Управление оборотным капиталом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть сущность процесса управления оборотными активами предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: определить содержание такой категории как оборотный капитал и обозначить его структуру; охарактеризовать политику управления оборотными активами; раскрыть сущность управления запасами, управления дебиторской задолженности, денежными средствами, а также такого важного процесса как оптимизация объема и состава активов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
Понятие оборотного капитала и управление оборотным капиталом предприятия 5
1.1 Оборотный капитал и его структура 5
1.2. Классификация оборотного капитала 8
1.3. Содержание процесса управления оборотным капиталом 12
1.4. Методы управления оборотным капиталом 17
Глава 2 25
Анализ эффективности управления оборотным капиталом на предприятии А. 25
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия А. 25
2.2. Анализ структуры оборотных средств организации за 2009 – 2010 г. 30
Заключение 36
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Управление оборотным капиталом предприятия_.docx

— 92.48 Кб (Скачать файл)
  • планирование закупок необходимых материалов;
  • введение жестких производственных систем;
  • использование современных складов;
  • совершенствование прогнозирования спроса;
  • быстрая доставка сырья и материалов.

Второй путь ускорения оборачиваемости  оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов. Уровень дебиторской  задолженности определяется многими  факторами: вид продукции, емкость  рынка, степень насыщенности рынка  данной продукцией, принятая на предприятии  система расчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты материалов, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью  формальных критериев: соблюдение платежной  дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема материалов, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).

Оплата материалов постоянным клиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества  факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема "2/10 полная 30", означающая, что:

- покупатель получает двухпроцентную  скидку в случае оплаты полученного  материала в течение десяти  дней с начала периода кредитования;

- покупатель оплачивает полную  стоимость материала, если оплата  совершается в период с 11 по 30 день кредитного периода;

- в случае неуплаты в течение  месяца покупатель будет вынужден  дополнительно оплатить штраф,  величина которого может варьировать  в зависимости от момента оплаты.

Наиболее употребительными способами  воздействия на дебиторов с целью  погашения задолженности являются направление писем, звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным  организациям (факторинг).

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании  наличных денег. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев  инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

- общий объем денежных средств  и их эквивалентов;

- какую долю следует держать  на расчетном счете, а какую  в виде быстрореализуемых ценных  бумаг;

- когда и в каком объеме  осуществлять взаимную трансформацию  денежных средств и быстрореализуемых  активов.

По банковским счетам, на которых  фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные  государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного  займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

К денежным средствам могут  быть применены модели, разработанные  в теории управления запасами и позволяющие  оптимизировать величину денежных средств. В западной практике наибольшее распространение  получили модели Баумола и Миллера-Орра. Прямое применение этих моделей в  отечественной практике пока затруднено ввиду инфляции, высоких учетных  ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и так далее.

Модель Баумола предполагает, что  предприятие начинает работать, имея максимальный для него уровень денежных средств, и затем постепенно расходует  их. Все поступающие средства от реализации материалов и услуг вкладываются в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, то есть становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка средств на расчетном счете представляет собой "пилообразный" график (рис. 4).


Рисунок 4. График изменения остатка средств на расчетном счете (модель Баумола).

Модель Миллера-Орра отвечает на вопрос: как предприятию следует  управлять денежным запасом, если невозможно предсказать каждодневный отток  и приток денежных средств.

Остаток средств на счете  хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как  только это происходит, предприятие  начинает покупать ценные бумаги с  целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному  уровню (точке возврата). Если запас  денежных средств достигает нижнего  предела, то предприятие продает  свои ценные бумаги и пополняет запас  денежных средств до нормального  уровня .

Для повышения эффективности  управления дебиторской задолженностью необходимо проводить АВС-анализ дебиторской задолженности. АВС-анализ — метод экономического анализа, основанный на делении всех должников на группы по удельному весу дебиторской задолженности. Предполагает деление объектов анализа на 3 группы, которые чаще всего находятся в соотношении 75 : 20 : 5.

Дебиторы группы А - наиболее важные дебиторы, те 20% на которые приходятся 80% дебиторской задолженности, которые  заслуживают повышенного контроля, поскольку здесь усилия будут  оправданными. Их число значительно  меньше количества должников. Выделенная группа граждан - первая и главная  целевая аудитория, учитывая ее относительную  немногочисленность и основную долю долга (80%). Работа с этой категорией должников должна строиться на основе персонального подхода. Эти усилия оправданы суммами долгов, которые  будут возвращены. Подобным же образом  выделяются еще две группы: самой  небольшой будет первая, самой  многочисленной - третья. Группа В - дебиторы средней важности те, на которые  в сумме приходится 15% дебиторской  задолженности и требуют внимания лишь изредка. Группа С - маловажные дебиторы те, на которых приходится 5% всей дебиторской  задолженности предприятия. Управлению дебиторами этой группы не стоит уделять  слишком многих сил и времени.

На следующем этапе  составляют реестр инкассации дебиторской  задолженности на определенную дату. Работник, занимающийся управление дебиторской  задолженностью, должен сосредоточить  внимание на наиболее старых долгах и  уделить больше внимания крупным  сумма задолженности.

Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе  сможет получить предприятие от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность  безнадежных долгов в группах  с разными сроками возникновения  задолженности.

