Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:53, курс лекций
Такое определение действует на уровне национального государства. Однако нужно иметь в виду, что существует еще два уровня рассмотрения валютной политики – это уровень предприятия (корпорации, банка), которые принимают активное участие в валютных отношениях и формируют свою валютную политику, и межгосударственный уровень, где формирование валютной политики государств происходит на основе межгосударственных соглашений в валютной сфере.
- отсутствие постоянного председателя или секретариата.
Как и Парижский клуб, Лондонский
клуб стремится облегчить бремя разв
Но Лондонский клуб весьма отличается от Парижского. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно – только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.
В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге).
Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.
Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба.
При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90–95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.
Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга.
Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны–должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.
Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения, затем согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.
В рамках Лондонского клуба существует весьма гибкий подход в пересмотре условий погашения в зависимости от государства. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90 – 95% непогашенных обязательств должника. Только после этого официальное соглашение может быть подписано. И здесь соглашения с МВФ не требуется.
Лекция: Участие России в международных валютно-кредитных организациях
Участие России в международных финансовых организациях вызывает много вопросов, ответы на которые не могут быть однозначными. Все же обозначились некоторые тенденции, на базе которых можно сделать определенные выводы.
Россия, как подавляющее число стран, испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.
Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные финансовые учреждения, т. е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т. д. с учетом своих правил, практики и лимитов.
Цена привлекаемых Россией у
международных валютно-
Объемы заимствований у России (включая прямые инвестиции и гарантии) весьма существенны и значительно превышают взносы России в уставные капиталы соответствующих организаций. Влиять же на политику ведущих международных финансовых организаций Россия может весьма умеренно (если за основу брать доли в уставных капиталах).
Взаимодействие России с международными валютно-кредитными организациями в наибольшей степени получило развитие на направлении т. н. клиентских отношений. Это означает, что Россия является получателем кредитов, гарантий, инвестиций, технического содействия.
В 1985 г. был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР. Однако препятствием являлось нежелание Запада согласиться на полномасштабное членство СССР в данных организациях. После распада СССР Россия подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан Меморандум об экономической политике Российской Федерации, утвержденный правительством 27 февраля 1992 г. 27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и тринадцати других бывших советских республик. После подписания Статей Соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июня 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. российскими представителями Россия официально стала участницей этих организаций.
Членство в МВФ дало возможность России пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита платежного баланса (табл. 4).
1 апреля 1992 г. была обнародована
первая международная
В целом за 1992–1998 гг. МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении кредитов России на сумму 30–32 млрд. долл. Фактически до конца 1998 г. были использованы 20–21 млрд. долл. Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 926 млн. СДР (девятый пересмотр квот), или 1,3 млрд. долл. (21,47% квоты). Задолженность России по отношению к МВФ составляла на конец 1998 г. 13,7 млрд. СДР, или 19,3 млрд. долл., т.е. 318,4% ее квоты в Фонде (в соответствии с девятым пересмотром квот). В конце 1998 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: на нее приходилось 20,56% общей суммы использования странами – членами ресурсов Фонда.
Участие России в МВФ позволило ей также присоединиться к системе специальных прав заимствования. Наша страна оказалась в числе тех 38 государств, которые «опоздали» к последней эмиссии этого резервного актива, состоявшейся в январе 1981 года. Наряду с ними России пришлось добиваться дополнительного ассигнования СДР. Требование развивающихся стран увязать новое распределение СДР с выделением этого резервного актива также на цели финансирования их экономического развития затянуло решение вопроса о дополнительной эмиссии.
После достижения в 1997 году консенсуса основных центров валютной силы Совет управляющих МВФ принял решение о «справедливой» эмиссии СДР. «Справедливый» характер состоит в том, что кумулятивный лимит эмиссии СДР для каждой страны составит около 30% ее квоты по состоянию на конец 1998 г. В итоге Россия получила более 1,26 млрд. СДР без внесения какого-либо эквивалента. Эти ресурсы включены в резервы и могут быть целиком использованы для погашения внешней задолженности и других международных платежей.
Кредитование России было приостановлено Фондом в 1999 г. Получение ресурсов было поставлено в зависимость от выполнения ряда весьма жестких условий. Они включали увеличение доли платежей «живыми деньгами» в энергетике, тепло– и водоснабжении до 40%, на железнодорожном транспорте – до 65%, принятие поправок к законам о банкротстве предприятий и банков, реформирование Банка России в сторону большей прозрачности его операций, «акционирование» заграничных банков, независимый международный аудит Сбербанка РФ и всех внебюджетных фондов, коммунальную реформу с доведением оплаты гражданами жилищно – коммунальных услуг до их реальной стоимости, земельную реформу и принятие закона, гарантирующего свободную куплю – продажу земли.
С 2000 г. отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России, которая послужила формальным основанием для свертывания Фондом финансовой помощи.
По состоянию на 01 января 2004 г. внешний долг России перед МВФ составлял 5,1 млрд. долл. США. Предполагалось, что его полная выплата завершится в 2008 г. Однако благоприятная конъюнктура, сложившаяся в 2004 г. на международном рынке нефти позволила РФ полностью рассчитаться с долгом уже к февралю 2005 г.
Одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ несомненно можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Российское правительство подписало соглашение о реструктуризации задолженности, как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредиторов. Благодаря этому удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю кредито– и платежеспособность и международные кредитные отношения без ущерба для внутренней экономики и национальной денежно – кредитной системы.
Консультации России с Парижским клубом начались 29 января 2001 г. в условиях отсутствия заявления МВФ о намерении выдать РФ кредит. Позитивная оценка Фондом российской платежеспособности способствовала повышению курса российских ценных бумаг. Она способствовала также признанию России Парижским клубом в качестве полноправного партнера – кредитора, что было подтверждено на заседании Клуба в октябре 2001 г.
Впервые на этом заседании Россия участвовала в качестве не только заемщика, но и кредитора. А это дает ей определенные преимущества. Во-первых, Парижский клуб может со временем признать долги ряда стран перед Россией. До сего момента остается непризнанной Клубом по меньшей мере третья часть долга нашей стране ряда государств СНГ и развивающихся стран. Во-вторых, Россия как страна – кредитор и одновременно страна – заемщик, начавшая досрочное погашение кредитов, вправе претендовать на встречные шаги западных кредиторов. Чем исправнее член Парижского клуба платит по долгам, тем больший объем задолженности перед ним других государств может быть признан и предназначен к погашению. Общий долг России Парижскому клубу в октябре 2001 г. составлял более 47 млрд. долл., в том числе долг бывшего СССР – 39 млрд. долл., новый российский долг – 8,2 млрд., а объем признанного Клубом долга стран Третьего мира перед Россией – более 35 млрд. долл.
6 октября 1997 года Россия
подписала с Лондонским клубом
кредиторов соглашение о
Тема: Балансы международных расчетов
1. Сущность платежного баланса и основные принципы его составления
2. Способы измерения сальдо платежного баланса
3. Факторы, влияющие на платежный баланс
4. Регулирование платежного баланса
Лекция: Сущность платежного баланса и основные принципы его составления
Платежный баланс (ПБ) страны представляет собой статистическую систему, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые имели место в течение определенного периода времени.
Стандартные компоненты баланса можно разбить на две основные группы счетов: счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовыми инструментами + балансирующие статьи.
Блок А. «Текущие операции», или текущий платежный баланс. Основу текущего ПБ составляют статьи
А) «Товары: экспорт по ценам ФОБ» и «Товары: импорт по ценам CIF». Разница между этими статьями образует торговый баланс.