3.
Перспективы совершенствования адаптации
государственных и муниципальных служащих
Для успешного усвоения
специалистами профессиональных знаний,
норм, ценностей, установок, образцов поведения,
которые позволяют функционировать
в коллективе, важен также процесс развития и обогащения личности,
ее свободы, ответственности и самостоятельности.
Процесс профессиональной адаптации должен быть ускорен унифицированным
подходом. Для того чтобы решить задачи
обеспечения профессионализма муниципальных
и государственных служащих, необходимо
перестроить систему работы с молодыми
специалистами таким образом, чтобы она
обеспечивала рациональное использование
имеющегося кадрового потенциала. Важно
при этом выявить, что мешает профессиональной
социализации и адаптации, что нужно сделать,
чтобы сократить ее сроки и повысить эффективность.
Из выводов по проведенному
анкетированию, выяснилось, что для
молодых сотрудников свойственны
трудности, связанные с усвоением
норм, навыков, правил поведения в
организации (соблюдение внутриорганизационного распорядка, инструкций).
В связи с этим, для молодых сотрудников
в Отделе по архивным делам необходимо
проведение различных мероприятий. Эти
мероприятия должны нести как ознакомительный,
так и практический характер, и этой работой
должны заниматься и кадровые службы,
и непосредственно руководитель подразделения,
и сами сотрудники с большим стажем работы.
В этой связи необходимо:
- выделять опытного работника - наставника, который бы следил за процессом адаптации молодых специалистов.
- вести разъяснительную работу с сотрудниками, по поводу возникающих трудностей, недопонимания и разногласий;
- помогать в работе, корректировать, проводить неофициальные беседы с молодыми специалистами по проблемным вопросам;
- давать оценку по результатам выполненной работы, с указанием недостатков и преимуществ;
- создание психологической службы, которая должна выделить в своей работе деятельность по адаптации молодых специалистов к особенностям и требованиям профессиональной среды.
Ко всему перечисленному
следует добавить, что основной упор должен делаться
на совершенствование кадровой работы,
которая может включать такие направления
деятельности как:
- вести работу со студентами старших курсов образовательных учреждений, с целью формирования у них мотивации к трудовой деятельности;
- проводить регулярные мероприятия на базе ФГОУВПО Уральской Академии государственной службы (УРАГС) по профилактике стрессового состояния и успешной социально-психологической адаптации муниципальных служащих к условиям их профессиональной деятельности (тренинги и семинары).
- содействовать и обеспечивать занятость наиболее перспективных студентов;
- систематически вести работу по мотивации и стимулированию муниципальных служащих;
- развивать и поощрять идеологию, культуру организации, основанную на формировании таких качеств как патриотизм, гражданский долг, профессиональный личностный рост.
Молодые специалисты
еще со студенческой скамьи должны
быть убеждены, что они будут востребованы,
и их знания и умения будут направлены
на самореализацию в труде, на готовность действовать в условиях рыночной
экономики.
В дополнение к вышесказанному
было взято интервью по поводу совершенствования
кадровой работы среди молодых специалистов
муниципальной службы. Были предложены
следующие рекомендации по профессиональной
адаптации молодых специалистов.
Во-первых, за каждым молодым
сотрудником необходимо закрепление
наставника. Наставничество нацелено
на оказание помощи:
- в ознакомлении с должностными задачами и обязанностями;
- в знакомстве со структурой организации, правилами ее внутреннего распорядка;
- в социально - психологической адаптации в коллективе;
- в решении личных проблем;
- в приобретении профессиональных знаний, навыков и умений.
Наставничество = Адаптация + Развитие работника
Во-вторых, как было отмечено
в интервью, важно вести правильную работу с подбором
кадров и резервом, с тем, чтобы в процессе
деятельности облегчить профессиональную
адаптацию работнику. При этом необходимо
наличие у работника соответствующего
профессионального образования, с тем
чтобы он имел представление о работе,
ее специфике и направлениях; наличие
определенных личностных качеств, с тем,
чтобы сократить процесс адаптации работника.
Но наличие данных факторов не в полной
мере позволит влиться в рабочую среду.
Отрицательным моментом может послужить
стиль руководства начальника (тоталитарный,
демократический и т.д.) и морально-психологический
климат в коллективе.
В этой связи главная
роль должна принадлежать руководителю,
ведь именно он выступает гарантом
стабильности в работе коллектива,
направлять, помогать сотрудникам, требует исполнения
и соответственно оценивает результаты.
