведется сбор данных по каждому клиенту–так называемая «платежная история», затем эти данные обобщаются и на их основе выносятся решения об установлении предельной  величины кредита, которая может быть предоставлена клиенту; производится классификация  дебиторов.

Данные по каждому дебитору обобщаются и используются в системе контроля дебиторской задолженности. Итоговая информация о взаимоотношениях с дебиторами сосредотачивается в базе данных  предприятия и используется для принятия решений относительно возможного изменения кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Инструменты политики управления дебиторской задолженностью представляют собой как шаблоны для оценки потенциальных дебиторов, так и регламент или процедуры работы соответствующей бухгалтерской или финансовой службы.

Управление дебиторской задолженностью — это комплекс мер, направленных на предотвращение ее появления путем тщательного анализа и ранжирования контрагентов. Способствовать этому может издание независимых авторитетных рейтингов надежности предприятий, формирование баз данных, содержащих достоверную информацию, существование кредитных бюро и т.д.

Важно не допустить дальнейшего роста доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов предприятия - это может повлечь за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.

Если говорить об общих положениях по улучшению финансового состояния вообще для всех предприятий, то можно сказать, что для улучшения финансового положения предприятия необходимо:

1) Следить за соотношением дебиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;   

2) По возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, который значителен при наличии монопольного заказчика;

  3) Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей;

  4) Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым в первую очередь относятся:

  • Просроченная задолженность поставщикам свыше 3 мес.;
  • Просроченная задолженность покупателям свыше 3 мес.;
  • Просроченная задолженность по оплате труда;
  • Просроченная задолженность по платежам в бюджет;
  • Просроченная задолженность по платежам во внебюджетные фонды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Балабанов И.Т. Основы финансового  менеджмента. Как управлять экономикой - М: Финансы и статистика, 1996. – с . 568;

2. Башарин Г.П. Начала финансовой  математики - М.: Инфра – М, 1997 - с.265;

3. Большаков С.В. Проблемы укрепления  финансов предприятий. Финансы, 1999. № 2 - с. 18;

4. Гиляровская Л.Т. Об оценке кредитоспособности хозяйствующих субъектов // Финансы, 1999. № 4- с. 53;

5. Григорьева И.Н. Филлипов Л.А. Оценка кризисности предприятий // Финансовый бизнес, 2003. № 3.- с. 30-38;

6. Ковалев В.В. Управление финансами. - М.: ФБК-ПРЕСС 1998.- с. 476.

7. Кох Р. О. Менеджмент и финансы. - «Питер», 1999.- с.405;

8. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.- с.400;

9. Минаева Е.В., Филатов Л.О., Александрова М.В. Экономика предприятия: ситуационные задачи и алгоритмы их решения, концепции развития. - М.: Пищепромиздат., 2002. - с.163;

10. Остапенко В. Финансовое состояние предприятий: оценка, пути улучшения. // Экономист, 2000. № 7.- с. 37;

11. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. - М.: Банки и биржи, 1995.- с. 421;

12. Погостинская Н.Н., Погостинский Ю.А. Системный анализ финансовой отчетности. - Санк-Петербург, 1999.- с. 360;

13. Прыткина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 407 с;

14. Рындин А.В., Шамаев Г.А. Организация финансового менеджмента на предприятии. - М.: РДЛ, 1997.- с. 398;

15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной  деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2002.-336 с. – (Серия «Высшее образование»);

16. Самсонов Н. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: ИНФРА-М, 2001. - с. 225;

17. Соколов Я.В. Пятов М.Л. Учет доходов и расходов. Показатели финансового положения организации. // бухгалтерский учет, 2002. № 22. - с.54-61;

18. Сысоева И.А. Дебиторская и кредиторская задолженность. // Бухгалтерский учет, - 2004. № 1- с. 17;

19. Фащевский В. Финансы предприятий: особенности и возможности укрепления. // Экономист, 1997. № 1- с. 58-64;

20. Филатов О.К., Маргулис Е.И., Рябова Т.Ф. экономика предприятий пищевой промышленности. - М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2001.- с.492;

21. Финансовый менеджмент: Учебник  для вузов/Н.Ф.Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. Проф. Н.Ф. Самсонова. – Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 495 с.;

22. Хелферт Э. Техника финансового анализа. - М.: Юнити, 1996.- с.363;

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью и пути его совершенствования