Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать процесс адаптации работников в организациях государственного и муниципального управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и стадии адаптации;
изучить особенности адаптации молодых специалистов в организациях государственного и муниципального управления
исследовать проблемы адаптации работников государственных и муниципальных служб;
определить перспективы адаптации работников государственных и муниципальных служб.
Введение
3
1 Сущность социальной адаптации государственных и муниципальных служащих
5
1.1. Понятие и стадии адаптации
5
1.2 Особенности адаптации молодых специалистов в организациях государственного и муниципального управления
14
2 Анализ проблем адаптации работников организаций государственного и муниципального управления
19
2.1 Обзор трудностей организации адаптации работников государственного и муниципального управления
19
2.2 Анализ механизма управления процессом адаптации работников в Отделе по делам архивов Администрации города Нижний Тагил
25
3 Перспективы совершенствования адаптации государственных и муниципальных служащих
33
Заключение
37
Список использованных источников
40
Для работников в организациях государственного и муниципального управления следование в своей жизнедеятельности социально одобряемым целям и средствам приобретает особое значение. Законодательство закрепляет цели и средства их профессиональной деятельности.
Отказ от следования им влечет не только девиации индивидуального поведения работника, но приводит также к дисфункциональным явлениям в работе органов государственной власти и местного самоуправления, утрате населением доверия к ним.
Для государственных и муниципальных служащих современной России характерна такая форма криминальной адаптации, как коррупция, использование служебного положения в личных целях. Распространение среди чиновников таких путей адаптации признают как население, так и сами служащие. Необходимо отметить, что для государственных и муниципальных служащих законодательно устанавливаются ограничения в выборе стратегий и способов адаптации по сравнению с остальным населением – то, что является социально приемлемым для других социальных субъектов, для чиновников становится девиантным. По сути, чиновники вынуждены искать другие пути адаптации, чем остальное население, или нарушать нормы.
Законодательство
Вводя подобные ограничения, служба должна предложить другие социально приемлемые способы адаптации.
Государственным и муниципальным служащим гарантируется такой способ адаптации, как повышение квалификации и переподготовка в соответствии с функциями и полномочиями занимаемой должности. Особое значение приобретает такой путь социальной адаптации государственных и муниципальных служащих в период общественных преобразований, как преобразование внешней среды. Для государственных и муниципальных служащих как социального субъекта подобная деятельность предстает и как инновационная, и как реформаторская, так как последняя не осуществима без участия этого социального субъекта - государственная и муниципальная служба призваны реализовывать политику государства, а государственные и муниципальные служащие являются «проводником» реформ на местах.
Работники в организациях государственного и муниципального управления не просто принимают решения, они определяют наличие проблемной ситуации, выстраивают «повестку дня». Проблемы не существуют сами по себе - они создаются, формируются и формулируются. Одна и та же ситуация может быть интерпретирована как проблемная - требующая внимания со стороны органов власти либо населения, - или просто как совокупность явлений, событий, не связанная с возможностью управленческого вмешательства. Не менее важно то, что в одной и той же ситуации разные люди (группы, организации) видят разные проблемы - в соответствии с их собственным мировосприятием и, разумеется, с их собственными интересами.
Работники в организациях государственного и муниципального управления не только адаптируются сами, но и осуществляют деятельность особого рода – по адаптации других социальных субъектов. Адаптационная деятельность государственных и муниципальных служащих связана с существом их профессиональной деятельности – реализацией функций государства. Существуют особые государственные и муниципальные организации и подразделения, в функции которых входит адаптационная по отношению к массе населения, отдельным социальным группам и индивидам деятельность. Например, службы социальной защиты населения, центры занятости, различного рода социальные работники и т.д.
Однако работники в организациях государственного и муниципального управления и сами нуждаются в помощи адаптаторов. На индивидуальном уровне на чиновника оказывают воздействие прежде всего такие адаптаторы, как семья, референтная группа, трудовой коллектив. На групповом уровне в качестве адаптаторов для государственных и муниципальных служащих выступают специализированные субъекты, которые определяют нормативно-правовое положение служащих, регламентируют различные аспекты их деятельности. К ним относятся Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ, предусмотренный Федеральным законом «Об основах государственной службы в РФ», органы по вопросам государственной и муниципальной службы субъектов РФ, кадровые службы органов государственной власти и местного самоуправления. Важнейшими функциями Совета по вопросам государственной службы и органов по вопросам государственной и муниципальной службы субъектов РФ являются анализ состояния и эффективности государственной службы, координация разработки проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы и их реализации на практике; исполнение решений по кадровым назначениям и проведение мероприятий по формированию кадрового состава государственного аппарата.
