Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 01:01, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение подходов к анализу финансовой устойчивости и платежеспособности акционерного общества.
Объектом исследования является предприятие ОАО «Энергия».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определение цели, задачи и методы финансового анализа;
- изучение информационной базы для анализа финансового состояния;
- дать технико-экономическую характеристику ОАО «Энергия»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ФИНАНСВОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ…………………………………………….6
1.1 Платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия: сущность, виды……………………………………………………………………......................6
1.2 Методические подходы к оценке платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия ………………………………………………………..14
II. ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «ЭНЕРГИЯ» …………………………………………………………………24
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия …………..24
2.2. Оценка финансового состояния предприятия ………………………………28
III. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОАО «ЭНЕРГИЯ»……………………………………………37
3.1. Анализ финансовой устойчивости предприятия…………………………….37
3.2. Анализ платежеспособности предприятия…………………………………..44
3.3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности……………………….48
3.4 Пути повышение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия………………………………………………………………………...53
IV. РАСЧЁТНО-ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………...60
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………………...72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Таблица 20 Расчет величины абсолютной экономии (привлечения)
оборотного капитала
Показатели |
Значения |
ОК Высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота |
52433,94 |
Высвобождение (привлечение) оборотных средств в результате изменения продолжительности оборота |
-0,52 |
Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращение прибыли |
29097,25 |
Следовательно, как показывают произведенные расчеты, на предприятии ОАО «Энергия» проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к уменьшению убытка предприятия, а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.
Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «Энергия» необходимо реализовать такие мероприятия как:
1.Осуществление контроля за состоянием расчетов с покупателями и соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительных дорогостоящих источников финансирования.
2.Расширение круга потребителей продукции организации с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.
3.Использование системы скидок при долгосрочной оплате.
Для эффективного управления кредиторской задолженности необходимо проведение следующих мероприятий:
- постоянный контроль кредиторской задолженности, поскольку при умелом управлении кредиторская задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. Необходимо проведение следующих мероприятий, а именно;
- контроль за правильностью оформления и составления договоров с контрагентами в соответствии с действующим законодательством;
- наблюдение за сроками оплаты договоров;
- контроль за своевременным осуществлением платежей;
- ранжирование контрагентов в реестре платежей;
- создание уровней контрагентов позволит существенно сэкономить средства предприятия.
Планирование объема привлеченных средств. Предприятию ОАО «Энергия» необходимо обезопасить предприятие от риска неплатежеспособности, сохранив финансовую устойчивость путем:
- планирования объем долговых обязательств, удовлетворяя собственные потребности;
- правильного расчета предельного размера заимствований, определение которого исходит из показателей кредитоспособности предприятия (лимит по сумме ликвидных активов, лимит собственных средств). Лимиты должны подвергаться пересмотру с учетом особенности деятельности предприятия;
- осуществление постоянного мониторинга и анализа кредиторских счетов по временным диапазонам - по месяцам и за более короткие периоды времени, сравнивание которых позволит оперативно принять решение по улучшению позиций с кредиторскими долгами внутри года, квартала или месяца.
Как было сказано выше, для проведения контролирующих мероприятий, связанных с управлением дебиторской и кредиторской задолженности, на предприятии ОАО «Энергия» необходима служба аудита. Контроль должен проводиться линейными руководителями и функциональными подразделениями предприятия: службой сбыта и закупок, финансово-экономической службой, бухгалтерией, службой маркетинга, менеджерами и финансовыми управляющими. На предприятии организационная структура подразделений достаточно развита, деятельность производится в больших объемах, что позволяет ввести в штатное расписание дополнительные единицы сотрудников, в функции которых будет входить деятельность по проведению внутрихозяйственного контроля дебиторской и кредиторской задолженности аудита.