В-третьих важна «стартовая»
подготовка молодых специалистов, т.е.
профессионализм.
В-четвертых, важна помощь
со стороны сотрудников организации,
по разъяснению возникающих вопросов, как рабочего характера, так
и организационного, а также морально-психологическая
поддержка.
Процесс социально-психологической
адаптации должен быть представлен в следующем
виде:
- стадия взаимопомощи и обучения, когда в своей деятельности следует полагаться на других (реализуется в формах совместной деятельности – происходит адаптация к организационной культуре);
- стадия самостоятельного вклада, когда приходится работать самостоятельно (реализуется в формах индивидуальной деятельности – происходит адаптация к предпринимательской организационной культуре);
- стадия вклада по средствам других, когда работа строится путем интеграции и развития деятельности других (реализуется в формах последовательной деятельности – адаптируется бюрократическая организационная культура);
- стадия руководства через видение будущего, что подразумевает участие в формировании жизненно важных для организации решений (реализуется в формах творческой деятельности – адаптируется партиципаторная организационная культура).
Таким образом, адаптация предполагает последовательное
прохождение всех типов организационных
форм совместной деятельности, а так же
соответствующих организационных культур.
Следовательно, потребность во всех парадигмах
кадрового менеджмента остается, равно
как и в технологиях предшествующих поколений,
хотя, конечно, весьма модернизированных.
Эффективность этой методологии
разворачивания совместно-творческой
деятельности в применении к решению
проблемы профессиональной ресоциализации
может служить технология конкурсного отбора, построенная на принципах ситуационного
моделирования профессиональной деятельности.
Заключение
Эффективность
профессиональной адаптации молодого
специалиста зависит от
определенных условий, среди которых основными
являются:
- уровень готовности молодого специалиста
к профессиональной деятельности;
- межличностные отношения с коллегами
и руководством;
- обстановка в коллективе,
- характер профессионального
интереса к избранной деятельности.
В то же время к показателям
адаптированности
молодого сотрудника можно отнести:
- устойчивые профессиональные знания и навыки;
- уверенность в себе
как в специалисте;
- стремление преодолевать трудности в работе;
- удовлетворенность своей профессией и интерес к ней;
- эффективность профессиональной деятельности;
- благоприятный характер
взаимоотношений в социальном окружении;
- осознание профессионального
долга и следование ему в своей деятельности;
- адекватнocть самооценки;
- способность к саморазвитию.
Важнейший индикатор
социальной и профессиональной адаптации — согласование самооценок
и притязаний сотрудников не только с
их желаниями и возможностями, но и с социально-экономической
реальностью.
Государственные и муниципальные
служащие переживают определенное дискомфортное
состояние, которое скорее всего детерминируется
неэффективностью и неадаптированностью
институциональной среды профессиональной
деятельности (низкая правовая защищенность
сотрудника, большие физические и психологические
нагрузки при низких результатах отдачи
от деятельности и т.п.) к новым условиям.
В целях успешной адаптации государственных и муниципальных служащих
к условиям службы целесообразно проводить
следующие мероприятия:
- выделять опытного работника – наставника, который бы следил за процессом адаптации молодых специалистов.
- вести разъяснительную работу с сотрудниками, по поводу возникающих трудностей, недопонимания и разногласий;
- помогать в работе, корректировать, проводить неофициальные беседы с молодыми специалистами по проблемным вопросам;
- давать оценку по результатам выполненной работы, с указанием недостатков и преимуществ;
- создание психологической службы, которая должна выделить в своей работе деятельность по адаптации молодых специалистов к особенностям и требованиям профессиональной среды.
Ко всему перечисленному
следует добавить, что основной упор должен делаться
на совершенствование кадровой работы,
которая может включать такие направления
деятельности как:
- вести работу со студентами старших курсов образовательных учреждений, с целью формирования у них мотивации к трудовой деятельности;
- проводить регулярные мероприятия на базе ФГОУВПО Уральской Академии государственной службы (УРАГС) по профилактике стрессового состояния и успешной социально-психологической адаптации муниципальных служащих к условиям их профессиональной деятельности (тренинги и семинары).
- содействовать и обеспечивать занятость наиболее перспективных студентов;
- систематически вести работу по мотивации и стимулированию муниципальных служащих;
- развивать и поощрять идеологию, культуру организации, основанную на формировании таких качеств как патриотизм, гражданский долг, профессиональный личностный рост.
