Валютная политика и валютное регулирование: понятие и место в экономической политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:53, курс лекций

Описание работы

Такое определение действует на уровне национального государства. Однако нужно иметь в виду, что существует еще два уровня рассмотрения валютной политики – это уровень предприятия (корпорации, банка), которые принимают активное участие в валютных отношениях и формируют свою валютную политику, и межгосударственный уровень, где формирование валютной политики государств происходит на основе межгосударственных соглашений в валютной сфере.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

В пределах резервной позиции  страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены  страной-членом сверх резервной  доли, делятся на четыре «кредитные доли», или транша, составляющие по 25% квоты. Страны-члены могут получать валюту в Фонде на срок менее 5 лет. Предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты. Но в некоторых случаях устав позволяет МВФ право приостанавливать действие этого правила. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел.

Договоренности о резервных  кредитах стэнд-бай обеспечивают стране-члену  гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную.

Механизм расширенного финансирования предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости –до четырех лет.

С середины 1970-х годов МВФ в  целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы. В их числе: нефтяной фонд, механизм дополнительного финансирования, политика расширенного доступа к ресурсам МВФ.

Существуют также специальные кредитные механизмы. Получение странами – членами Фонда средств по линии специальных механизмов – это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:

-     Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, предназначенный для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами.

-     Механизм финансирования буферных (резервных) запасов. Имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы.

-     Механизм финансирования системных преобразований. Введен с целью оказания поддержки странам, осуществляющим переход к рыночной экономике.

-     Дополнительный резервный механизм. Введен для предоставления средств странам – членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золотовалютных резервов страны.

-     Чрезвычайные кредитные линии. Предоставление кредитов странам – членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся вне сферы их контроля.

МВФ оказывает более  долгосрочную помощь беднейшим странам  для уравновешения платежных балансов и структурной перестройки в виде льготных кредитов путем использования не общих ресурсов Фонда, а других источников, аккумулируемых на счете специальных выплат. В связи с финансовыми и валютными кризисами в Мексике и Аргентине с середины 1990–х годов и нарастанием глобальных кризисных потрясений финансовых и валютных рынков МВФ осуществил ряд нововведений. В их числе: механизм экстренного финансирования, поддержка фондов валютной стабилизации, экстренная помощь, помощь странам после конфликта.

Лекция: Группа Всемирного банка  

Наряду с МВФ в регулировании  международных валютно-финансовых отношений важную роль играет Всемирный банк. Группа учреждений Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены, обладающие правом принятия окончательных решений. Как будет объяснено ниже, каждое из этих учреждений играет определенную роль в решении задач борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения развивающихся стран. Термин «Группа учреждений Всемирного банка» охватывает все пять учреждений. Термин «Всемирный банк» относится лишь к двум из них – МБРР и МАР.

Организации, входящие в Группу Всемирного банка, принадлежат правительствам государств-членов, за которыми остается последнее слово при принятии решений по любым вопросам в рамках этих организаций – будь то вопросы политики, финансовые вопросы или вопросы, касающиеся членства.

Членами Международного банка реконструкции  и развития (МБРР) являются 184 государства, т.е. почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) – 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям – 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – 134 государства.

В соответствии со статьями соглашения МБРР, для того чтобы стать членом Банка страна должна сначала вступить в МВФ. Для того чтобы вступить в МАР, МФК и МИГА, страна должна быть членом МБРР.

1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1945 году. Цель деятельности МБРР заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средним уровнем доходов и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая консультативные услуги. МБРР не стремится к получению максимально высокой прибыли, однако ежегодно, начиная с 1948 г., получает чистый доход. Прибыль Банка используется для финансирования деятельности по нескольким направлениям процесса развития и обеспечения финансовой стабильности, позволяющей странам–клиентам занимать средства на рынках капитала под низкий процент и на выгодных условиях.

МБРР принадлежит его  странам–членам, каждая из которых имеет право голоса пропорционально размеру отчисляемых взносов в капитал организации, который, в свою очередь, зависит от уровня экономического развития каждой страны. Основная часть займов МБРР – долгосрочные кредиты, направленные на реализацию проектов и программ, способствующих структурной перестройке стран–заемщиков. В разработке таких программ принимает участие мощный аппарат МБРР, состоящий из специалистов исследователей и практиков. МБРР стал центром выработки стратегии развития для развивающихся стран. Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 года.

2) Международная ассоциация  развития (MAP) образована в 1960 году. Предоставляет льготные, зачастую беспроцентные кредиты наименее развитым странам, которые не в состоянии брать кредиты у МБРР. МАР выдает кредиты странам, в которых доход на душу населения в 2002 году составлял менее 875 долл. США в год и у которых нет финансовых возможностей занимать средства у МБРР.

