Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:28, курсовая работа
Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение её роста. Цель настоящей курсовой работы - построенный на основе анализа состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «Омега Опт Трейдинг»). Результатом представленной курсовой работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.
Введение
1 Дебиторская задолженность как часть финансовых ресурсов организации
1.1 Экономическая сущность и структура дебиторской задолженности
1.2 Оборачиваемость дебиторской задолженности
1.3 Методы оптимизации дебиторской задолженностью
2 Анализ дебиторской задолженности фирмы
2.1 Оценка реального состояния дебиторской задолженности
2.2 Разработка кредитной политики фирмы
2.2.1 Принципы кредитной политики
2.2.2 Формирование системы кредитных условий
2.3 Рефинансирование дебиторской задолженности
3 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью
3.1 Проведение мер финансового оздоровления
3.2 Разработка кредитной политики ООО «Омега Опт Трейдинг»
3.3 Обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки -реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Планирование - это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий.
Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.
Действия по контролю - это: подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации.
В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
- учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
- диагностический
анализ состояния и причин, в
силу которых у фирмы
- разработка
адекватной политики и
- контроль за
текущим состоянием
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
- выбор условий
продаж, обеспечивающих
- определение
скидок или надбавок для
- ускорение востребования долга;
- уменьшение бюджетных долгов;
- оценка возможных
издержек, связанных с дебиторской
задолженностью, то есть упущенной
выгоды от неиспользования
Качество дебиторской задолженности оценивается также удельным весом в ней вексельной формы расчетов, поскольку вексель выступает высоколиквидным активом, который может быть реализован третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельное обязательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторская задолженность. Увеличение удельного веса полученных векселей в общей сумме дебиторской задолженности свидетельствует о повышении ее надежности и ликвидности.
Особую актуальность проблема дебиторской задолженности приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.
1.3 Методы оптимизации дебиторской задолженностью
Важной составной частью системы управления дебиторской задолженностью фирмы являются методы. К чисто финансовым методам, примененным в данной работе, относятся: метод Э. Альтмана, ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения, составление реестра «старения» счетов дебиторов, прогнозирование вероятной суммы безнадежной дебиторской задолженности, определение взвешенного «старения» счетов дебиторов, расчет и оценка финансовых коэффициентов. К управленческим методам, имеющим место в предложенной курсовой работе, относятся: «дерево решений», метод анализа кредитоспособности «3С», матрица стратегии кредитной политики фирмы, формирование информационной базы, использование системы вознаграждений, «растягивание» срока оплаты кредиторской задолженности.
Применительно
к российским условиям, ведущие специалисты
в области управления финансами
предлагают следующие мероприятия
по совершенствованию системы
- исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
- периодический
пересмотр предельной суммы
- использование
возможности оплаты
- формирование
принципов расчетов
- выявление
финансовых возможностей
- определение
возможной суммы оборотных
- формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
- формирование
системы штрафных санкций за
просрочку исполнения
- использование
современных форм
- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.
Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ПГЖ + ПР) / 360,
где ИДЗ - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;
ОРК - планируемый объем реализации продукции в кредит;
КСЦ - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;
ПГЖ - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
ПР - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность.
Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;
- репутация покупателя в деловом мире;
- платежеспособность покупателя;
- результативность
хозяйственной деятельности
- состояние
конъюнктуры товарного рынка,
на котором покупатель
- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
2. Формирование
и экспертиза информационной
базы проведения
3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
- покупатели, которым
кредит может быть
- покупатели, которым
кредит может быть
- покупатели, которым
кредит может быть
- покупатели, которым
кредит не предоставляется (
4. Дифференциация
кредитных условий в
Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери.
5. Выставление
счетов. При циклическом составлении
счетов они выставляются
Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.
Когда бизнес развивается
пассивно, могут применяться сезонные
датирования выставления
6. Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
7. Факторинг.
Возможно перепродать права на
взыскание дебиторской
Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени риска неполучения денег от должников.
Анализ дебиторской
задолженности предприятия
Анализ дебиторской
задолженности лучше всего
Когда такая информация получена, все дебиторы ранжируются по убыванию величины задолженности. Как правило, дебиторская задолженность первых 20-30 крупнейших контрагентов составляет 70-80 % от общей суммы задолженности. Данные по этим дебиторам следует занести в таблицу 1.1. В дальнейшем активная работа по возврату задолженности будет проводится именно с этой группой дебиторов.
Таблица 1.1 - Реестр «старения» счетов дебиторов
Наименование дебиторов |
0-30 дней |
30-60 дней |
60-90 дней |
Свыше 90 дн. |
Всего |
Доля, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. |
|||||||
2. |
|||||||
Прочие дебиторы |
|||||||
Всего |
|||||||
Доля, % |
|||||||
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью организации