Список использованных источников
и литературы
- Аверин А.А. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2010. – 237с.
- Андреева Т. Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала // Управление персоналом. - 2011. - №4 (92). - С. 30-36. Актуальные вопросы развития муниципальных образований /Под общ. ред. проф. И.Н. Барцица, проф. В.В. Бакушева - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 300 с.
- Бабинцев В.П. Региональная система развития кадров государственной и муниципальной службы/ В.П. Бабинцев // Образовательная политика. - 2010. - №4 С. 13 - 15.
- Бородин В.В. Муниципальная служба как институт муниципального права // Конституционное и муниципальное право. 2011. - №5. С. 16.
- Беликов В. Программно-методический компонент повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих / В. Беликов, И. Кучер // Государственная служба. - 2012. - №2 (22). - С. 125 - 129.
- Бойков В.Е. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне // Социологические исследования. - 2012. - №9 (233). - С. 85-90.
- Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. - М.: Юнити - Дана, 2012. - 551 с.
- Гренчикова А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом. - 2010. - №12 (98) - С. 63 - 65.
- Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: учебный курс/А.А. Гришковец. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 464 с.
- Гончаров В. Подготовка кадров для органов местного самоуправления // Муниципальная власть, 2009. - №7-8, С.24
- Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 224 с.
- Деркач А. Развитие личностно-профессионального потенциала кадров управления // Государственная служба. - 2012. - №4 (30). - С. 50-53.
- Деркач А.А. Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2011. – 320с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов. /А.П. Егоршин. - 3-е изд. - Нижний Новгород: Нимб, 2011. - 303 с.
- Игнатов В.Г. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации: учебное пособие к спецкурсу / В.Г. Игнатов, А.В. Слепцов. - Ростов - на-Дону.: Скагс. 2011. - 328 с.
- Иванов В.В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - 2-е изд., доп. - М.: Инфра - М, 2009. - 718 с.
- Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие/ В.Г. Иванов. - М.: «Март»; Ростов - на - Дону: Март. 2010. - 448 с.
- Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2010. - 256 с.
- Захаров Н.Л. Социокультурные и профессиональные регуляторы поведения российского чиновника // Социологические исследования. - 2012. - №3 (239). - С. 113-120.
- Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация: основные теории, способы совершенствования // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2012. - №3. - С. 22-32.
- Кравченко А.И. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. - М.: Академический проект; Трикста, 2011. - 1136 с.
- Кузьмина В. Приоритеты для госслужащего // Государственная служба. - 2012. - №1 (21). - С. 68-70.
- Курбатова М.Б. Подготовка резерва на руководящие должности / М.Б. Курбатова // Управление персоналом. - 2012. - №12 (98) - С. 63 - 65.
- Лотова И.П. О некоторых результатах психолого-акмеологических исследований профессиональной карьеры госслужащих. Материалы Методического семинара от 20.02.2011.
- Марченко И.П. Оптимизация кадрового состава госслужбы: в чем проблема? // Управление персоналом. - 2012. - №18 (104). - С. 61-64.
- Маршак А.Л. Общая социология / Серия «Высшее профессиональное образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 384 с.
- Немчиков А.А. Муниципальная служба: справочное пособие / А.А. Немчиков, А.М. Володин. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 384 с.
- Оболонский А.В. Государственная служба: учебное пособие / А.В. Оболонский, А.Г. Барабошев. - 2-е изд. - М.: дело, 2010. - 440 с.
- Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие для студентов / под редакцией Д.М. Овсянко. - М.: Юристь, 2009. - 208 с.
- Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В. Пронкин, О.Е. Петрунина. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 416 с.
- Пищулин Н.П. Социальное управление. Теория и практика: учебное пособие / Н.П. Пищулин. - М.: Академкнига, 2010. - Т. 1.-540 с.
- Плечева Н. Идем на «Кадровый прорыв»/ Н. Плечева // Служба кадров. - 2012. - №8 - С. 69-74.
- Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход /А.И. Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2011. - 720 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. – 413с.
- Самоукина Н.В. Мотивация персонала как проблема // Управление персоналом. - 2012. - №7 (95). - С. 62-66.
- Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов; действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА-М), 2012. - 192 с.
- Тихонина С. Профессиональная среда государственной службы // Государственная служба. - 2012. - №5 (31). - С. 56-61.
- Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей, Юрайт, 2009. - 511 с.
- Турчинов А. Государство и кадровый потенциал России // Государственная служба. - 2012. - №4 (30). - 43-46.