Одним из способов управления дебиторской задолженностью является определение скидок покупателям  за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование).

Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый  способ получения денежных средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

Глава 2

Анализ  эффективности управления оборотным  капиталом на предприятии А.

2.1. Краткая экономическая  характеристика предприятия А.

 

Целью деятельности предприятия А является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное  управление режимами газоснабжения, а  также извлечение прибыли.

Областью  деятельности предприятия А является:

-реализация  природного газа (ГОСТ 5542-87) на территории Республики Башкортостан,

-торгово-закупочная  деятельность.

Всего потребителей газа в Республике более 4500 предприятий  из них наиболее крупные 59, такие  как ОАО «Башкирэнерго», ОАО «Сода», АО «Каучук», ОАО «Белорецкий металлургический комбинат», ОАО «Минудобрения», предприятия  химической и нефтеперерабатывающей  промышленности, жилищные коммунальные хозяйства, организации строительного  комплекса и другие, заключены  прямые и трехсторонние договора.

Предприятие А поставляет потребителям топливо на основе прямых и трехсторонних договоров — сегодня таких соглашений у предприятия более тысячи. Население - 1 млн.200 тыс. абонентов.

Годовое потребление газа в Республике Башкортостан составляет около 15 млрд. куб.м., протяженность магистральных газопроводов – более 4712 км. Помимо реализации топлива предприятие А осуществляет в Республике Башкортостан инвестиционную деятельность. На территории Республики Башкортостан функционируют четыре филиала предприятия А, в том числе в городах Стерлитамак и Белибей. В головном офисе холдинговой компании работают около 135 человек.

Главные задачи деятельности организации заключаются  в создании эффективного механизма  бесперебойной поставки и реализации газа потребителям, оперативном реагировании на спрос, обеспечении возврата долгов за реализованный газ, подготовке условий  для формирования газового рынка  и энергоресурсов, отработке рыночных механизмов реализации газа по свободным  ценам.

Одно из последних достижений в газодобывающей отрасли - внедрение  электронной площадки по продаже  природного газа, добываемого независимыми поставщиками.

Организация получила новые  возможности для эффективного участия  в дальнейшем реформировании газового рынка на территории республики. Постоянное участие в электронных торгах позволяет реально оценить возможности  конкурентов и повысить качество выполняемых работ.

Основная организация, посредством  которой обеспечивается доставка газа до потребителя, Открытое акционерное общество (ОАО) «Газ-Сервис» - крупнейшая газораспределительная организация республиканского значения. Увеличение доли собственности в этом акционерном обществе способствует более профессиональному и качественному оказанию услуг потребителям по доставке «голубого топлива», в том числе и для населения.

Основным поставщиком  природного газа является ОАО «Газпром». На долю независимых поставщиков, таких  как ООО «Центррусгаз», ОАО «Новафининвест», Нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Уфанефть», НГДУ «Сомакс», приходится 24 % поставок газа.

Большое влияние  на деятельность Общества оказывают  законодательные и правовые акты, главным образом, путем установления цены на природный газ для различных  групп потребителей (населения или  промышленных организаций) и в зависимости от объема поставляемого газа.

Организационная структура  предприятия А разработана в соответствии с долгосрочными целями организации, утверждена Генеральным директором и согласована с Советом директоров Общества. Организационная структура представлена следующими линейно-функциональными блоками, которые возглавляют представители высшего руководства:

1. Генеральный директор  осуществляет организацию и контроль  деятельности Общества в целом,  устанавливает приоритеты его  развития, определяет тактические  и стратегические планы действий, координирует работу своих заместителей  и определяет их полномочия  и компетенцию в сфере решения  задач, связанных с деятельностью  организации.

В непосредственном подчинении генерального директора находится  юридическое управление и служба экономической безопасности.

2. Первый заместитель  генерального директора обеспечивает  работу, связанную с сопровождением  операций по реализации газа  промышленным организациям и  прочим потребителям в части  заключения договоров с контрагентами  на поставку газа, возмещения  выпадающих доходов из бюджетов  всех уровней и иных структур, компенсирующих оплату за газ  определенным группам потребителей. В его ведении находятся контрольные  функции за исполнением дебиторами  своих финансовых обязательств. Первый заместитель генерального  директора координирует работу  Отдела информационных технологий  и телекоммуникаций, тем самым  обеспечивает надежность информационного  взаимодействия субъектов филиальной  сети, отвечает за отсутствие  сбоев в работе программной  и аппаратной частей информационного  комплекса.

3. Заместитель генерального  директора по экономике осуществляет  контроль финансовых потоков,  поступающих в оплату за газ  от всех групп потребителей, осуществляет  планирование за предстоящим  расходом финансовых ресурсов, обеспечивает  исполнение планово-экономической  деятельности организации, контролирует  в своей части исполнение смет  расходов по подразделениям.

4. Заместитель генерального  директора по развитию производства  обеспечивает проведение работ,  связанных с реализацией газа  промышленным организациям и  прочим потребителям. В его ведении  находятся функции по контролю  над балансом газа в целом  по Обществу, обеспечение диспетчерования поставок газа, установление и регулирование норм и нормативов потребления газа.

Информация о работе Управление оборотным капиталом предприятия