Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать процесс адаптации работников в организациях государственного и муниципального управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и стадии адаптации;
изучить особенности адаптации молодых специалистов в организациях государственного и муниципального управления
исследовать проблемы адаптации работников государственных и муниципальных служб;
определить перспективы адаптации работников государственных и муниципальных служб.
Введение
3
1 Сущность социальной адаптации государственных и муниципальных служащих
5
1.1. Понятие и стадии адаптации
5
1.2 Особенности адаптации молодых специалистов в организациях государственного и муниципального управления
14
2 Анализ проблем адаптации работников организаций государственного и муниципального управления
19
2.1 Обзор трудностей организации адаптации работников государственного и муниципального управления
19
2.2 Анализ механизма управления процессом адаптации работников в Отделе по делам архивов Администрации города Нижний Тагил
25
3 Перспективы совершенствования адаптации государственных и муниципальных служащих
33
Заключение
37
Список использованных источников
40
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Сущность социальной адаптации государственных и муниципальных служащих |
5 |
1.1. Понятие и стадии адаптации |
5 |
1.2 Особенности адаптации молодых специалистов в организациях государственного и муниципального управления |
14 |
2 Анализ проблем адаптации работников организаций государственного и муниципального управления |
19 |
2.1 Обзор трудностей организации адаптации работников государственного и муниципального управления |
19 |
2.2 Анализ механизма управления процессом адаптации работников в Отделе по делам архивов Администрации города Нижний Тагил |
25 |
3 Перспективы совершенствования адаптации государственных и муниципальных служащих |
33 |
Заключение |
37 |
Список использованных источников |
40 |
Реформирование системы государственного и муниципального управления в значительной степени зависит от решения проблем кадрового обеспечения этой системы. Это закономерно предполагает необходимость обращения к анализу ценностно-нормативной, социальной и институциональной сфер жизнедеятельности современного российского чиновничества. Большую роль в осуществлении процесса вхождения чиновников в систему новых социальных отношений играют институты государства и местного самоуправления. Их эффективное функционирование и влияние на результаты реформ во многом зависят от этого процесса.
Во-первых, на фоне кризисных
явлений в жизни общества усиливаются
дисфункции в деятельности государственных
и муниципальных служащих, что
оказывает отрицательное
Во-вторых, без анализа механизма адаптации государственных и муниципальных служащих невозможно моделировать основные направления их служебного и профессионального развития.
В-третьих, без изучения
вопросов адаптации персонала
Таким образом, проблемы адаптации государственных и муниципальных служащих в условиях общественных преобразований в современной России представляются теоретически и практически актуальными.
Объект исследования: государственные служащие.
Предмет исследования: социально-профессиональная
адаптация государственных
Цель исследования: проанализировать процесс адаптации работников в организациях государственного и муниципального управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретической базой курсовой работы послужили труды современных ученых экономистов, в частности С.Ф. Гребениченко, Г.М. Сергеева, А.Р. Кудашева, статьи в периодической печати посвященные анализу вопросов адаптации государственных и муниципальных работников.
Методологическая база исследования. Системный подход к объекту исследования реализован при помощи следующих общенаучных методов и приемов: графических изображений, анализа, группировки и сравнения.
Адаптация в условиях общественных преобразований может принимать разные субъектные формы: индивидуально-личностные, микрогрупповые, макрогрупповые (классовые, национально-этнические, институциональные и т.п.) и мегагрупповые (международные, межгосударственные, межнациональные и др.). Поэтому можно выделить различные виды адаптации в зависимости от социального субъекта: адаптацию личности, адаптацию таких социальных групп, как молодежь, безработные, военные, инвалиды и т.д., адаптацию социальных институтов - например, образования, семьи и т.д.
Поведенческо-деятельностная адаптация сотрудников разделяется на следующие виды:
Профессиональная адаптация – это приспособление к рабочему месту, порядку несения службы, орудиями и средствами труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объекту и предмету труда, характеру и направлению взаимодействия работников. Профессиональная адаптация – это непосредственная адаптация к самой служебной деятельности. На ее процесс влияют три основных фактора: 1) факторы эргономики и окружающей среды; 2) индивидуально-личностные факторы сотрудника, в том числе уровень развития адаптационных способностей; 3) факторы управления процессом профессиональной адаптации [12, с.207].
