Управление стоимостью компании (на примере ОАО "Лукойл")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в разработке рекомендаций новой стратегии роста стоимости предприятия ОАО «Лукойл».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть сущность процесса управления стоимостью, теоретически охарактеризовать методы оценки стоимости и стратегии, позволяющие увеличить стоимость предприятия;
-дать характеристику деятельности ОАО «Лукойл»;
-сформировать операционную, инвестиционную, финансовую стратегии предприятия.
-сформулировать финансовое обоснование реализации стратегии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью компании…………..4
1.1. Концепция управления стоимостью …………………………………..4
1.2. Методы оценки стоимости предприятия………………………….......7
Глава 2.Анализ и оценка стоимости компании на примере ОАО «Лукойл»..11
2.1. Краткая характеристика предприятия…..……………...…….…........11
2.2. Анализ финансового состояния предприятия…………………….....15
2.3. Оценка стоимости компании методом DCF…………………………19
2.4. Оценка стоимости компании методом капитализации прибыли…..24
Глава 3. Разработка стратегий увеличения стоимости компании ОАО «Лукойл»………………………………………………………………………....25
3.1. Анализ метода дисконтированных денежных потоков…………….25
3.2. Стратегии развития компании………………………………………..26
Заключение…………………………………...………………………………….30
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсвая Лукойл.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод  о том, что предприятие жертвует своей ликвидностью в пользу долгосрочных вложений необходимых для развития компании, так как коэффициенты ликвидности не удовлетворяют нормативному значению - 2. Но предприятию надо относится предельно осторожно при осуществлении своей деятельности, так как при возникновении кризисных явлений это может негативно повлиять на ее состояние. В течение данного отчётного периода компания пыталась улучшить своё положение, в отношении ликвидности, о чём свидетельствует рост коэффициента текущей ликвидности, который вырос почти на 0,15, но все же не достиг нормы.

Теперь обратимся к анализу рентабельности:

ROA показывает, какую прибыль  может получить компания на  каждый инвестированный рубль. Таким образом, компания может получить21 копейку дохода на каждый инвестированный рубль (на период 2011 года), то есть прирост по сравнению с 2010 годом составил 5 копеек

ROE показывает, сколько  денежных единиц чистой прибыли  заработала каждая денежная единица, вложенная собственником. Из показателей видно, что корпорация на каждую денежную единицу получила к 2011 году 0,39 рубля, то есть на 6 копеек больше чем в 2010 году

Показатели оборачиваемости, в том числе основного капитала свидетельствуют о достаточно эффективной деятельности общества.

 

2.3. Оценка стоимости  компании методом DCF

Для определения стоимости  компании ОАО «Лукойл» в данной работе использовался метод дисконтирования денежного потока. Этот метод хорош тем, что он дает возможность не только узнать стоимость компании, но и даёт возможность по итогам расчёта увидеть, как можно эффективно управлять этой стоимостью для повышения стоимости компании в целом.

Основная концепция  метода дисконтирования денежных потоков  заключается в том, что делается прогноз будущих денежных поступлений в течении определённого количества лет (в нашем  случае на 5 лет), затем рассчитывается их текущая стоимость с помощью ставки дисконтирования и денежного потока.

Модель DCF представляет собой систему методов и приемов анализа и оценки показателей, влияющих на стоимость, и включает совокупность последовательных этапов оценки и анализа стоимости компании.

Ключевые предположения  модели оценки:

Для компьютерной модели DCF выбран вариант денежного потока для собственного капитала.

Ставка налогообложения  по налогу на прибыль равна 20 %.

Остаточный темп роста  равен 3%.

Расчет ставки дисконтирования  производится на основе модели САРМ и метода кумулятивного построения;

Прогноз объема продаж и объема производства на основании рыночных данных;

Этап 1. Ввод данных для  прогнозирования величин объемов  продаж продукции и валовой прибыли.

"Лукойл" - одна из крупнейших международных нефтегазовых компаний. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти - около 2,1%.

В 2011 году на внутреннем рынке оптовым покупателям было реализовано 11,0 млн т нефтепродуктов, что на 0,4% больше по сравнению с 2010 годом.

