Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:28, курсовая работа
Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение её роста. Цель настоящей курсовой работы - построенный на основе анализа состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «Омега Опт Трейдинг»). Результатом представленной курсовой работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.
Введение
1 Дебиторская задолженность как часть финансовых ресурсов организации
1.1 Экономическая сущность и структура дебиторской задолженности
1.2 Оборачиваемость дебиторской задолженности
1.3 Методы оптимизации дебиторской задолженностью
2 Анализ дебиторской задолженности фирмы
2.1 Оценка реального состояния дебиторской задолженности
2.2 Разработка кредитной политики фирмы
2.2.1 Принципы кредитной политики
2.2.2 Формирование системы кредитных условий
2.3 Рефинансирование дебиторской задолженности
3 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью
3.1 Проведение мер финансового оздоровления
3.2 Разработка кредитной политики ООО «Омега Опт Трейдинг»
3.3 Обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Определение срока оплаты счетов дебиторов;
Взвешенное «старение» счетов дебиторов;
Оценка реального
состояния дебиторской
В процессе предварительной оценки финансового состояния фирмы традиционно используются такие методы, как экспресс-анализ и модель вероятности банкротства Э. Альтмана.
Экспресс-анализ
состоит в обработке небольшого
количества существенных и легко
определяемых показателей. Отбор системы
показателей для экспресс-
Перспективным
методом определения
Диагностический
анализ дебиторской задолженности
начинается с оценки объема дебиторской
задолженности фирмы на основе определения
коэффициента отвлечения оборотных
активов в дебиторскую задолжен
АПК - Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность,
АК - Дебиторская задолженность фирмы,
ТСА - Оборотные активы.
Средний срок оплаты счетов дебиторов, в днях - на наш взгляд, один из важнейших элементов анализа дебиторской задолженности. Средний срок оплаты счетов дебиторов или период оборота дебиторской задолженности показывает среднее число дней, требуемое для взыскания (инкассирования) задолженности.
Концепция, которая лежит в основе определения этого соотношения -средний срок платежей вычисляется с точностью до одного дня, и задержка кем-то из клиентов оплаты свыше этого срока может побудить компанию к некоторым действиям. Кроме того, фактические сроки оплаты легко сравнивать с теми нормативами, которые руководство устанавливает, т. е. при помощи этого показателя можно контролировать эффективность работы с клиентами. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях с взысканием средств по счетам дебиторов.
При вычислении
берется среднее значение дебиторской
задолженности за расчетный период
для сглаживания пиковых
Взвешенное
«старение» счетов дебиторов достаточно
распространенный в мировой учетно-
2.1 Оценка
реального состояния
В этой фазе анализа подробно рассматривается состав просроченной задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность, т. е. оценивается качество дебиторской задолженности. Исходной информацией для анализа являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения информации о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами. Когда такая информация получена, составляется реестр «старения» счетов дебиторов, где все дебиторы ранжируются на 12 групп по убыванию величины задолженности.
Такая группировка позволяет прогнозировать появление безнадежных долгов. Интересно отметить, что проведенное Министерством Торговли США исследование показало, что доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Зависимость безнадежных долгов от срока счетов дебиторов
Срок дебиторской задолженности, дней |
Доля безнадежных долгов, % |
|
До 30 |
4 |
|
31 -60 |
10 |
|
60-90 |
17 |
|
91 - 120 |
26 |
|
При этом, зависимость такова: в общей сумме дебиторской задолженности по срокам погашения до 30 дней около 4 % относится к разряду безнадежной; 31-60 дней - 10 %; 61 - 90 дней -17%; 91-120 дней - 26 %; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3 - 4 %.
Данную фазу анализа рекомендуется заканчивать сводной таблицей оценки реального состояния дебиторской задолженности, используя следующий алгоритм (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Оценка
реального состояния
Классификация дебиторов по срокам возникновения |
Сумма дебиторской задолженности. |
Удельный вес в общей сумме, % |
Вероятность безнадежных долгов, отн. ед. |
Сумма безнадежных долгов (2)*(4) |
Реальная величина задолженности (2)-(5) |
|
0-30 дней |
||||||
150-180 |
||||||
180-360 |
||||||
360 - 720 |
||||||
Св. 720 дней |
||||||
Итого: |
||||||
Дебиторскую задолженность фирмы по отдельным ее «возрастным группам» можно полнее оценить, сравнивая с предшествующим периодом.
