Варианты дивидендной политики, их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы определить роль дивидендной политики в финансовой деятельности предприятия и факторы, определяющие распределение прибыли.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты формирования дивидендной политики, методы и теории разработки дивидендной политики предприятия, сущность и принципы распределения прибыли;
- произвести анализ дивидендной политики компании и анализ дивидендных выплат;
- разработать рекомендации по управлению дивидендной политикой.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты дивидендной политики предприятия 6
1.1 Сущность и значение дивидендной политики 6
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику 11
1.3 Методы и теории разработки дивидендной политики предприятия 17
2 Анализ дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Характеристика дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ» 28
2.3 Оценка дивидендных выплат ОАО «ЛУКОЙЛ» 30
3 Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ» 35
Заключение 39
Список используемых источников 42

Файлы: 1 файл

Курсовая рбота - копия.docx

— 106.12 Кб (Скачать файл)

2) если стоит, то определить их  оптимальную величину;

3) определить источники финансирования:

- инвестиционных решений, если выплата  дивидендов существенно снижает  инвестиционные возможности предприятия;

- выплаты дивидендов, если предприятие  не располагает необходимыми  для этого средствами.

Дивидендная политика играет большую роль в реализации финансовой стратегии предприятия. Она влияет на уровень благосостояния инвесторов в текущем периоде и определяет размеры формирования, соответственно, и темпы производственного развития. Дивидендная политика оказывает регулирующее воздействие на финансовую устойчивость и влияет на стоимость используемого капитала и рыночную стоимость предприятия.

Формирование дивидендной политики – наиболее сложная задача финансового менеджера на предприятии. [ 12; 234 ]

Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной политики заключается в том, что эта политика:

- оказывает влияние на финансовую  программу и бюджет капиталовложений  организации;

- воздействует на движение денежных  средств организации;

- влияет на отношения организации  с ее инвесторами. Низкий уровень  дивидендов может привести не  только к слабой реализации  выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.;             

-способствует  сокращению или увеличению акционерного  капитала.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

 

1.2 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИВИДЕНДНУЮ  ПОЛИТИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Дивидендная политика включает в себя принятие решения выплачивать прибыль или удерживать ее для инвестирования в фирме. Однако увеличение выплаты наличными дивидендов означает, что меньше денег становится доступно для реинвестирования, а капитализация меньших прибылей в бизнесе снижает ожидаемый темп роста и понижает цену акции. Таким образом, дивидендная политика имеет два противоположных результата, а оптимальная политика нарушает баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, которые максимизируют цену акции фирмы [12; 27].

Ряд факторов влияет на дивидендную политику. К ним относятся дифференциальные налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала, благоприятные возможности инвестирования, доступные для фирмы и предпочтения акционеров текущих доходов будущим [13; 55]. Эти и другие факторы во взаимодействии определяют оптимальную дивидендную политику. Нахождение этого оптимума является исключительно трудной задачей, и нельзя выработать идеальную модель дивидендной политики. Но можно выделить главные моменты, на которые следует акцентировать свое внимание при выработке политики, а также инвесторами при выборе акции [12; 17].

По определению, оптимальная дивидендная политика есть политика, которая максимизирует цену акций фирмы [12; 17]. Фирма может изменить свою дивидендную политику либо путем увеличения, либо снижения коэффициента выплат, но любое действие приводит к другим изменениям в корпоративной политике. По вопросу о влиянии дивидендной политики на стоимость акционерного капитала среди экономистов нет единого мнения. Одни утверждают, что инвесторы оценивают ожидаемые дивиденды более высоко, чем ожидаемые доходы с прироста капитала. Другие считают, что коэффициент выплат не зависит от дивидендной политики. Они полагают, что инвесторы не делают различия между дивидендами и доходами с прироста капитала [15; 36].

Оптимальная дивидендная политика для фирмы зависит от многих факторов. Некоторые предполагают более высокую выплату, чем это бы потребовалось по остаточной теории, а другие предполагают более низкую оптимальную выплату. Многие исследования проводились по вопросу дивидендной политики, но ряд моментов еще не разрешен [14; 204]. Исследователи еще далеки от создания точки модели для установления корпоративной дивидендной политики. Несмотря на то, что не создана модель для нахождения оптимальной дивидендной политики, в любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени, регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общих тенденциях в отношении выплаты дивидендов [14; 204].

Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Наиболее характерные из них [14; 201]:

1. Ограничения правового  характера.

В России дивидендная политика акционерными обществами должна строиться в соответствии с законодательством, в частности основным регулятором является закон «Об акционерных обществах» [14; 203].

Законодательство запрещает обществу принимать решение о выплате дивидендов по обыкновенным акциям, если не принято решение по выплате дивидендов по всем типам привилегированных акций, размер дивидендов по которым определен уставом общества [14; 202].

Закон «Об акционерных обществах» предусматривает формирование резервного фонда в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% уставного капитала общества. Резервный фонд формируется путем обязательных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств и не может быть использован для иных целей [19; 143].

Общество не вправе выплачивать дивиденды [16; 321]:

а)_до полной оплаты всего уставного капитала;

б)_до выкупа всех необходимых акций;

в)_если общество является банкротом, отвечает признака несостоятельности или эти признаки могут появиться в результате выплаты дивидендов;

г)_если стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше из размера в результате такого решения.