Таким образом, анализ и управление кредиторскими и дебиторскими долгами являются одними из важных факторов максимизации нормы прибыли предприятия, увеличения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков. Правильно разработанная стратегия управления позволит предприятию своевременно, в полном объеме выполнять платежные обязательства, способствуя созданию репутации ответственной и надежной фирмы.
Систематический контроль и анализ взаиморасчетов с покупателями и поставщиками позволит получать данные для оценки состояния дебиторской и кредиторской задолженности, своевременно принимая необходимые действия по ее оптимизации, улучшению показателей финансового состояния, а также соблюдению требований российского законодательства.
IV. РАСЧЁТНО-ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Анализ производственной деятельности ОАО «Энергия» показал, что его производственные площади используются для того, чтобы повысить эффективность и рентабельность предприятия. На основе механического цеха предлагается создать малое предприятие ОАО «Факел», которое будет выпускать продукцию в виде комплектующих не только для собственных нужд, но и для сторонних предприятий и организаций
Исходными данными для расчёта служат:
1)Программа выпуска детали, N = 3500 шт. в год;
2)Суммарное основное время, затрачиваемое на изготовление одной детали, t0 = 60 мин.;
3)Средняя стоимость 1 кг материала (сталь 40 X НМА), а = 10 руб.;
4)Масса заготовки - 2 кг;
5)Количество смен работы проектируемого участка, z = 1 смена.
Ввиду заданной программы выпуска втулок N = 5000 штук можно отнести к мелкосерийному производству. Согласно технологической карте изготовления полумуфты, процесс ее изготовления состоит из следующих операций:
4)Сверлильная производится на настольно-сверлильном станке типа НС - 12.
Произведём расчёт основных технико-экономических показателей при изготовлении полумуфты.
Стоимость материала, необходимого для получения вала, определяем по формуле:
Мд = m3 -а - m отх • в = 2 • 10-0,3 • 1,5= 19,55 (32)
где m3 - масса заготовки, 2 кг;
а - стоимость 1 кг материала, 10 руб.;
m отх - масса отходов в виде стружки, составляет 15% от массы заготовки, т.е. m отх =0,15 • 2 = 0,3 кг;
в - стоимость 1 кг отходов, составит 0,15 • 10= 1,5 руб.
Так как при расчёте стоимости материала должны учитываться транспортные расходы с доставкой их на участок, то Мд увеличивается на 10%, т.е.:
Мд.тр. = 19,55 • 0,1 + 19,55 = 21,5 руб.
Определим стоимость материала на весь объём выпуска деталей:
Мд = Мд,р. • N = 21,5 • 5000 = 107500 руб. (33)
Далее произведём расчёт стоимости основных производственных фондов, к которым относятся средства труда со сроком службы более 1 года (металлорежущее, подъёмно - транспортное оборудование, здания, сооружения и т.д.). Для определения количества станков берём штучно - калькуляционное время по каждому типу вышеуказанных операций. Для этого определим годовой эффективный (действительный) фонд времени оборудования Fд исходя из стоимости того, что участок цеха будет работать в одну смену по зависимости:
Fд = [(365 - В.Д. - П.Д.)-8 - П.П.Д. • 1
] • z • Кр = [(365 - 101 -
7)-8 - 7] •1•0,968 = 1983,43 часа
где В.Д. -число выходных дней в году;
П.Д. - число праздничных дней в году;
П.П.Д. - число предпраздничных дней в году;
Кр - время пребывания оборудования в плановых ремонтах, которое для средних станков составляет 0,9 - 0,97.
Определим расчётное количество станков по формуле:
CP = (WK. • N) / (60 • Fn)=(71,83-5000) / (60-1983,43)=3,01 (35)
где tшт.к - штучно-калькуляционное время на изготовление детали, мин.
Следовательно, для выполнения годовой программы детали «полумуфта» необходимо иметь на участке 3 станка.
Для оценочной стоимости зданий и сооружений используем зависимость, согласно которой вычислим производственную площадь под рассчитанное оборудование:
где S - площадь, занимаемая одним станком и равная 25 м2;
Спр - количество принятых станков, шт.
