Активизация творческого потенциала сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является исследование творческого потенциала сотрудников ООО «АНП «Визард-К», для выявления способов и приемов его активизации.
Задачи:
Рассмотреть сущность творческого потенциала, факторы его развития.
Дать характеристику объекту исследования, а именно, ООО «Агентство нестандартных проектов «Визард-К»
Провести анализ основных показателей деятельности ООО «Агентства нестандартных проектов «Визард-К»
Исследовать и разработать способы активизации творческого потенциала ООО «АНП «Визард-К».

Содержание работы

Введение 3
1. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ: СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ 5
1.1. Методы управления творческим коллективом 5
1.2. Внутренняя творческая среда 13
1.3. Методы активизации творческого мышления 18
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АГЕНТСТВА НЕСТАНДАРТНЫХ ПРОЕКТОВ «ВИЗАРД-К» 25
2.1. История создания и развития 25
2.2. Общая характеристика и организационная структура 28
2.3. Анализ основных показателей деятельности Общества с ограниченной ответственность «Агентства нестандартных проектов «Визард-К» 30
3. АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ООО «АНП «ВИЗАРД-К» 34
3.1. Исследование творческого потенциала сотрудников 34
3.2. Эффективность управления творческим потенциалом компании 37
Заключение 39
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовик (на рецензию).docx

— 159.64 Кб (Скачать файл)

В экономической литературе имеет место много попыток  распределить по категориям функции  менеджеров. Например, согласно работе Е.В. Галаевой существует шесть таких  функции[5,101-105]:

1) планирование,

2) организация, 

3) контроль и оценка  деятельности подчиненных, 

4) мотивация труда, 

5) подбор и их развитие,

6) управление социально-психологическим  климатом коллектива.

Существует также мнение, что при анализе затрат рабочего времени сотрудников администрации  города, следует рассматривать семь управленческих функций, которые повторяют  вышеперечисленные, однако  последние  три функции заменяют на: координацию, регулирование, анализ и несвойственные функции (теория Б.А. Столярова)[5, 215-216].

Также, кроме указанных, вводят дополнительные функции, такие  как нормирование, маркетинг, инновация  и др.

Если рассматривать мнение европейских исследователей, то они  в основном выделяют наиболее общие  функции управления, которые наиболее верно и полно представляют управленческие обязанности. Это следующие функции: планирование, организация, руководство и контроль. В настоящее время наблюдается их активное внедрение при управлении в организациях. Рассмотрим данные функции более подробно.

Планирование имеет два смысла:

первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы;

второй – конкретно-управленческий, здесь планирование является одной  из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и  использовать это предвидение. 

Таким образом, планирование – это  собой способ руководства  бизнесом путем установления целей  и разработки стратегии, необходимой  для достижения этих целей, а также  сбор и анализ информации для этого.

Организация содержит определение действий и ресурсов, которые будут необходимы для реализации разработанного плана, а также принятие решений о распределении полномочий, обязанностей и ответственности. Она включает совокупность приемов и методов рационального сочетания элементов и звеньев управляющей системы в ее взаимосвязи с управляемым объектом и другими управляющими системами во времени и пространстве.

Руководство - это сообщение другим, об их обязанностях по выполнению плана предприятия, а также обеспечение организационного окружения, в котором служащие побуждаются исполнить обязанности лучше. Эта функция осуществляется с целью обеспечения слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия.

Контроль включает анализ достигнутых результатов, направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, нацеленную на то, чтобы помочь обеспечить организационное исполнение в соответствии с потребностями и надеждами организации. План контроля, предусматривает систематическую проверку состояния дел, ее очередность и сроки. Контролером может выступать не только сам руководитель, но и его заместители или специально назначенные им для того лица. Эта функция должна реализовываться на основе информации о ходе выполнения плановых заданий (данных оперативного, статического, бухгалтерского учета), выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.

Необходимо отметить, что  перечисленные функции должны выполняться  в совокупности и взаимосвязи, дополнять  и проникать друг в друга, образовывать цикл управления и отражать содержание повседневного управления предприятием.

