СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
КНИГИ
- Веснин В.Р. Практический
менеджмент персонала. – М., 1998.
- Виханский О.С.,
Наумов А.Н. Менеджмент. – М., 1996.
- Карастелин С.А.,
Поляк Г.Б. Социальное развитие трудовых
коллективов. – М., 1998.
- Кибанов А.Я. Основы
управления персоналом. – М., 2005.
- Малуев П.А., Мелихов
Ю.Е. Управление персоналом. – М., 2005.
- Половинко В.С.
Управление персоналом: системный подход
и его реализация. – М., 2002.
- Управление персоналом:
Учебник \ Под ред. Т.Ю.Базарова. – М., 2002.
СТАТЬИ
- Волина В. Методы
адаптации персонала // Управление персоналом.
– 2000. - № 7.
- Ивлева В. В. Системный
подход к адаптации сотрудников // МИКСПЕРСОНАЛ.–2006.
- № 3-4.
- Махина Т.А. Адаптация
новичков: слагаемые эффективности // Кадровый
менеджмент. – 2003. - № 3.
- Адаптация персонала.
// Организация работы службы персонала:
Методическое пособие \ приложение к журналу
«Справочник кадровика». – 2006. - № 4.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Положение об адаптации сотрудников
государственного образовательного
учреждения среднего профессионального
образования
«Омский художественно-промышленный
колледж»
- Общие положения
Настоящее положение разработано с целью
определения подходов к системе адаптации
новых сотрудников (назначенных на новую
должность), регулирования и управления
процессом адаптации персонала колледжа.
Адаптация сотрудников ГОУ СПО
«ОХПК» представляет собой комплекс
мероприятий, направленных на
приспособление вновь принятых
работников к содержанию, условиям,
режиму труда, социальной среде
колледжа и того подразделения
(службы), где они работают.
Адаптация является важным элементом
системы управления персоналом
колледжа и предназначена решать
проблемы формирования у новых
сотрудников требуемого уровня
результативности труда в наиболее
короткие сроки.
В процессе адаптации участвуют:
- линейный руководитель – непосредственный руководитель
наставника и адаптанта;
- инспектор по кадрам – руководитель
процесса адаптации в колледже;
- наставник - квалифицированный сотрудник,
имеющий достаточный опыт работы в конкретной
должности (специальности);
- адаптант – вновь принятый сотрудник либо
работник, переведенный на другую работу
(новую должность);
- психолог – сотрудник колледжа, владеющий
примами создания комфортного микроклимата
и методами разрешения конфликтных ситуаций.
- Цель и задачи адаптации
Цель адаптации – помочь новому сотруднику
успешно освоиться в колледже, войти в
должность, формировать профессионально
важные качества.
Задачами адаптации являются:
- сокращение текучести кадров;
- снижение факторов стресса, озабоченности
и неопределенности у новых работников;
- экономия времени руководителей и сотрудников
при решении организационных вопросов;
- развитие позитивного отношения к работе,
удовлетворенности работой у адаптантов.
- Организация адаптации
- Работу
по адаптации новых сотрудников возглавляет
инспектор по кадрам. Он организует взаимодействие
всех участников, подготовку и проведение
процесса.
- Для
каждого нового сотрудника составляется
(на основе базовой) и утверждается Программа
адаптации. Разработку Программы возглавляет
и организует его (сотрудника) непосредственный
руководитель:
- заместитель
директора по научно-методической работе
– для руководящих работников;
- заведующие
отделениями - для преподавателей и учебно-вспомогательного
персонала учебной части;
- старший
мастер - для мастеров производственного
обучения и учебно-вспомогательного персонала
учебно-производственной службы;
- комендант
общежития - для работников общежития;
- инспектор
по кадрам – для других работников.
В состав рабочей группы по
созданию Программы адаптации
кроме линейного руководителя
входят наставник молодого специалиста
и психолог.
- Адаптация персонала колледжа проходит
в четыре этапа и имеет продолжительность
для руководящих и инженерно-педагогических
работников - один год; для всех остальных
категорий – от одного до трех месяцев.
- Первый этап «Общая ориентация» сотрудника
включает знакомство с организационными
и функциональными особенностями колледжа,
системой коммуникаций, правилами поведения
- осуществляет инспектор по кадрам.
- Второй этап «Вхождение в должность»
включает практическое знакомство нового
сотрудника со своими обязанностями и
предъявляемыми к нему требованиями –
осуществляет непосредственный руководитель.
- Третий этап «Действенная адаптация»
включает практическое освоение необходимых
для выполнения работы знаний, умений
и навыков – осуществляет наставник.
- Четвертый этап «Функционирование» завершает
процесс адаптации, является переходом
к стабильной работе, включает анализ
показателей адаптации – осуществляет
непосредственный руководитель.
Участие
психолога в процессе адаптации
носит консультативный характер.
