Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 17:08, курсовая работа
Цель курсовой работы определить роль дивидендной политики в финансовой деятельности предприятия и факторы, определяющие распределение прибыли.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты формирования дивидендной политики, методы и теории разработки дивидендной политики предприятия, сущность и принципы распределения прибыли;
- произвести анализ дивидендной политики компании и анализ дивидендных выплат;
- разработать рекомендации по управлению дивидендной политикой.
Введение 3
1 Теоретические аспекты дивидендной политики предприятия 6
1.1 Сущность и значение дивидендной политики 6
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику 11
1.3 Методы и теории разработки дивидендной политики предприятия 17
2 Анализ дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Характеристика дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ» 28
2.3 Оценка дивидендных выплат ОАО «ЛУКОЙЛ» 30
3 Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ» 35
Заключение 39
Список используемых источников 42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный экономический университет»
Кафедра финансовых рынков и банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Корпоративные финансы»
Тема: Варианты дивидендной политики, их характеристика
|
Екатеринбург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические аспекты
1.1 Сущность и значение
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику 11
1.3 Методы и теории разработки дивидендной политики предприятия 17
2 Анализ дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Характеристика дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ» 28
2.3 Оценка дивидендных выплат ОАО «ЛУКОЙЛ»
3 Рекомендации по совершенствованию
дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ»
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Последовательная и понятная инвесторам дивидендная политика является необходимым элементом стратегии компании, ориентированной на долгосрочный рост капитализации. Четко обозначенная и выполняемая дивидендная политика подчеркивает репутацию компании в глазах инвестиционного сообщества, улучшает ее корпоративный имидж.
Дивидендная политика - это часть финансовой стратегии предприятия, направленная на оптимизацию пропорций между потребляемой и реинвестируемой долями прибыли с целью увеличения его рыночной стоимости и благосостояния собственников.
Прибыль характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности акционерного общества, поэтому любое коммерческое акционерное общество стремится к получению прибыли и ее увеличению за планируемый период. Однако показатели эффективности и перспективы дальнейшего функционирования и развития акционерного общества зависят не только от размера прибыли в текущем году, но и от ее эффективного распределения по направлениям его деятельности.
Так как дивидендная политика влияет на многие аспекты управления финансами, такие как движение денежных и финансовых средств, ликвидность, структура капитала, цены акций и цена компании, то финансовый управляющий несет большую ответственность при определении приемлемой структуры дивидендов.
Вкладывая средства в акцию, долю, пай в капитале предприятия, инвестор фактически становится его совладельцем и получает право на участие в распределении получаемых доходов. В общем случае реализация данного права осуществляется в виде изъятия в пользу владельцев части прибыли в различных формах. Для акционерных обществ реализация права на участие в распределении прибыли традиционно осуществляется в форме дивидендных выплат.
Большинство практиков считает проблему оптимизации дивидендной политики чрезвычайно актуальной. Однако признается и тот факт, что какого-то единого алгоритма в выработке дивидендной политики не существует - она определяется многими факторами. Поэтому каждая компания должна выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего, из присущих ей особенностей. Вместе с тем можно выделить основополагающие задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении максимизации совокупного достояния акционеров, достаточного финансирования деятельности компании, что в целом означает эффективное использования прибыли.
В наше время, когда постоянно повышается интерес к инвестициям и инвестиционной привлекательности, естественный интерес проявляется к доходам на инвестиции и дивидендам. В результате активного развития операций с ценными бумагами, в данном случае речь идет об акциях, все больше внимания уделяется дивидендной политике компаний, как со стороны инвесторов, так и со стороны компании. Поэтому данная тема является столь актуальной на сегодняшний день.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.
Объектом исследования является дивидендная политика компании ОАО «Лукойл».
Цель курсовой работы определить роль дивидендной политики в финансовой деятельности предприятия и факторы, определяющие распределение прибыли.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
-
изучить теоретические аспекты
формирования дивидендной
- произвести анализ дивидендной политики компании и анализ дивидендных выплат;
-
разработать рекомендации по
управлению дивидендной
Методологической основой написания данной курсовой работы являются: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон "Об Акционерных Обществах" (ОБ АО) от 26.12.1995 N 208-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) (действующая редакция) и другие нормативные документы, периодически издаваемый журнал - «Финансовый менеджмент», методические пособия, интернет.