Исходя из перспектив развития нефтегазового рынка и на основании ретроспективного анализа деятельности, с учетом динамики предыдущих лет и перспектив развития  ОАО «Лукойл», выручка на период 2012-2016 гг. составит:

Таблица 4. Ретроспективные и прогнозируемые объемы продаж

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Объем продаж

36 708 067

35 041 423

35 106 995

36160205

37498132

39110552

41066079

43201515

Нарастающий итог, %

100,0%

95,5%

100,2%

103,0%

103,7%

104,3%

105,0%

105,2%


 

Рис.1 Динамика объема продаж

Этап 2. Ввод данных для  прогнозирования постоянных и переменных затрат и ставки налогообложения

Переменные затраты  включают:

  • Экспортные таможенные пошлины.
  • Транспортные расходы.
  • Оплата труда

Доля переменных затрат в общем объеме продаж, как прогнозируется, будет постепенно снижаться.

Постоянные затраты  включают в себя:

  • Амортизация
  • Налоги
  • Страхование
  • Прочие административные и реализационные затраты.

Этап 3. Ввод данных по прогнозированию амортизационных отчислений и капиталовложений.

В таблицы заносятся  данные по стоимости и сроку полезного  использования зданий, сооружений, машин и оборудования. Списание осуществляется при помощи линейного метода.

В активы с коротким сроком амортизации (1-5 лет) входят компьютерное, офисное и прочее оборудование. Они составляют 2,3% от всех активов.

В активы со средним сроком амортизации (6-19 лет) входят крупное  производственное оборудование, машины, транспортные средства и прочее оборудование. Они составляют 23,7 % от всех активов.

В активы с длительным сроком амортизации (20 и более лет) входят здания, сооружения. Они составляют 74 % от всех активов. Это с вязано с отраслевой принадлежностью предприятия.

Амортизационные отчисления в отчетном году составили 269173000 рублей

Этап 4. Ввод данных для прогнозирования долгосрочного финансирования.

Прогнозирование долгосрочного  финансирования осуществляется на основе информации о задолженности по долгосрочным кредитам и займам, а также об инвестиционных вложениях по увеличению производственных мощностей, которые требуют значительного объема финансирования.

Этап 5. Ввод данных для проведения оценки

С технической позиции  ставка дисконтирования- это процентная ставка, используемая для пересчета  будущих  потоков доходов, которых  может быть несколько . в единую величину текущей стоимости, являющейся базой для определения рыночной стоимости бизнеса.8

Существую различные  методики определения ставки дисконтирования. Для расчета ставки дисконтирования  используем модель оценки капитальных активов (САРМ), с помощью метода кумулятивного построения.

Себестоимость собственного капитала, рассчитывается по методу САРМ:

R= Rf + β (Rm - Rf) + S1 +S2+С, где

Rf  - безрисковая ставка дохода, Rm - среднерыночная ставка дохода, β – коэффициент, S1 – риск для малых компаний, S2 риск, характерный для отдельной компании, R – себестоимость собственного капитала. С-страновой риск

За безрисковую ставку принимается средняя ставка облигаций  федерального займа 5,97%. Уровень риска для малых компаний и уровень риска, характерный для отдельной компании оценивается в 2% и 2,2% соответственно. Коэффициент β компании «Лукойл», работающей в нефтяной отрасли, составляет 1,01. Общая доходность рынка в целом равна Rm= 13% Индекс РТС-нефть и газ. С-страновой риск= 5%

Таким образом,  R = 5,97% + 1,01(13%- 5,97%) + 2+2,2+5 = 22,3%

Таблица 5. Расчет ставки дисконтирования кумулятивным методом

Фактор

Значение фактора риска, %

Комментарий

Безрисковая ставка

5,97

Средняя ставка облигаций  федерального займа

Ключевая фигура

2

Компания не зависит от ключевой фигуры

Размер компании

2,2

Компания не является монополистом

Финансовая структура

4,2

Наличие интенсивной  инвестиционной политики компании сопутствует  увеличению суммы кредитных заимствований 

Товарная /

территориальная диверсификация

5

Имеет выход на внутренний и внешний рынок

Диверсификация клиентов

3

Целевая аудитория представлена физическими и юридическими лицами

Ставка дисконта для  собственного капитала

22,3

 

 

В итоге стоимость  компании ОАО «Лукойл» по модели оценки DCF составляет .22209744551,80 руб.

 

 

2.4 Оценка стоимости компании  методом капитализации прибыли

Финансовая отчетность (бухгалтерский баланс и отчет  о прибылях и убытках) ОАО «Лукойли» рассматривается за три года - 2009-2011.

За период текущей  производственной деятельности, результаты которой будут капитализированы, рассматривается отчетный год - 2011.