Помимо перечисленных выше условий запрещено объявлять дивиденды по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивиденда по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов (в том числе о полной выплате всех накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям) по всем типам привилегированных акций, размер дивиденда по которым оговорен в уставе общества; по привилегированным акциям определенного типа, по которым размер дивиденда определен уставом общества, если не принято решение о полной выплате дивидендов (в том числе о полной выплате всех накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям) по всем типам привилегированных акций, предоставляющим преимущество в очередности получения дивидендов.

2. Ограничения ситуационного характера [10; 165].

К этим ограничениям относится наличие у компании убытков в предыдущем периоде или периодах. В таком случае полученная за отчетный период прибыль идет на погашение убытков прошлых лет, причем Налоговый кодекс РФ предоставляет компании определенные льготы по налогу на прибыль. Так, компания - налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ею убытка прошлых лет или на часть этой суммы. Перенос убытка на будущее возможен в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором этот убыток получен. Сумма полученного ранее убытка, переносимого на текущий период, ни в каком из отчетных периодов не может превышать 30% соответствующей налоговой базы [8; 46].

3. Ограничения в связи  с недостаточной ликвидностью.

Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у компании есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты [12; 69]. Теоретически коммерческая организация может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, коммерческая организация может быть прибыльной, но не готовой к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна [6; 395].

Необходимо проанализировать показатели краткосрочной ликвидности и изучить движение денежных потоков на 12 месяцев, следующих за окончанием отчётного периода. В случае низкой краткосрочной ликвидности компания может принять решение о выплате дивидендов, для сохранения рыночной стоимости своих акций [12; 25].

4. Ограничения в связи с инвестиционными возможностями.

Многие компании сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников. В таком случае компании нередко прибегают к практике реинвестирования всей или большей части чистой прибыли и, соответственно, ограничения дивидендных выплат [9; 75]. Реинвестирование прибыли - более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования, что является одной из причин ее широкого распространения. В этом случае количество акционеров практически не меняется, это позволяет сохранить сложившуюся систему контроля за деятельностью компании, а также позволяет избежать дополнительных расходов, связанных с выпуском новых акций [14; 211]. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как компаниям, наращивающим объемы производства высокими темпами, - для приобретения дополнительных производственных мощностей, так и компаниям с относительно невысокими темпами роста - для обновления материально-технической базы. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию, что как раз и делается исходя из предположения о предпочтительности развития производства [5; 56].

5. Ограничения в связи  с интересами акционеров.

Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат компании и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на стоимость компании в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынках капитала, товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и других.

Определенные противоречия могут возникать и среди акционеров. Так, более богатые акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога, другие интересы могут иметь относительно небогатые акционеры [7; 49].

Наконец дивидендная политика тесно связана с появлением новых акционеров в случае, если выплачиваются высокие дивиденды, а для обеспечения потребности в финансовых источниках коммерческая организация прибегает к дополнительной эмиссии акций. Не желая этого, акционеры могут сознательно ограничивать размер дивидендов [8; 85].

6. Ограничения информационного («сигнального») характера.

В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко коммерческая организация вынуждена поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры [13; 39]. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данной компании.

Практика показала, что акции компаний, имеющих стабильные потоки дивидендов, как правило, котируются на рынке выше, чем предприятий с высокими, но нерегулярно начисляемыми дивидендами [14; 209].

О важности существования четко прописанной дивидендной политики для репутации компании в глазах акционеров и потенциальных инвесторов первыми в России стали задумываться крупнейшие предприятия [16; 365]. Ведь именно они являются основными проводниками западного опыта корпоративного управления в отечественную бизнес-среду. Осознав, что грамотная дивидендная политика и максимальная информированность акционеров - важнейшие факторы инвестиционной привлекательности компании и залог ее будущего развития, российские корпорации (по примеру западных) стали пополнять свои сайты разделом «Информация для акционеров» [9; 721].

Дивидендная политика во многом зависит от структуры и концентрации акционерного капитала. Большинство российских компаний отличается молодостью и нуждается в инвестиционных ресурсах на развитие и расширение производства [11; 23]. Поэтому, естественно, что основной принцип их дивидендной политики - приоритет капитализации прибыли над ее распределением среди акционеров. Так как до недавнего времени для многих компаний было характерно сосредоточение крупных пакетов акций в руках немногочисленных владельцев, то особо громких конфликтов с акционерами, предпочитающими получать высокие дивиденды, не возникало [17; 11].

 

1.3 МЕТОДЫ И ТЕОРИИ РАЗРАБОТКИ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Важнейшей задачей дивидендной политики является нахождение оптимального сочетания интереса акционеров с необходимость достаточного финансирования развития предприятия.

Современная финансовая наука предполагает несколько теоретических подходов к решению вопросов дивидендной политики, наибольшее распространение из которых получили следующие теории.

1) Теория нерелевантности дивидендов. Модильяни и Миллер исследовали  взаимосвязь дивидендной политики  и стоимости предприятия в  идеальных условиях. Исходя из  сделанных допущений, авторы показали, что инвесторов в условиях  совершенного рынка будет интересовать  только общая доходность, а не  ее конкретные формы. Таким образом, любая дивидендная политика будет  приводить к одинаковым результатам. Поэтому на совершенном рынке  дивидендная политика не влияет  на стоимость предприятия и  благосостояние собственников. [ 12; 132]

Информация о работе Варианты дивидендной политики, их характеристика