Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать процесс адаптации работников в организациях государственного и муниципального управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и стадии адаптации;
изучить особенности адаптации молодых специалистов в организациях государственного и муниципального управления
исследовать проблемы адаптации работников государственных и муниципальных служб;
определить перспективы адаптации работников государственных и муниципальных служб.
Введение
3
1 Сущность социальной адаптации государственных и муниципальных служащих
5
1.1. Понятие и стадии адаптации
5
1.2 Особенности адаптации молодых специалистов в организациях государственного и муниципального управления
14
2 Анализ проблем адаптации работников организаций государственного и муниципального управления
19
2.1 Обзор трудностей организации адаптации работников государственного и муниципального управления
19
2.2 Анализ механизма управления процессом адаптации работников в Отделе по делам архивов Администрации города Нижний Тагил
25
3 Перспективы совершенствования адаптации государственных и муниципальных служащих
33
Заключение
37
Список использованных источников
40
При этом представления о профессии за период работы изменились в худшую сторону у 16,1% респондентов, не изменились у 77,4%, изменились в лучшую сторону у 6,5%. Доля молодых сотрудников, желающих перейти на другую работу, не связанную с нынешней деятельностью, составила 9,7%; не желают менять профессию 45,2%; не знают, желали бы они или нет — 45,2%.
В современных условиях важным фактором, обеспечивающим закрепление и стабилизацию кадрового состава, является то, насколько профессиональная деятельность позволяет удовлетворить жизненные потребности сотрудников. Во время исследования работникам было предложено оценить в какой степени их профессиональная деятельность дает возможность удовлетворить ряд потребностей (полная удовлетворенность оценивается в 100%).
Анализ результатов показал, что 83,9% респондентов считают, что их работа нужная и важная, их удовлетворяет общение с товарищами по работе, они пользуются уважением в известном им окружении (67,7%), дает возможность профессионального, физического (58,1%) и интеллектуального роста (61,3%).
Особого внимания заслуживает низкая степень удовлетворенноcти оплатой труда: 38,7% респондентов считают, что она удовлетворяется только на 10,0%, а 83,9% оценивают ее до 50%. В связи с этим немаловажно, что 19,4% полагают, что оклад и результаты труда по месту работы устраивают их только на 10,0%, до 50,0% — 83,3%.
Характерно, что сотрудники, имевшие наставника (77,4%), реже испытывают затруднения в практической деятельности.
Анализ результатов анкетирования показал, что молодые работники в совершенствовании себя как профессионала испытывают трудности, прежде всего, от отсутствия необходимых условий (61,3%,), собственной неорганизованности (29%), умения планировать время (12,9%). Обращает внимание тот факт, что в работе над собой молодые сотрудники главным образом развивают профессиональную компетентность (64,5%), совершенствуют культуру и стиль общения, занимаются физической закалкой и развитием (по 25,8%).
2 Анализ
проблем адаптации работников
организаций государственного
2.1 Обзор
трудностей организации
Как показывает практика,
основные причины увольнений персонала
государственной и
Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые для него нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами новых для себя организаций. Однако, поступая на работу, кандидат на должность будет строить свои отношения с новым коллективом, исходя из собственной системы ценностей и мотиваций, особенностей характера, темперамента и способов контакта с окружающим миром. При этом следует учитывать, что органы государственной власти и МСУ являются по своей сути организациями с чрезвычайно разнообразными многоканальными связями с внешней средой, что также затрудняет реализацию адаптационных процессов. С другой стороны, организация представляется как сложившаяся общность, со своими целями, задачами, системой ценностей и способами отношений. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, происходит процесс адаптации работника к коллективу, коллектива – к работнику.
Адаптация тесно связана с движением персонала, поскольку любое передвижение работника в рамках должностной или профессиональной карьеры, вплоть до увольнения или ухода на пенсионное обеспечение
Целесообразно рассмотреть первичную и вторичную адаптацию.