Следующий большой блок проблем, связанных с управлением дебиторской задолженностью - это разработка отдельных параметров кредитной политики предприятия. Понятно, что результаты анализа состояния дебиторской задолженности используются в этом процессе.
2.2 Разработка кредитной политики фирмы
Кредитная политика
тесно взаимосвязана с
2.2.1 Принципы кредитной политики
В процессе формирования
принципов кредитной политики необходимо
решить стратегический вопрос: каким
образом руководству фирмы след
Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Различают три принципиальных типа комплексного управления оборотными активами - консервативный, умеренный и агрессивный. Применительно к кредитной политике фирмы, характерными признаками каждой из стратегий являются:
Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики, фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой - 52 дня 4.
Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах - 45 %, продолжительность оборота оборотных средств - 72 дня.
Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах - более 50 % продолжительность оборота оборотных средств - 95 дней.
При принятии решения о типе кредитной деятельности фирмы стратегические направления в области кредитной политики можно выявить с помощью матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте. Применительно к кредитной политике фирмы с точки зрения ликвидности, риска и рентабельности дебиторской задолженности, матрица видится автору данной дипломной работы следующим образом:
Кредитная политика фирмы состоит из блоков, которые определяются следующими компонентами:
1) Для агрессивной
политики характерны высокий
уровень рентабельности и
2) Противоположный блок - консервативная политика, которая характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой рентабельностью.
Как видно из
матрицы, на пересечении сфер находится
умеренный тип кредитной
2.2.2 Формирование системы кредитных условий
Система кредитных условий состоит из следующих четырех элементов:
- Срок кредита (кредитный период) - время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за товар;
- Скидки, предоставляемые
в качестве поощрения за
- Стандарты кредитоспособности, указывающие на минимальную финансовую силу подходящих клиентов, покупающих в кредит;
- Политика взимания
платы, отражающая жесткость
Срок кредита - это предельный период времени, который фирма дает клиентам для того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться на 30, 60 или 90 дней. Срок предоставления скидки за ранние платежи - период времени, в течении которого за более раннюю оплату счета покупатель может получить скидку, например - 10 дней.
Скидки за ранние платежи - сокращение цены покупки или продажи, выраженное в процентах, которое предоставляется в случае оплаты счет-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу.
Первый - имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров. Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5-10 день) в большинстве стран Европы составляют 3 %. Если каждый год покупается продукции на 1 млн. литов, то легко подсчитать, что такая скидка сделает 30 тыс. литов. Поэтому покупателям выгодно пользоваться скидками.
Второй - получает
косвенную выгоду, в связи с
ускорением оборачиваемости средств,
вложенных в дебиторскую
Стандарты кредитоспособности - минимальный уровень кредитоспособности претендента на получение товаров фирмы в кредит. После того как фирма разработала и определила свои условия продаж в кредит, ей необходимо произвести оценку каждого отдельного претендента на получение товаров в кредит. Процедура такой оценки включает три этапа:
1) сбор информации о претенденте на получение кредита;
2) анализ полученной
информации с целью
3) принятие решения о предоставлении кредита.
Определение системы характеристик кредитоспособности отдельных групп покупателей, осуществляется обычно по следующим критериям: объем и стабильность осуществления хозяйственных операций с покупателем; репутация покупателя в деловом мире; платежеспособность клиента; объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности дебитора и возбуждении дела о его банкротстве.
Современные руководители
кредитных отделов часто
На основе всей этой информации принимается решение о возможности продажи товаров в кредит.
Таблица 2.3 - Классификация покупателей
Категория |
Уровень платежеспособности |
Средний срок оплаты, дней |
Предоставляемый кредит |
|
1 |
Высокий |
10 |
Неограниченный |
|
2 |
Хороший |
15 |
Неограниченный |
|
3 |
Средний |
30 |
Ограниченный |
|
4 |
Низкий |
60 |
Ограниченный |
|
5 |
Очень низкий |
90 |
Нет кредита |
|
Политика взимания платы (инкассации) предусматривает: сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежей; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
2.3 Рефинансирование дебиторской задолженности
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности - факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация.
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью организации