Адаптация начинается с оборудования рабочего места и приспособления его в связи с индивидуальными психофизиологическими, физическими и психологическими особенностями сотрудника. Кроме того большое значение приобретает «вхождение» сотрудника в ритм работы, приспособление к технологическому процессу деятельности.
К числу индивидуально-личностных факторов, определяющих процесс профессиональной адаптации следует отнести: исходный (предадаптационный) уровень знаний и умений сотрудника; мотивацию деятельности и уровень мобилизованности; адаптационные способности, включающие в себя ряд психологических свойств и умений.
К числу управленческих воздействий, определяющих профессиональную адаптацию следует отнести:
Социально-организационная адаптация включает в себя следующие аспекты: административно-правовой аспект (знание сотрудником целей и функций органов управления и обеспечения работы служб и подразделений; знание своего должностного статуса, своих должностных обязанностей, полномочий, ответственности; порядка подчиненности в организационной системе и т.д.); социально-экономический аспект (социальная и экономическая активность адаптанта, развитая тенденция к экономии ресурсов; знание работником экономических норм, стимулов, критериев оценки его труда и т.д.); управленческий аспект (включение работника в управление; участие адаптанта в подготовке и принятии управленческих решений и т.д.); рекреационно-творческий аспект (адаптация к жизни организации, связанной с бытом, отдыхом, проведение досуга, занятие спортом, общественной работой).
Социально-психологическая адаптация связана с вхождением работника в систему межличностных взаимоотношений профессионального коллектива, достижением определенного социометрического статуса, принятием норм и традиций коллектива. Здесь большое значение приобретают адаптационные способности, связанные с общением, эмпатией, восприятием и пониманием друг друга, регулированием представлений друг о друге и соответствующих ожиданий и т.д.
Психологическое сопровождение процесса адаптации сотрудников и «вхождении» в профессию должно строиться с учетом важности адаптационных способностей и других психологических качеств личности. На первом этапе основной задачей работодателя является изучение и анализ адаптационных способностей (адаптивности) и других психологических особенностей адаптантов. В качестве методов исследования целесообразно использовать тесты и личностные опросники, в том числе специализированные для диагностики адаптивности (опросник для выявления доминантного инстинкта В.И. Гарбузова, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» и др.). Кроме этого возможно привлекать результаты наблюдения, индивидуальных консультаций, анкетирования и бесед.
На втором этапе психологического сопровождения, используя имеющуюся психологическую информацию об адаптантах, нужно ставить задачу по формированию у них индивидуального стиля профессиональной деятельности, соответствующего их адаптационным способностям и другим личностным качествам. В основу формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности может быть положено:
Третьим этапом психологического сопровождения адаптации работников является контроль за становлением индивидуального стиля деятельности и его коррекции на основе использования различных особенностей личной адаптивности.
Адаптация как процесс проходит несколько стадий.
На начальной стадии субъект информирован о правилах поведения в социальной среде, но не признает эти правила, придерживаясь других ценностных норм – происходит «познание» окружающей среды.
На второй стадии субъект и среда находятся в состоянии взаимной терпимости.
На стадии аккомодации происходит признание субъектом основных ценностей социальной среды при сохранении признания ценностей некоторых социальных сфер.
Последняя стадия - стадия ассимиляции завершает установление полного соответствия ценностных систем среды и субъекта [7, с.21].
Социальная адаптация может идти двумя основными путями: преобразование внешней для адаптанта среды или преобразование его внутренней среды. При этом адаптивная и адаптирующая деятельность неразрывно взаимосвязаны.
Преобразующая деятельность
субъекта адаптации предполагает не
просто пассивное приспособление к
изменениям внешней и внутренней
среды, а активное участие в данном
процессе, приобретает форму
Социальная адаптация как процесс согласования самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды может иметь несколько форм:
С точки зрения социальной приемлемости, адаптация государственных и муниципальных служащих может быть:
- адекватной, в рамках которой
социальный субъект достигает
своих целей социально
- неадекватной, осуществляемой с помощью социально неодобряемых способов поведения. Последняя подразделяется на суррогатную - связанную с изменениями в мотивационно-потребностной сфере (возникновением новых потребностей, например, в алкоголе), и криминальную, связанную с противоправным поведением.
Информация о работе Адаптация работников в государственных и муниципальных организациях