В настоящее время 81 страна имеет право занимать средства у  МАР. Общая численность населения этих стран составляет 2,5 млрд. чел., т.е. половину населения развивающихся стран. Приблизительно 1,1 млрд. чел., проживающих в странах, получающих кредиты от МАР, живут менее чем на 1 долл. США в день. Некоторые страны, такие как Индия и Индонезия, имеют право на получение кредитных ресурсов МАР в силу своих низких доходов в расчете на душу населения, являясь, однако, достаточно кредитоспособными для того, чтобы получать определенные ресурсы от МБРР. Эти страны называют «смешанными заемщиками».

Предоставление права  на получение кредитных ресурсов от МАР представляет собой временный  механизм, открывающий бедным странам  доступ к достаточному объему ресурсов, до тех пор пока эти страны не смогут получить на рынках капитала средства, необходимые им для инвестиций. По мере того как экономика этих стран растет, они теряют право на получение ресурсов от МАР. После этого средства полученных ранее и погашаемых ими займов позволяют МАР выдавать новые займы другим бедным странам. За весь период существования МАР двадцать три страны, экономические системы которых развивались и росли, перешагнули порог, дающий право на получение кредитных ресурсов от МАР. К числу таких стран, которые к настоящему времени потеряли это право, относятся Китай, Коста-Рика, Чили, Египет, Марокко, Таиланд и Турция.

Сроки погашения кредитов МАР составляют 20, 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период погашения основной части. Проценты не взимаются, однако взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процентов фактически выделенных средств. В 2002 финансовом году (который завершился 30 июня 2002 года) общая сумма кредитов, утвержденных МАР, составила 8,1 млрд. долл. США, из которых фактически было выделено 6,6 млрд. долл. США.

Начиная с 1960 года МАР выделила кредитов на общую сумму 135 млрд. долл. США. МАР выделяет в среднем около 6–7 млрд. долл. США в год на проекты развития различных видов, особенно на те, которые имеют целью удовлетворение основных потребностей населения, таких как начальное образование, элементарное медицинское обслуживание, доступ к чистой воде и пользование канализацией. Кроме того, МАР финансирует проекты, целями которых являются охрана окружающей среды, создание более благоприятных условий для развития частного предпринимательства, построение необходимой инфраструктуры и поддержка реформ, направленных на либерализацию экономических систем стран. Все эти проекты способствуют экономическому росту, созданию рабочих мест, повышению доходов и уровня жизни. МАР выделяет средства каждой из стран-заемщиков в размере, пропорциональном уровню доходов в данной стране, и наблюдает за тем, насколько эффективно осуществляются управление экономикой и реализация проектов, финансируемых средствами МАР. За прошедший (2002) финансовый год общая сумма кредитов, предоставленных заемщикам МАР, составила 8,1 млрд. долл. США.

В то время как МБРР получает большинство  своих средств на мировых финансовых рынках, МАР финансируется в основном за счет взносов, отчисляемых более  богатыми странами–членами. С момента  создания МАР общая сумма взносов нарастающим итогом составила 109 млрд. долл. США. Дополнительные средства поступают в виде платежей в счет погашения ранее выданных кредитов, а также из чистой прибыли МБРР.

Доноры собираются каждые три года, с тем, чтобы пополнить ресурсы МАР. За счет 13–го пополнения средств будут финансироваться проекты в течение трех лет, начиная с 1 июля 2002 года. Это пополнение средств позволяет МАР предоставить кредиты на общую сумму 23 млрд. долл. США, из которых немногим более половины перечислено донорами. Остальные средства – это в основном платежи в счет погашения ранее выданных кредитов, а также другие ресурсы, не имеющие отношения к донорам.

3) Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 году. Задача МФК заключается в содействии экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору. Работая совместно с деловыми партнерами, она инвестирует средства в жизнеспособные частные предприятия развивающихся стран и предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, оказывает им консультативные услуги, а также услуги, связанные с управлению рисками. МФК инвестирует в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций, и находит новые способы расширения перспективных возможностей на тех рынках, в которые коммерческие инвесторы не склонны вкладывать средства без участия МФК, считая их слишком рискованными.

МФК содействует  устойчивому развитию частного сектора  путем:

-     финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;

-     оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;

-     предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

В центре внимания Корпорации – стимулирование экономического развития за счет содействия росту высокопроизводительных предприятий и эффективных рынков капитала в странах – членах МФК. В этом контексте работа по оказанию консультационных услуг правительствам помогает создать благоприятные условия для притока отечественных и иностранных сбережений и инвестиций.

МФК принимает участие  в инвестиционном проекте только в том случае, если вносимый ею особый вклад дополняет деятельность субъектов рынка. Соответственно МФК играет каталитическую роль, стимулируя и мобилизуя частные инвестиции в развивающихся странах, демонстрируя тем самым, что инвестиции в этих странах могут приносить прибыль.

МФК действует на коммерческой основе и стремится к получению  прибыли. Каждый год с момента  своего основания Корпорация заканчивала с прибылью. Около 58% из почти 2 тыс. штатных сотрудников Корпорации работают в штаб–квартире МФК в Вашингтоне. Около 42% штатных сотрудников МФК работают в представительствах и отделениях корпорации в различных странах мира, которых насчитывается более 86.

Информация о работе Валютная политика и валютное регулирование: понятие и место в экономической политике