Опыт управления кадровым потенциалом показывает, что разработка и реализация современной кадровой политики и системного управления персоналом при относительно небольших затратах позволяют добиться значительного  повышения эффективности предприятия  путем активизации кадрового  потенциала сотрудников. В этой связи, первостепенная задача управления заключается  в создании организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников при внедрении  нововведений. Руководители предприятий  призваны стать инициаторами в области  технологических и организационных  перемен.

Важнейший фактор успеха - непрерывное теоретическое и  практическое обучение руководителей  нового типа; высокопрофессиональных, компетентных в экономических, социальных и технологических вопросах, с  высоким чувством ответственности  за результаты деятельности предприятия.

 

    1. Внутренняя творческая среда

Творческая обстановка на функционирующем предприятии, поощряемая и направляемая должным образом  очень важна, она является  наибольшим достижением руководителя коллектива. Для того чтобы ее создать, необходимо поддерживать инициативные и творческие устремления сотрудников. Перед  руководителем стоит сложная  задача создать такой микроклимат  внутренней среды компании (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей  яркой индивидуальности, превращаясь  с течением времени в «серого» члена группы.

Творческая атмосфера  — это в первую очередь доброжелательное окружение, обеспечивающее поддержку  и ощущение причастности к команде, принятие и безоценочное отношение, которые создают ту безопасную среду, в которой творческие способности  смогут раскрыться. Для создания такой  творческой атмосферы необходимы специальные  усилия менеджеров по формированию команды  и налаживанию коммуникаций.

Грамотно построенная  творческая обстановка в компании прямым образом связана с увеличением  производительности труда и улучшением качества выпускаемой продукции, благодаря  тому, что ее наличие позволяет  решить ряд важных проблем:

  • существенным образом повышает качество организационных решений,
  • помогает внедрять выгодные, перспективные, многообещающие новшества,
  • приводит к повышению производительности труда в силу оживления производственной деятельности,
  • повышает профессиональные навыки персонала.

Для создания творческого  коллектива руководителю требуется  понимание определённых правил этой игры, своей ответственности и  – некоторые действия по изменению собственного управленческого общения. Сформулируем важные критерии работы творческих специалистов.

1) Креативность - это наличие  у сотрудника возможности предлагать  нестандартные, творческие идеи  в плане решения стиля, концепции  оформления, а также необходимость  в рамках должностных обязанностей  заниматься креативом, предлагать  то, чего еще никто не предлагал. 

2) Продуктивность – это  скорость работы творческого  сотрудника. На сегодняшний день  большая часть работы специалистов  выполняется за компьютером, скорость  работы напрямую зависит от  знания пакета специальных программ  и опыта работы в них. Помимо  этого, значение имеет  характер, темперамент сотрудника, ведь даже  самы креативный сотрудник прекрасно  владеющий и программным обеспечением  и информацией в целом может  долго собираться с мыслями,  что элементарные операции у  него занимают весьма много  времени и что бы работать  с ним успешно, надо изначально  быть готовым к медлительным  реакциям, а есть специалисты,  воплощающие свой креатив со  скоростью мысли. 

3) Корпоративная культура  и коммуникабельность – это  умение эффективно выстроить  отношения с сотрудниками, клиентами  и другими окружающими людьми. Творческий сотрудник не обязательно  должен обладать этими качествами.

4) Творческий рост –  эволюцию нельзя остановить, в  том числе и в творческих  начинаниях.

5) Удовлетворение работой,  оплата труда – это своего  рода признание уникальности  и степени потребности именно  в данном творческом сотруднике. Материальная сторона очень важна,  как правило, творческие специалисты  считаются высокооплачиваемыми  сотрудниками.

6) Расширение свободы  - в творческом отделе каждый  сотрудник уникален, как и ожидаемый  результат его деятельности, а  непредсказуемый результат тянет  за собой обязательное расширение  свободы в рамках производственных  правил стандартов поведения.  Еще одна особенность заключается в том, что расширение свободы творческим сотрудникам должно сопровождаться дополнительными материальными и финансовыми ресурсами. 