Вспомогательная площадь (Sвсп):
Sвсп = 0,25• S„p= 0,25•75 =18,75
Площадь служебно - бытовых помещений (Sсб):
Scб = 0,06• Snp= 0,06•75 =4,5
м2
Общая площадь составит:
Sобщ = Sпр + Sвсп + Sc6 = 75+18,75+4,5 = 98,25 м2 (38)
Стоимость 1 м2 производственной площади с учётом вспомогательных площадей по ценам на 2011 расчётный год составляет в среднем 3000 - 5000 рублей, и, исходя из этого, стоимость здания под создаваемый участок составит Сз, = 5000•98,25 = 491250 руб.
Так как на участке должно использоваться и другое необходимое вспомогательное оборудование (грузоподъёмные машины, подвесные и напольные конвейеры для удаления стружки и т.д.), то стоимость и количество его обычно выбирают равным 10% от полной стоимости металлорежущего оборудования, полученные данные сводим в табл. 24.
Таблица 24.Стоимость основных производственных фондов
№ п/п |
Наименование основных фондов |
Кол-во единиц |
Цена за единицу, руб. |
Всего, руб. |
1 |
Токарно - винторезный 1К62 |
2 |
145000 |
290000 |
2 |
Настольно- сверлильный НС-12 |
1 |
105000 |
105000 |
Всего по оборудованию |
3 |
395000 | ||
3 |
Здания и сооружения |
98.25 м2 |
2363 |
597800 |
4 |
Прочее оборудование |
1 |
39500 |
39500 |
Итого, Фс |
1032300 |
Определим средний коэффициент загрузки оборудования:
Kз = (ƩCp/ƩCnp)•100%=(3,01 /3,00)
•100%=100,3%
Рассчитаем численность и фонд оплаты труда рабочих и служащих.
Для определения фонда заработной платы в первую очередь рассчитаем численность производственных рабочих по зависимости:
Pст = (tшт.к • N) / (60 • Fдр) = (71,83•5000)/(60•1864,59) ~ 3 человека
где Fдр - эффективный годовой фонд рабочего времени станочника, час.
Он определяется:
Fдр = [(365 - В.Д. - П.Д.) •8 - П.П.Д. •1 ] • Ки = [(365 - 101 - 7) • 8-7] •1•0,91
= 1864,59 часа,
где Ки - коэффициент использования номинального фонда времени из-за неявки на работу, принятый 0,91.
Распределим полученную численность производственных рабочих по профессиям с присвоением им разрядов в соответствии со сложностью производственных операций. Выбор квалификационного разряда рабочего устанавливаем произвольно, а часовые ставки выбираем согласно установленным тарифным сеткам. Назначаем также должность сменного мастера. Результаты расчёта сводим в табл. 25
Таблица 25. Расчёт численности рабочих
№ п/п |
Наименование профессии |
Количество рабочих мест |
Разряд |
Тарифная часовая ставка |
Годовой фонд оплаты труда |
1 |
Токарь |
1 |
4 |
32,19 |
1864,59-32,19-1=6002 1,2 |
2 |
Токарь |
1 |
5 |
34,77 |
1864,59-34,771=6483 1,8 |
3 |
Сверловщик |
1 |
5 |
34,77 |
1864,59-34,77-1=6483 1,8 |
4 |
Мастер сменный |
1 |
36,00 |
1864,59-36-1=67125,2 | |
Итого |
4 |
Фпр = 256810,0 |
Определим количество вспомогательных рабочих из расчёта, что их число для мелкосерийного производства можно установить 10% от числа производственных рабочих Рвр =0,1 • Рст = 0,1 • 3 = 0,3 , т.е. 1 человек, и назначим профессию - слесарь по ремонту оборудования. Рассчитаем среднегодовой фонд оплаты его труда. Данные расчёта сводим в табл. 26
Информация о работе Управление финансовой деятельнотью предприятия