Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 16:35, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является проведение анализа дебиторской задолженности на предприятии ООО «Квадрат» и оценка данного анализа.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
рассмотрение общих теоретических аспектов дебиторской задолженности;
рассмотрение основных задач анализа дебиторской задолженности;
изучение положения дебиторской задолженности на основании изучения абсолютных финансовых показателей в динамике за 2007 – 2009 гг.;
Введение
3
1. Управление дебиторской задолженностью
5
1.1. Дебиторская задолженность и причины ее возникновения
5
1.2. Политика управления дебиторской задолженностью
10
1.3. Влияние дебиторской задолженостью и ее величины на финансовое состояние организации
17
2. Направления совершенствования управления дебиторской задолженностью предприятия
21
2.1. Общая характеристика анализируемого предприятия.
21
2.2. Анализ дебиторской задолженности предприятия
24
2.3. Оценка системы управления дебиторской задолженностью, используемой на предприятии
29
2.4. Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
33
Заключение
37
Список используемой литературы
39
Таблица 3
Анализ динамики и состава оборотных активов предприятия
Вид средств |
Наличие средств, тыс. руб. |
Структура средств, % | ||||
На начало года |
На конец года |
Изме- нение |
На начало года |
На конец года |
Изме- нение | |
Запасы |
7400 |
14400 |
+7000 |
49,3 |
53,3 |
+4,0 |
В том числе: |
||||||
сырье и материалы |
3800 |
6200 |
+2400 |
25,3 |
23,0 |
-2,3 |
незавершенное строительство |
1200 |
1500 |
+300 |
8,0 |
5,6 |
-2,4 |
готовая продукция |
2200 |
6400 |
+4200 |
14,7 |
23,7 |
+9,0 |
расходы будущих периодов |
200 |
300 |
+100 |
1,3 |
1,1 |
-0,2 |
Налоги по приобретенным ценностям |
800 |
1200 |
+400 |
5,3 |
4,5 |
-0,8 |
Дебиторская задолженность |
2500 |
5400 |
+2900 |
16,7 |
20,0 |
+3,3 |
Краткосрочные финансовые вложения |
3000 |
3600 |
+600 |
20,0 |
13,3 |
-6,7 |
Денежные средства |
1300 |
2400 |
+1100 |
8,7 |
8,9 |
+0,2 |
Итого: |
15000 |
27000 |
+12000 |
100 |
100 |
- |
Данные таблицы 3, показывают, что наибольший удельный вес в оборотных активах занимают запасы. На их долю, на начало года приходилась 49,3%, а на конец – 53,3% оборотных активов. Однако в составе запасов увеличилась доля готовой продукции в связи с трудностями сбыта. К концу года также увеличилась доля дебиторской задолженности, что свидетельствует об ухудшении финансовой ситуации на предприятии.
Основные показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств, является коэффициент оборачиваемости. Он показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период (месяц, квартал, год).
Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше - получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок - потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф.
Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.
Проведем анализ состава и давности образования дебиторской задолженности ООО «Квадрат». Данные сведем в таблицу 4.
Таблица 4
Анализ состава образования дебиторской задолженности
Вид дебиторской задолженности |
Сумма, тыс. руб. |
В том числе | ||||
до 1 месяца |
от 1 до 3 месяцев |
от 3 до 6 месяцев |
от 6 до 12 месяцев |
свыше 1 года | ||
За товары и услуги |
3600 |
2650 |
450 |
280 |
92 |
128 |
Векселя к получению |
1400 |
400 |
1000 |
|||
Прочие дебиторы |
400 |
220 |
110 |
70 |
||
Итого |
5400 |
3270 |
1560 |
350 |
92 |
128 |
Удельный вес, % |
100 |
60,5 |
28,9 |
6,5 |
1,7 |
2,4 |
Работник, занимающийся управлением дебиторской задолженностью, должен сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности.
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.
В таблице 5, проведем анализ оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия.