7) Эффективное взаимодействие  творцов - особого внимания заслуживают  особенности межличностного взаимодействия  внутри творческой группы, так  как процессы общения и взаимодействия  могут оказывать на сотрудников  как мотивирующий результат, так  и демотивирующий.

В целом, можно сказать, что руководство креативной деятельностью (в большей степени, чем многие экономические и технологические  решения) все-таки требует научного подхода и высокого профессионализма. Это предполагает:

- во-первых, поиск и привлечение  работников, обладающих необходимыми  творческими способностями и  профессиональными навыками, так  как компания вынуждена соперничать  на кадровом рынке в привлечении  творческих работников;

- во-вторых, заполучив эту  «движущую силу организации», компания  стремится использовать ее с  наибольшей отдачей, для чего  создаются необходимые организационные  условия и психологический климат.

В современных условиях для эффективной работы компании возрастает необходимость выстраивать  гибкие, подвижные взаимосвязи в  организационной структуре, тесные контакты в процессе нововведений, совместных усилий персонала в подготовке и принятии решений, интенсивных  отношений с внутренними и  внешними партнерами. Эффективной чертой управления творческими потенциалами сотрудников является тесная увязка инновационных стратегий и политики управления человеческими ресурсами.

Очень многое в организации  зависит от самого руководителя и  избранного им стиля управления. Он может как стимулировать инициативу сотрудников, так и подавлять  ее еще в зародыше. Более всего  способствует раскрытию творческого потенциала сотрудников демократический стиль управления. Он предполагает делегирование ответственности и значительную степень свободы, устанавливая определенные рамки, определяющие согласованность общих усилий, позволяя контролировать процесс, обеспечивая четкость администрирования.

Таким образом, для того чтобы сотрудники могли в полной мере раскрыть свои таланты и направить  их на пользу дела, в организации  должна быть создана особая творческая среда, основными характеристиками которой являются:

- открытость новому,

- поддержка инноваций; 

- доверие и сотрудничество  на всех уровнях; 

- демократический стиль  управления;

- организация обучения  и профессионального общения.

Взаимодействие творческих сотрудников с руководством компании должно быть построено так, чтобы  новые идеи, которым требуется  организационная поддержка, не терялись. Для этого необходимо наладить канал их получения. В зависимости от специфики бизнеса, особенностей корпоративной культуры и размеров организации могут быть использованы различные варианты решений:

  • создается отдельная структура, ответственная за инновации;
  • назначается менеджер, к которому стекаются все предложения от персонала;
  • предложения принимают непосредственные руководители;
  • создаются временные творческие группы для решения конкретных творческих задач;
  • организуются кружки новаторов, изобретателей;
  • проводятся специальные мероприятия — «креативные дни», конференции и фестивали идей;
  • устанавливается специальный ящик для сбора идей.

Важный момент в управлении творческими потенциалами заключается  в том, чтобы поток идей не прекращался, а произойти это может по следующим  причинам: бюрократизм, связанный с  процедурой выдвижения идей; отсутствие обратной связи; невостребованность.

Одним из важных факторов для расцвета творчества в организации является постоянный приток в организации новых знаний, информации, впечатлений. Следует сказать, что дело это благодарное — креативные сотрудники с удовольствием учатся, стажируются, посещают конференции и другие мероприятия. Общение с коллегами помогает им раздвигать рамки собственных представлений, улавливать новые тенденции, генерировать новые идеи. Например, японские корпорации для повышения креативности сотрудников намеренно погружают проектные команды в принципиально новую среду — географическую, культурную или интеллектуальную с помощью поездок в новые места и представления знаний из не связанных с их бизнесом областей. Существуют специальные программы развития творческих способностей. Тренинг креативности помогает активизировать творческий потенциал каждого человека за счет осознания внутренних барьеров и лучшего понимания своих возможностей, повышает мотивацию к творческому труду. Овладение методами и технологиями творчества позволяет сделать творческий процесс более эффективным, гарантирует получение идей и решений в любых ситуациях.

Информация о работе Активизация творческого потенциала сотрудников