Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа
Актуальность исследования объясняется, прежде всего, тем, что процедура трудовой адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Процедуры трудовой адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организации в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 5
1.1 Сущность трудовой адаптации 5
1.2 Цели и функции трудовой адаптации 9
1.3 Виды и этапы трудовой адаптации 11
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИЕЙ ТОО «Агро-Торо» 15
2.1 Общая характеристика деятельности ТОО «Агро – Торо» 15
2.2 Анализ процесса адаптации персонала в ТОО «Агро – Торо» 17
2.3 Проблемы трудовой адаптации на ТОО «Агро – Торо» 22
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОО «АГРО – ТОРО». 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одной из проблем работы
с персоналом в организации при
привлечении кадров является управление
трудовой адаптацией. В ходе взаимодействия
работника и организации
Актуальность исследования
объясняется, прежде всего, тем, что
процедура трудовой адаптации персонала
призвана облегчить вхождение новых
сотрудников в жизнь
Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации.[2, с.235]
Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация
о том, как организован в его
подразделении процесс
Объект работы - система трудовой адаптации персонала предприятия.
Предмет курсовой работы – процесс реализации системы трудовой адаптацией персонала предприятия.
Цель работы – изучить процесс трудовой адаптации в ТОО «Агро – Торо».
Поставленная цель определяет задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические подходы к трудовой адаптации персонала предприятия;
2. Проанализировать процесс трудовой адаптации предприятия ТОО «Агро – Торо»
3. Выявить проблемы трудовой адаптации на примере предприятия ТОО «Агро – Торо»;
4. Найти пути решения выявленных проблем на предприятии ТОО «Агро – Торо»;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Сущность трудовой адаптации
После того как соискатель
на должность прошел мытарства собеседований,
тестов, деловых игр, он наконец оказывается
в штате организации. Наступает
непростой период адаптации в
новом коллективе, который должен
подтвердить или опровергнуть правильность
кадрового отбора. Поскольку фирма
потратила средства и время на
поиск работника и уже сделала
выбор, она заинтересована в том,
чтобы сотрудник не уволился в
течение ближайших трех месяцев.
Статистика свидетельствует, что наибольшее
количество принятых на работу уходят
именно в это время. Основные причины
— несовпадение ожиданий и действительности,
а также сложности
Адаптация – это процесс
социокультурной перестройки
Адаптация начинается с общей ориентации, включающей информирование об организации в целом и структурном подразделении, где предстоит работать новичку. В результате сотрудник знакомится с историей фирмы, характером деятельности, структурой управления, узнает имена руководителей, правила внутреннего распорядка. Общую ориентацию может проводить кадровая служба с участием непосредственного начальника подразделения, используя как традиционные беседы и демонстрации, так и специальные видеофильмы, брошюры и возможности компьютера. Во время этого периода приспособления у человека через адаптацию к вырабатывается новое отношение к работе. Эдгар Шейн определяет Адаптацию «как процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях»
В широком понимании адаптация может быть организационной, социальной, культурной и личностной, выходящей на управленческие отношения в процессе взаимодействия как всего персонала управления субъектов хозяйствования, так и отдельных менеджеров между собой и внешней средой.[12, c.124]
Выделяют два направления адаптации:
- первичная, то есть приспособление молодых кадров, нe имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений);
- вторичная, то есть приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например при переходе в ранг руководителя.
Успешная программа по
адаптации кадров способствует созданию
рабочей силы, обладающей более высокими
способностями и сильной
Первым шагом к тому,
чтобы сделать труд работника
как можно более
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные формальные методы адаптации работников в коллективе организации.[16, c.210]
И какое бы название не имел процесс адаптации, значение его неоспоримо в силу еще целого ряда аргументов и фактов, свидетельствующего о важности хорошо подготовленного процесса адаптации:
- статистические данные
многих предприятий указывают
на особенно высокую долю
- большинство несчастных случаев происходит в первые дни paботы, а не тогда, когда работник освоится на новом месте. Значительное количество несчастных случаев приходится на период нахождения людей в состоянии стресса. (Новые сотрудники, которое испытывают неуверенность в массе вещей, скорее всего, будут ощущать стресс). Люди, находящиеся в состоянии стресса, будут ощущать и неудовлетворенность работой. А это низкие производственные показатели или уход с работы;
- с другой стороны,
если с самого начала
- большое значение имеет
осознание того, что работа, которую
должны делать новички,
Дабы сгладить проблемы адаптации, современные компании разрабатывают и применяют методики, направленные на максимально быстрое и эффективное включение нового работника в деловую жизнь фирмы. Создаются структурные подразделения, отвечающие за процессы адаптации, обычно эту функцию выполняют подразделения по обучению персонала. Опытные работники получают доплату за помощь в приобщении новичков к секретам профессионального мастерства. Проходят семинары и тренинги, нацеленные на снятие психологических и организационных преград, мешающих полноценно участвовать в работе коллектива. Новички получают неформальные поручения, вовлекающие их в межличностный контакт.[2, c.140]
Кадровым службам дается задание выяснять и анализировать причины увольнений, ведь не исключено, что адаптация нового сотрудника будет затруднена какими-то реальными проблемами данного коллектива. Через систему оценки персонала кадровики контролируют ход адаптационных процессов.
Повышенное внимание
к адаптации персонала
1.2 Цели и функции трудовой адаптации
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
- снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;
- сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
- экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.[9, c.360]
Отметим, что в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:
- структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;
- организации технологии процесса адаптации;
- организации информационного обеспечения процесса адаптации.
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
1. Выделение соответствующего
подразделения (бюро, отдела) в структуре
системы управления персоналом.
Чаще всего функции по
2. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям организации, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.
3. Развитие наставничества, которое в последние годы в отечественных организациях незаслуженно забыто.[4, c.210]
Задачами подразделения
или специалиста по управлению адаптацией
в области организации