Адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной работы – разработка проекта совершенствования системы адаптации в ГОУ СПО «ОХПК».
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
• проанализировать теоретические аспекты адаптации;
• изучить и оценить данный процесс в ГОУ СПО «ОХПК»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ………………………………..5
1.1. Сущность и типология адаптации……………………………………………………..5
1.2. Этапы, методы и программы адаптации………………………………………………7
1.3. Особенности управления системой адаптации……………………………………….9
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В ГОУ СПО «ОХПК» …………………………………………………………………10
2.1. Общие сведения об организации……………………………………………………10
2.2. Анализ системы управления ГОУ СПО «ОХПК»………………………………….14
2.3. Анализ системы управления персоналом…………………………………………..18
2.4. Анализ системы адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК»……………………..22
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ В ГОУ СПО «ОХПК»…..24
3.1. Методика проектирования системы адаптации персонала………………………..24
3.2. Определение функций управления адаптацией……………………………………26
3.3. Программа адаптации сотрудников ГОУ СПО «ОХПК»………………………….28
3.4. План реализации проекта……………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

АДОПТАЦИЯ.docx

— 130.38 Кб (Скачать файл)
  1. Учебная часть
  2. Заведующие отделениями
  3. Заведующий практикой
  4. Заведующий учебной частью
  5. Учебно-производственная служба
  6. Старший мастер
  7. Инженер-инструментальщик

4     Научно-методическая служба

4.1  Методисты

4.2  Председатели цикловых методических  комиссий

5     Психолог

6     Комендант общежития.

  • Условные обозначения в таблице:

О –  отвечает за выполнение данной функции;

П – предоставляет исходные данные, информацию для выполнения функции;

У – участвует в выполнении данной функции;

Р – принимает решения, подписывает документ;

С –  согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе выполнения функции;

К – контролирует выполнение функции.

           Как видно из таблицы 2.8 деятельность  инспектора по кадрам интегрируется  во все функции управления  персоналом ГОУ СПО «ОХПК».

 

 

Таблица 2.8   Функциональные взаимосвязи  подразделений и служб ГОУ  СПО «ОХПК» в управлении персоналом

 

Выполняемые функции

Подразделения - исполнители

Работы утверждают

1

2

3

4

5

6

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

4.1

4.2

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

Планирование потребности  в персонале

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Р

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

О

Отбор и деловая оценка персонала 

У

О

У

У

О

У

О

У

У

О

Р

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

П

Организация и проведение обучения

У

П

У

У

П

У

О

У

П

П

Р

О/К

С

С

С

С

О

С

Планирование и реализация служебных  перемещений

У

П

У

У

П

У

П

У

У

П

Р/К

О

О/К

О/К

О/К

О/К

О/К

С

Определение содержания результатов  труда

У

О

П

П

О

П

О

П

У

П

Р

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

Организация и проведение аттестации

У

П

П

П

П

П

О

П

П

П

Р

О/К

У

У

У

У

О

С

Адаптация персонала к профессиональной деятельности

У

О

У

У

О

У

О

У

У

О

Р

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

О

Обеспечение безопасности труда

У

О

У

У

О

У

У

У

У

О

Р/К

С

С

С

С

С

С

С

Правовое регулирование трудовых взаимоотношений

У

П

У

У

П

У

У

П

-

П

Р/К

С

С

С

С

С

О/К

О/К

Управление мотивацией персонала

О

О

У

У

О

У

О

У

У

О

Р/К

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

С

Высвобождение персонала 

П

П

П

П

П

П

П

П

-

П

Р

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

С/К

О/К

Учет и статистика персонала

У

П

П

П

П

П

П

П

П

П

С

С

С

С

С

С

С/К

О/К

Информирование коллектива по кадровым вопросам

У

У

П

П

У

П

У

П

П

У

Р/К

С

С

С

С

С

С

О/К

Формирование кадровой политики

У

У

П

П

У

П

У

П

П

У

Р/К

О

О

О

О

О

С

О


 

 

 

 

2.4.        Анализ системы адаптации   персонала в ГОУ СПО «ОХПК» 

            Система адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК» сформирована в виде отдельных элементов, таких как обучение и консультирование новых сотрудников и ориентирована только на профессорско-преподавательский состав и инженерно-педагогических работников.

            Существующая система носит формальный  характер, так как отсутствует  детально разработанная технология  адаптации и необходимая к  ней документация, не закреплен  руководитель процесса адаптации,  не определен круг специалистов, вовлеченных в систему адаптации.