- Приказом директора колледжа, изданным
на основании служебной записки, подготовленной
непосредственным руководителем адаптанта,
за каждым новым сотрудником закрепляется
наставник из числа наиболее опытных и
квалифицированных работников подразделения
(службы). Линейный руководитель определяет
перечень знаний, умений и навыков, которыми
должен овладеть обучаемый с помощью наставника,
- Участники процесса адаптации руководствуются
в своей деятельности нормативными документами,
регламентирующими деятельность колледжа,
настоящим Положением, Положением о наставничестве,
Программой адаптации, должностной инструкцией
и др.
- Методическое обеспечение адаптации
осуществляется за счет средств колледжа.
Оплата труда организаторам адаптации
новых сотрудников производится в виде
надбавок за составление программ адаптации,
разработку методических материалов,
обучение и наставничество. Размер надбавок
устанавливается Положением об оплате
труда.
- По итогам адаптации непосредственный
руководитель нового сотрудника проводит
собеседование и анализирует отчеты наставника
и адаптанта, после чего принимает решение
о снятии наставничества и включении сотрудника
в текущие программы. Итоговый отчет передается
инспектору по кадрам и хранится в личном
деле сотрудника.
- Права и обязанности участников адаптации
4.1 Инспектор по кадрам, непосредственный
руководитель адаптанта, (далее по тексту
Руководители адаптации) имеют право:
- запрашивать у наставника и адаптанта
необходимые документы и информацию для
оценки результатов и коррекции их деятельности
в пределах своей компетенции;
- проводить собеседования с наставником,
психологом и адаптантом, анкетирование
новых сотрудников с целью получения обратной
связи;
- проводить диагностику качества профессиональной
деятельности вновь принятых сотрудников;
- контролировать процесс адаптации с
целью выявления проблемных областей
в пределах своей компетенции;
- вносить изменения в Программу адаптации;
- решать вопрос о замене наставника в
части подготовки служебной записки вышестоящему
руководству.
- Руководители адаптации обязаны:
- владеть нормативно-правовой базой адаптации,
строго соблюдать требования настоящего
Положения и других нормативных документов;
- владеть технологией адаптации, формами
и методами получения и анализа информации;
- обеспечивать системность, гибкость,
открытость процесса адаптации;
- контролировать соблюдение сроков адаптации
и анализировать причины отклонений;
- соблюдать профессиональную этику и
доброжелательное отношение ко всем участникам
процесса.
- Наставник и психолог (далее по тексту
Организаторы адаптации) имеют право:
- запрашивать у адаптанта информацию
о выполнении заданий в пределах своей
компетенции;
- осуществлять контроль и коррекцию деятельности
адаптанта;
- вносить предложения по совершенствованию
процесса адаптации;
- участвовать в разработке адаптационных
мероприятий.
- Организаторы адаптации обязаны:
- выполнять план обучения и программу
адаптации;
- соблюдать нормы профессиональной этики;
- качественно исполнять возложенные функции
адаптации нового работника;
- обеспечивать необходимый уровень профессиональной
деятельности, закрепленного сотрудника.
- не наносить ущерба своей основной профессиональной
деятельности.
- Адаптант имеет право:
- участвовать в обсуждении и решении вопросов
организации адаптации;
- получать всю необходимую информацию
о деятельности колледжа и особенностях
своей профессиональной деятельности;
- получать своевременную квалифицированную
помощь Руководителей и Организаторов
адаптации в различных видах профессиональной
деятельности;
- ходатайствовать о замене наставника
в случае неисполнения последним своих
обязанностей.
- Адаптант обязан:
- выполнять план обучения и Программу
адаптации согласно установленным срокам;
- соблюдать нормы профессиональной этики
и правила внутреннего распорядка;
- качественно исполнять обязанности,
изложенные в должностной инструкции
и других нормативных документах, регламентирующих
деятельность сотрудников колледжа.
- Контроль адаптации
Контроль процесса адаптации
осуществляется заместителями директора
колледжа (руководителями служб)
и линейными руководителями (п.3.3
настоящего Положения) в соответствии
с планом внутреннего контроля,
утвержденным директором колледжа.
Приложение 2
Положение о наставничестве
в государственном образовательном
учреждении среднего профессионального
образования
«Омский художественно-промышленный
колледж»
- Общие положения
Настоящее Положение разработано
с целью регулирования отношений
между новым сотрудником и
квалифицированным специалистом
по передаче профессиональных
знаний, умений и навыков.
Наставничество – профессиональное
обучение нового сотрудника (назначенного
на новую должность) на рабочем
месте путем его закрепления
за квалифицированным специалистом
(наставником) с целью овладения
знаниями, умениями и навыками, необходимыми
для выполнения поставленных
организационных задач.
Наставничество является важным
элементом системы адаптации
персонала колледжа и предназначено
формировать у новых сотрудников совокупность
знаний о колледже, умений и навыков профессиональных
и социальных действий, направленных на
достижение поставленных целей.