Таблица 5
Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | ||||
Зна-чение |
Абсо-лютное изменение, от 2007 г. |
Темп роста, % |
Абсо-лютное изменение, от 2008 г. |
Темп роста, % | |||
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
1,01 |
1,38 |
0,60 |
-0,41 |
59,4 |
-0,78 |
43,4 |
Средняя дебиторская задолженность, тыс. руб. |
830 067,22 |
698 357,48 |
1 625 161,62 |
+79 509,44 |
95,7 |
+926 804,14 |
232,7 |
Период погашения дебиторской задолженности, дни |
89,10 |
65,21 |
150 |
+60,9 |
68,3 |
+84,79 |
230,0 |
Доля дебиторской задолженности в текущих активах |
8,51 |
9,29 |
4,69 |
-3,82 |
55,1 |
-4,6 |
50,4 |
Доля сомнительной задолженности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
По данным таблицы 5, можно сделать следующие выводы:
Управление дебиторской задолженность заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.
2.3 Оценка системы управления дебиторской задолженностью,
используемой на предприятии
Выбор ответственных лиц (отдел) за работу с дебиторской задолженностью на предприятии.
Основное внимание уделяется вопросам выбора организационной структуры в организации для работы с дебиторской задолженностью на предприятии:
В настоящее время наиболее распространенным вариантом развития является поручение данной работы сотруднику, а при больших объемах взыскания – целой службе (как правило, юридической, финансовой или службе безопасности).
Безусловно, первое, с чем сталкиваются подобные службы – это необходимость их специального позиционирования в системе организации предприятия. Практика показывает, что разброс функций по отдельным подразделениям одной организации чреват тем, что большая часть времени уходит на выяснение отношений между отделами и разделение компетенции, обусловленное банальным желанием не выполнять неблагодарную работу при сохранении прежнего твердого оклада, который выплачивался за выполнение гораздо более «комфортных» функций.
Организация специальной службы на предприятии по работе с дебиторской задолженностью может быть сопряжена для субъекта хозяйствования с проблемами определения наименования должностей сотрудников данного отдела – справочник должностей и служащих не содержит должности, наименование которой в полной мере бы отражала сферу деятельности сотрудников. Конечно, это не самая большая проблема в организации подобной службы, тем не менее, и она имеет место.
Тем не менее, создание отдельного структурного подразделения в данном случае позволит устранить возможные конфликты между отдельными службами и обеспечить более скоординированную работу в сфере работы с потоковой дебиторской задолженностью.
Работа по внедрению системы управления дебиторской задолженностью на предприятии была начата в 2005 году. Были выделены четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:
Контроль дебиторской задолженности на предприятии.
Все операции по управлению и контролю дебиторской задолженности автоматизированы. Информационная система автоматизации позволяет контролировать почти всех дебиторов предприятия ежедневно, затрачивая на это около 20 минут в день. За время использования данной cистемы количество дебиторов выросло более чем в два раза, но управляемость не снизилась. Контроль уровня кредитного лимита предприятия осуществляется с помощью собственной программы, созданной на базе «1С:Управление производственным предприятием 7.7». Если срок оплаты пропущен, то отгрузки приостанавливаются. Коммерческому отделу на решение проблемы отводится три дня — так называемое «время реакции», затем клиент автоматически попадает в «стоп-лист». Для ключевых клиентов время реакции составляет до 10 дней, но если в отведенный срок проблема не урегулирована, клиент также попадает в «стоп-лист».
В большинстве случаев причиной просрочки платежей становится не сложное финансовое положение клиента, а желание использовать средства продавца для финансирования собственной деятельности. В большинстве случаев избежать подобных ситуаций можно, направив клиентам письмо с уведомлением о необходимости погасить задолженность.
На предприятии ООО «Квадрат» были разработаны типовые формы писем, сроки отправки и содержание которых зависят от категории клиента (новый, надежный, VIP), а также от длительности просрочки оплаты. Письма рассылаются по требованию финансового директора. Письма могут направляться клиентам до наступления срока платежа (за 3 дня - напоминание), через 3 и через 5-10 дней после наступления срока оплаты.
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью и пути его совершенствования