            Для выявления наиболее эффективных  форм воздействия на адаптантов в колледже было проведено небольшое исследование. В ходе исследования выяснялась необходимость формализации и содержание адаптационных программ, степень участия должностных лиц в адаптационных процедурах, а также критерии оценки эффективности адаптации. В исследовании участвовали руководители всех подразделений и служб, руководители цикловых методических комиссий и сотрудники, работающие в колледже менее года – всего 63 человека.

            Согласно полученным данным все  респонденты (100%) признают необходимость  разработки формализованной программы  адаптации.

            Изучение эффективности ознакомления  новых сотрудников с различными  аспектами нового места работы (должности) выявило, что новичка,  прежде всего, интересует социально-экономическая  сфера и в меньшей степени  нормы и правила, регламентирующие  основную  деятельность колледжа (таблица 2.9).

 

Таблица 2.9 Оценка респондентами информации, необходимой адаптанту

(в  % от числа упомянутых)

Содержание информации

Оценка

эффективно

Оценка

неэффективно

Затруднились

оценить

Система оплаты труда

75

17

8

Традиции колледжа

74

3

23

Функциональные обязанности

70

3

27

Система социального обеспечения

68

15

17

Неформальные правила поведения

65

12

23

Правила внутреннего распорядка

65

8

27

Характеристика коллектива

65

4

31

Охрана труда

59

17

24

Техника безопасности

51

25

24

Структура и система управления

48

12

40

История колледжа

41

21

38


 

            Из таблицы видно, что для новичков по значимости на первые места выходит информация, необходимая для нормального самоощущения и чувства сопричастности –система оплаты труда и традиции колледжа (соответственно 75 и 74%). Затем необходима информация о непосредственной деятельности - функциональных обязанностях – 70%. Далее опять выходит на первый план «социальный блок» - система социального обеспечения – 68%, неформальные и формальные правила поведения в коллективе – по 65% в каждом случае. Информация, касающаяся охраны труда, техники безопасности, структуры и системы управления, истории колледжа по эффективности для новичков менее важны (соответственно 59, 51, 48 и 41 %).

Таблица 2.10  Оценка респондентами эффективности  участия должностных лиц в  адаптации 

(в  % от числа упомянутых)

Ответственный

Оценка

эффективно

Оценка

неэффективно

Затруднились

оценить

Инспектор по кадрам

55

2

43

Непосредственный  руководитель

75

12

13

Директор

41

10

49


 

            Как видно из таблицы 2.10  эффективность участия того или  иного должностного лица в  адаптации новых сотрудников  снижается в зависимости от  иерархического уровня между  адаптантом и ответственным за адаптацию. Другими словами, респонденты сходятся во мнении, что адаптацией новых сотрудников должны заниматься профессионалы, для которых эта деятельность является одной из функциональных обязанностей и кто непосредственно связан с рабочим местом нового сотрудника.

         

  Таблица 2.11 Оценка респондентами  эффективности используемых критериев  адаптации 

(в  % от числа упомянутых)

Предмет оценки

Оценка эффективно

Оценка неэффективно

Затруднились оценить

Результаты  выполнения поставленных задач

75

0

25

Уровень знаний

74

5

21

Освоение  функциональных обязанностей

71

5

24

Иное

65

4

31


 

            С точки зрения респондентов  наиболее эффективной является  оценка результатов выполнения  новыми сотрудниками поставленных  задач – 75% и фактический уровень  знаний- 74%, а также то, на сколько новичок освоил свои функциональные обязанности – 71%.

            Вывод: основные проблемы политики  управления кадрами в колледже  связаны с недооценкой социальной  и психологической стороны организационных  отношений. Адаптацией в ОХПК занимаются отдельные работники разных подразделений, но контроль процесса адаптации практически не осуществляется, данные не собираются и не анализируются. Проблемы текучести кадров на аппаратных совещаниях не обсуждаются. В колледже практически не используются иные, кроме материальных, способы стимулирования сотрудников, что также представляется существенным фактором, влияющим на текучесть новых работников и общее «старение» коллектива.      

           

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ В ГОУ СПО «ОХПК»

 3.1.    Методика проектирования системы адаптации персонала

           Методика проектирования системы адаптации определяет:

    • выбор подхода к созданию системы адаптации с учетом потребностей, ресурсов и потенциала колледжа;
    • формирование структуры процесса адаптации;
    • разработку необходимой документации;
    • планирование внедрения системы адаптации персонала.