Ключевые допущения  в рамках метода капитализации прибыли:

Ставка дисконтирования определена, то ставка капитализации определяется как разность ставки дисконтирования и долгосрочных темпов роста дохода или денежного потока. Остаточный темп роста равен 3%

  1. Ставка капитализации = 22,2% - 3 % = 19,3%
  2. Прогнозируемая операционная прибыль до налогообложения и расходов на амортизационные отчисления и процентные выплаты (ПДВПНиА) = 6001620000. руб.
  3. Стоимость собственного капитала и долгосрочного долга =6001620000/0,19=42868714286
  4. Долгосрочная задолженность=20247134000 руб.
  5. Стоимость компании ОАО «Лукойл»= 22621580286 руб.

Стоимость компании ОАО  «Лукойл» была рассчитана двумя различными методами, методом DCF и составила 22209744551 руб, а методом капитализации прибыли - 22621580286 руб.

Таблица 6. Сравнение результатов  методов оценки стоимости предприятия.

Метод оценки

Стоимость ОАО «Лукойл», руб.

Метод DCF

22209744551

Метод капитализации прибыли

22621580286

Итого разница

-411835735


 

Полученные расчеты  относительно близки друг к другу, следовательно, можно сделать вывод о соответствии полученной стоимости компании действительности 
Глава 3. Разработка стратегий увеличения стоимости компании ОАО «Лукойл»

3. 1. Анализ  метода дисконтированных денежных  потоков

Для анализа метода дисконтированных денежных потоков следует посчитать чувствительность отклонений оценочной стоимости компании от изменения входящих факторов.

Фактор стоимости

Как есть 2016

-2%

Cтоимость ОАО, руб.

Отклонение, %

Выручка

43201515876

42337485558

42380194281

10,18

Доля себестоимости в выручке

43%

41%

25126839310

13,13

Постоянные затраты

7725202317

7576239681

22514967672

1,4

Переменные затраты

11502369676

10638339359

23980135008

8,0

Темп роста в остаточный период,%

3

1

21203812828

5,5

Ставка дисконтирования,%

22,3

20,3

24477908377

1,1


 

Из приведенной таблицы  видно, что стоимость компании наиболее чувствительна к таким факторам как выручка от продаж, доля себестоимости  к выручке, переменные затраты и  темп роста в остаточный период.

 

3.2. Стратегии развития компании

Стратегии развития компании могут быть разделены на три категории: операционные, инвестиционные, финансовые. Это три основные направления, по которым принимаются решения управляющими.

Создание стоимости  для акционеров зависит: от правильного  управления операциями путем эффективного использования всех имеющихся ресурсов; обоснованности инвестиционных решений; рационального выбора источников финансирования.9

Операционная  стратегия

Операционные стратегии  определяют, как управлять ключевыми  организационными звеньями (заводами, отделами продаж, центрами распределения), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (покупка материалов, управление запасами, ремонт, транспортировка, рекламные кампании.10

Стратегическая цель ОАО «Лукойл» заключается в динамичном устойчивом развитии, соответствующем лучшим показателям мировых нефтяных компаний по эффективности и конкурентоспособности.

В ближайшие 10 лет компания прогнозирует рост добычи углеводородов  в среднем +3,5% и более в год (совокупный объем добычи - 10 млрд барр. н.э.). В данный прогноз входит и добыча газа. По планам компании, его доля в общих объемах добычи возрастет с 16% в 2012 г. до 27% к  2021 г.

  • Стратегия увеличения чистой прибыли за счет снижения доли издержек относительно объема продаж.

В качестве операционной стратегии была выбрана стратегия увеличения чистой прибыли за счёт снижения доли издержек относительно объёма продаж к 2016 году до 40%.

Таким образом, компания планирует, что темп прироста объема продаж будет увеличиваться,(примерно 3,5%), тогда как себестоимость снизится в 2014 году до 41%, и в последующие годы.


 


 

  


 


 

 

Рис.2. Дерево решений  для операционной стратегии развития ОАО «Лукойл»

В результате реализации данной стратегии стоимость фирмы  возрастёт на 24 % и составит 27755919711 рублей,, а стоимость акций возрастёт до 32,63р, на 6,63 рубля.

  • • Стратегия увеличения стоимости компании за счет повышения качества выпускаемой продукции. На данный момент, выпуск нового топлива Евро 5- Это экологически чистый бензин. В основном он будет ориентироваться на рынки Нижегородской области, Санкт-Петербурга и Москвы. То есть, заправочные станции «Лукойл» будут обеспечены именно этим видом топлива».

Информация о работе Управление стоимостью компании (на примере ОАО "Лукойл")