Первичная адаптация касается молодых специалистов и ряда других работников, не имеющих опыта работы в государственной и муниципальной службе. В частности, молодые специалисты приходят на производство, обладая хорошим багажом знаний и полным отсутствием практического опыта. Поэтому на первый план выступает профессиональная адаптация. Она облегчается в том случае, если органы власти заблаговременно устанавливают конструктивные контакты с вузами и заранее отобранными студентами. В этом случае производственная практика, по сути, выступает в качестве «нулевого этапа» адаптации, облегчающего последующие процессы адаптации к работе «в системе», в том числе освоения режима труда и отдыха, соблюдения трудовой дисциплины и пр. В любом случае эта категория работников нуждается в особой заботе о них со стороны администрации, которая может закреплять за ними кураторов (руководителей стажировки).
Вторичная адаптация касается работников, ранее уже имеющих опыт практической работы, в том числе в сфере государственной и муниципальной службы (вторичная адаптация). Эти работники адаптируются профессионально значительно быстрее, но для них существенное значение имеет вхождение в новую систему социальных связей. Поэтому такие работники нуждаются в информации о формальных и неформальных группах и лидерах, нормах поведения, традициях, обычаях, деловых и личных качествах и ролевых позициях членов коллектива. Эта информация соотносится с системой взглядов работника, его убеждениями и ценностями, которые являются результатом предшествующего жизненного опыта работника. В результате таково соотнесения формируется его собственное отношение к ближайшему окружению.
Практика показывает, что запоминается
первое и последнее (в основе чего
лежит известная
Следует учитывать, что законодательством
предусматривается
Далее, рассмотрим подробнее несколько основных факторов, действие которых существенно влияет на адаптацию работников к условиям деятельности в сфере государственного и муниципального управления.
В соответствии с данными этого исследования, лишь 19% опрошенных госслужащих принимают более 50% своих решений самостоятельно, при этом высок удельный вес чиновников (54%), обращающихся за советом к руководителям в процессе принятия сложных решений, что интерпретируется как наличие проблемы переноса ответственности на вышестоящие инстанции. Характерно также, что для решения имеющихся проблем (а именно наличие проблемы стимулирует принятие управленческого решения) используют личные связи и знакомства 58% респондентов (несколько раз в год – 30%, несколько раз в месяц – 15%, несколько раз в неделю – 7%). То есть, существуют проблемы в организации принятия решений, связанные с чрезмерным использованием личных связей, что чревато сохранением протекционизма и элементов коррупции.
Характерно, что почти две трети опрошенных (65%) ответили, что большинство решений, принимаемых в их подразделении, принимается руководителем после обсуждения с другими служащими. То есть, процедура принятия решений в органах государственной и муниципальной власти Свердловской области носит достаточно открытый и демократичный характер.
К системе поощрений необходимо добавить ряд льгот, являющихся составной частью любой постоянной работы, а именно: оплаченные отпуска, страхование жизни и здоровья, оплату больничных, пенсионное обеспечение.
Законодательством предусмотрены дополнительные социальные гарантии, стимулирующие выполнения государственными и муниципальными работниками дополнительных работ и функций. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
Для сотрудников структурных
подразделений по защите государственной
тайны дополнительно к
При определении уровня заработной платы рекомендуется использовать максимально дифференцированную шкалу, соответствующую уровню квалификации (таблица 1).
Таблица 1 – Учет квалификации при установлении основной заработной платы
Начальный уровень |
Средний уровень |
Высший уровень |
Вновь нанятый или недавно повышенный в должности сотрудник |
Полностью освоивший круг должностных обязанностей |
Неизменно превосходно выполняющий свои обязанности |
Достаточный уровень квалификации для занимаемой должности |
Постоянно справляющийся со своими обязанностями на ожидаемом уровне или выше него |
Постоянно возрастающий вклад в достижение общего результата |
Широкие возможности для профессионального роста |
Владеет всеми ключевыми навыками и знаниями |
Образцово владеет всеми ключевыми навыками и знаниями, может обучать коллег |
Примерная интервальная дифференцированная шкала должностных окладов: | ||
100% 112% 124% |
136% 148% 160% |
172% 184% 196% |
И, наоборот, в коллективах
с неблагоприятным
Информация о работе Адаптация работников в государственных и муниципальных организациях