Указанная методика позволяет реализовать на практике теоретические положения, изложенные в главе 1 выпускной работы.

            Весь комплекс работ по выстраиванию  системы адаптации, согласно данной  методике, условно делится на пять блоков: предпроектная подготовка, разработка документов и предложений, обучение, мониторинг, корректировка [9; 75-77]. Содержание блоков рассматривается в таблице, приведенной ниже.

Таблица  3.1.  Построение системы адаптации  персонала

 

п/п

Наименование блока

Содержание работ

Результаты

1

Предпроектная подготовка

 Определение  цели и ожидаемых результатов  внедрения программы адаптации. 

Разработка плана  работ по внедрению программы.

Определение круга специалистов, войдущих в рабочую группу. Закрепление руководителя процесса адаптации.

  • определены цели и разработан подробный план внедрения программы;
  • сформирована рабочая группа;
  • определен руководитель процесса.

2

Разработка  документов и предложений

Выстраивание  логики всей процедуры адаптации  – от подготовки к приходу до завершения адаптационного периода.

Описание последовательности процесса адаптации с определением всех необходимых форм и приложений. Разработка Положения об адаптации и справочных материалов об организации.

  • Положение об адаптации новых сотрудников;
  • систематизированы все существующие элементы адаптации;
  • разработаны необходимые приложения (формат плана, справочники, буклеты, программа адаптационного семинара).

 

 

3

Обучение

Разъяснение руководству актуальности внедрения  процедуры адаптации и ее роли в решении существующих проблем управления персоналом.

Проведение ряда обучающих  семинаров для линейных руководителей  и наставников с целью освоения ими инструментов адаптации.

  • проведены обучающие семинары;
  • руководители понимают и поддерживают программу адаптации.

4

Мониторинг

Запуск программы  адаптации персонала.

Подведение промежуточных  итогов  и отслеживание контрольных  точек, из которых поступает информация о ходе и проблемах процесса.

Анализ всех элементов  процедуры адаптации на основе обратной связи  новых сотрудников, их руководителей  и наставников.

Коллективное обсуждение участниками процесса промежуточных  итогов адаптации.

  • каждый новый сотрудник встречается и адаптируется по новым правилам;
  • получена обратная связь по процедуре адаптации;
  • подведены промежуточные итоги;
  • выработаны решения проблемных моментов.

5

Корректировка

Введение  в программу адаптации необходимых  изменений.

  • индивидуализация отдельных элементов процедуры адаптации.

          

           Формируемая структура системы адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК» основывается на стандарте адаптации персонала, включающем четыре этапа:

      1. Этап общей ориентации – знакомство с организационными и функциональными особенностями колледжа, корпоративной этикой, системой коммуникаций, правилами поведения (осуществляет инспектор отдела кадров);
      2. Этап вхождения в должность – практическое знакомство нового сотрудника со своими обязанностям и предъявляемыми к нему требованиями; непосредственным руководителем проводится общая программа адаптации, включающая информацию по направлениям:

- общее представление о колледже;

- политика колледжа;

- оплата труда;

- дополнительные льготы;

- охрана труда и соблюдение  техники безопасности;

- отношения работников с профсоюзом;

- служба быта;

- экономические факторы.

           После  общей программы проводится специализированная, включающая следующие вопросы:

- функции подразделения;

- трудовые обязанности и ответственность;

- требуемая документация и отчетность;

- процедуры, правила, предписания.

3.  Этап действенной адаптации – за новым сотрудником закрепляется наставник.

4. Этап функционирования – завершает процесс адаптации, является переходом к стабильной работе, предполагает анализ показателей адаптации.

Стандарт  адаптации является единым для всех категорий работников колледжа, а  содержание адаптационных  программ может быть различным.

            Разработка необходимой документации  позволяет систематизировать негласно существующие и поддерживаемые в организации элементы адаптации и транслировать их единые стандарты, существенно облегчая тем самым процедуру внедрения новой системы адаптации.

Таблица 3.2.    Документы, сопровождающие адаптационный  процесс

 

Локальные акты

Методические материалы

Положение об адаптации персонала;

Программа адаптации  персонала;

инструкция по введению в должность.

справочники;

планы работы с новыми сотрудниками;

анкеты обратной связи.


           

Информация о работе Адаптация персонала