Также адаптаторами для данной социально-профессиональной группы будут выступать институты гражданского общества, в том числе средства массовой информации, общественные объединения, способные оказать влияние на формирование ценностной структуры этой группы, минимизировать противоречия между чиновничеством как представителями власти и населением.
В период общественных преобразований работники в организациях государственного и муниципального управления должны адаптироваться не только к сложившейся ситуации (переходной системе), но и к тому, что должно быть, к новой общественной системе. Без этого невозможно построение желаемого будущего, активное влияние на этот процесс. Если чиновник адаптирован к нестабильной, кризисной ситуации, у него не возникает потребности в дальнейшей адаптации – то есть преобразующей деятельности, в поиске новых стратегий адаптации, новых способов, создании новых практик, преобразующих социальную структуру. Актуальность приобретает переадаптация государственных служащих – адаптация к тому, чего еще нет, но предполагается. Для чиновников – это адаптация к демократии и рынку. Управление социальной адаптацией государственных и муниципальных служащих должно идти по пути формирования у них преадаптивных форм, на это должна быть направлена деятельность адаптаторов.
Государственные и муниципальные работники осуществляют и самоадаптацию – то есть они способны быть адаптаторами для самих себя, преобразовывать свою внутреннюю среду, особенно если говорить об ее групповой или институциональной форме .
Таким образом, адаптация государственных и муниципальных работников предстает как сложное духовно-практическое образование, постоянный целесообразный управляемый процесс и результат активного взаимодействия элементов их внутренней структуры с внешней и внутренней средой органов государственной власти и местного самоуправления с целью преодоления противоречий между ними и повышения эффективности их взаимоотношений.
Изучая процесс адаптации молодых специалистов можно сделать вывод, что важным фактором, влияющим на адаптацию личности, являются ее индивидуальные особенности, которые либо помогают вписаться в сегодняшние условия государственной службы, либо ведут к дезадаптации и профессиональной непригодности.
При этом на уровне общества
адаптация сотрудников
Адаптация на уровне коллектива, самоопределение на основе индивидуальных особенностей предполагает установление прочного контакта с коллективом, врастание в него путем усвоения и принятия норм поведения, характерных для коллектива. Адаптация к коллективу является важной предпосылкой успешной профессиональной адаптации молодого специалиста. В этой связи перед руководителями стоит важная задача — управление и оказание действенной помощи в профессиональной адаптации молодого сотрудника.
Среди ряда причин, затрудняющих, успешную адаптацию молодых сотрудников на уровне коллектива, особенно важны, следующие:
Внимательный анализ трудностей в период адаптации показывает, что они преимущественно связаны с внешними условиями и средствами адаптации и не связаны с адаптивностью и адаптационными способностями. Поэтому их решение зависит от изменения внешнего поля деятельности, отношений и представлений сотрудников и руководства, изменение системы их ожиданий по отношению к профессиональной деятельности.
В настоящее время многие учреждения государственного и муниципального управления сами являются объектом реформирования. Процесс реформирования протекает в условиях значительного падения авторитета государственной власти и законов, криминализации общественных отношений, значительного роста преступности и т.п., что, в свою очередь, оказывает дезориентирующее и деморализующее воздействие на сотрудников.
Ослабление роли воспитательной
деятельности по формированию духовного
потенциала и профессионально необходимых
морально-психологических
Уменьшение доли высокопрофессиональных сотрудников с большим cтажем работы. Отток последних в другие сферы деятельности создает значительные трудности в преемственности традиции, передаче положительного опыта, групповой сплоченности и т.д.
На личностном уровне адаптации молодых сотрудников происходит продолжение формирования личности, совершенствование профессионально важных качеств, способностей, черт характера. Неадаптированность на этом уровне, как показывает практика, зачастую приводит к смене профессии.
В 2012 году, Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН) организовал проведение анкетирования, для исследования процессов адаптации молодых работников, у которых истек испытательный срок, на основе анализа комфортно-дискомфортного состояния в связи с профессиональной деятельностью и с учетом их отношения к своей службе и профессии, видения перспектив служебного роста и удовлетворения потребностей, факторов, осложняющих служебную деятельность.
В результате анализа материалов исследования было установлено, что для молодых сотрудников на этапе адаптации и становления их как профессионалов существенное значение имеет удовлетворенность своей профессией и адекватное представление о ней. Так, на вопрос: «Нравится ли Вам ваша профессия?» - 51,6% опрашиваемых ответили, что очень нравится; 32% – скорее нравится, чем не нравится; 6,5% - к профессии отношусь безразлично; 3,2% - профессия скорее не нравится; 6,5% - затруднились с ответом.
Информация о работе Адаптация работников в государственных и муниципальных организациях