Курсовая работа представлена тремя главами: в первой главе – рассмотрены теоретические основы формирования дивидендной политики, во второй главе - проведен анализ финансово-экономического стояния предприятия, в третьей разработаны рекомендации совершенствования дивидендной политики.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
Дивиденд - (от лат. dividendum - то, что надлежит разделить) - часть чистой прибыли акционерного общества после налогообложения, выплачиваемая акционерам по итогам отчетного периода, деньгами, акциями, имуществом и другими ценными бумагами. [19; 58 ]
Номинальная стоимость обозначена на акции. Курс акции - это цена, по которой акция покупается и продается в банках и на фондовых биржах.
Акции бывают:
-обыкновенные (с правом голоса), в этом случае размер дивиденда зависит от величины прибыли и решения собрания акционеров.
-привилегированные (без права голоса) - размер дивиденда имеет фиксированный размер.
Источник выплаты дивидендов - чистая
прибыль предприятия за
Дивидендная политика – политика, которая характеризует упорядоченную систему принципов и подходов, которыми руководствуются собственники предприятия при определению пропорции между потребляемой и капитализируемой частями нераспределённой прибыли с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. [ 9; 651 ]
Под дивидендной политикой понимается политика распределения прибыли на дивиденды и капитализируемую часть (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Основные направления распределения прибыли [ 19; 115]
Дальнейшее распределение части прибыли, направленной на выплату дивидендов, представляет собой механизм формирования личных доходов акционеров в соответствии с размером их участия в капитале предприятия. Дальнейшее распределение капитализируемой части прибыли в зависимости от стратегических целей предприятия может быть направлено на финансирование как текущих операций, так и инвестиций. Целью дивидендной политики является установление оптимального, т.е. такого соотношения между дивидендами (как текущим потреблением прибыли) и капитализируемой частью (как инвестируемой с целью получения прибыли в будущем), которое могло бы:
1)
максимизировать рыночную
2) обеспечить его стратегическое развитие.
Действительно, от пропорций распределения чистой прибыли на дивиденды и капитализируемую часть зависят инвестиционные возможности предприятия:
1)
чем больше дивиденды, тем меньше
инвестиционные возможности
2)
чем меньше дивиденды, тем больше
инвестиционные возможности
При этом:
1)
увеличение выплачиваемых
2)
уменьшение выплачиваемых
увеличивает не только инвестиционные возможности предприятия, но и будущую прибыль и, соответственно, будущие дивиденды (конечно, при условии, что инвестиционные проекты будут не только реализованы, но и окажутся рентабельными). [16; 235 ]
Очевидно, что решения о выплате дивидендов, принимаемые в краткосрочном периоде, оказывают влияние на финансовое состояние предприятия и, следовательно, благосостояние его владельцев (акционеров) в долгосрочном периоде.
Эффективность дивидендной политики:
1)
определяется соответствием
2)
зависит от сглаживания
Как известно, доход акционера от владения акцией состоит из двух элементов:
1)
доход от прироста курсовой
стоимости (разница между ценой
продажи и ценой покупки акции)
2) процентный доход (дивиденды).
Таким образом:
1)
с одной стороны, благосостояние
акционеров повышается с
2)
с другой стороны, благосостояние
акционеров повышается с
Основное противоречие между интересами акционеров (как владельцев предприятия) и самого предприятия в текущем периоде заключается в том, что выплата дивидендов:
1)
является притоком денежных
2) оттоком денежных средств для предприятия.
Исходя из этого, при разработке и проведении дивидендной политики необходимо учитывать как интересы акционеров, так и интересы самого предприятия. Предпочтения акционеров. Предположим, что:
1)
инвесторы, как владельцы предприятия,
одинаково воспринимают
2)
решения о капитализации с
последующим реинвестированием
являются приоритетными, а дивиденды
рассматриваются как пассивный
остаток, выплата и величина которых
зависят только от наличия
перспективных инвестиционных
Исходя из этих предпосылок, предпочтения инвесторов будут распределяться следующим образом:
1)
если прогнозный уровень
2)
если прогнозный уровень
3)
если прогнозный уровень
Предпочтения предприятия. Как уже было сказано выше, выплата дивидендов означает отток денежных средств. Поэтому при разработке и проведении дивидендной политики необходимо учитывать влияние выплаты дивидендов на финансовое состояние предприятия. Исходя из финансового состояния предприятия в текущем периоде, необходимо решить: [ 12; 236]
1) стоит ли вообще выплачивать дивиденды;
Информация о работе Варианты дивидендной политики, их характеристика