Активизация творческого потенциала сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является исследование творческого потенциала сотрудников ООО «АНП «Визард-К», для выявления способов и приемов его активизации.
Задачи:
Рассмотреть сущность творческого потенциала, факторы его развития.
Дать характеристику объекту исследования, а именно, ООО «Агентство нестандартных проектов «Визард-К»
Провести анализ основных показателей деятельности ООО «Агентства нестандартных проектов «Визард-К»
Исследовать и разработать способы активизации творческого потенциала ООО «АНП «Визард-К».

Содержание работы

Введение 3
1. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ: СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ 5
1.1. Методы управления творческим коллективом 5
1.2. Внутренняя творческая среда 13
1.3. Методы активизации творческого мышления 18
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АГЕНТСТВА НЕСТАНДАРТНЫХ ПРОЕКТОВ «ВИЗАРД-К» 25
2.1. История создания и развития 25
2.2. Общая характеристика и организационная структура 28
2.3. Анализ основных показателей деятельности Общества с ограниченной ответственность «Агентства нестандартных проектов «Визард-К» 30
3. АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ООО «АНП «ВИЗАРД-К» 34
3.1. Исследование творческого потенциала сотрудников 34
3.2. Эффективность управления творческим потенциалом компании 37
Заключение 39
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовик (на рецензию).docx

— 159.64 Кб (Скачать файл)

Одним из наиболее распространенных барьеров для проявления творчества являются, офисы, не обеспечивающие основных физиологических  условий, необходимых для проявления креативности, — достаточность пространства, хорошее освещение, свежий воздух, удобная мебель. Типичная офисная гамма — бело-серо-черная — творчество также не стимулирует, ведь его вдохновляют совсем другие цвета — желтый, оранжевый, синий и фиолетовый.

 

    1. Методы активизации творческого мышления

Разработка и генерация  новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия - это  не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться  и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.

Существуют простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного  анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных  проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют  многочисленные разработки методов  активизации творческого мышления.

Вот перечень методов организации  творческого процесса:

- метод мозгового штурма,

- методы поиска новых идей и решений (оператор РВС),

- метод фокальных объектов,

Все они были разработаны  в указанном порядке:

1) метод мозгового штурма - изобрел руководитель рекламного  агентства Алекс Осборн в 1930 году;

2) метод фокальных объектов - Канд. техн. наук А.М. Кузьмин, "Методы менеджмента качества", №7, 2003.

3) оператор РВС – разработана кандидатом технических наук А. М. Кузьминым в 60-х годах в СССР.

Итак, рассмотрим методы направленные на организацию креативной среды[6,45-47].

Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на следующие этапы:

- спонтанная генерация  любых идей (обычно 60 – 80 идей  за 40 мин);

- экспертиза идей (отбор  1-2 наиболее удачных).

Недостатком метода является малая производительность при больших  затратах времени.

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор  метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода: Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Суть метода: Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

План действий

  • Из  условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Результат Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства

  • Простота  освоения и неограниченные возможности  поиска новых подходов к проблеме.
  • Нешаблонность выдвигаемых идей.
  • Универсальность метода.

Недостатки

  • Непригодность при решении сложных задач.
  • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
  • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Оператор  РВС (размер, время, стоимость) может применяться в различных областях человеческой деятельности при решении различных задач. Один из инструментов Алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) – инструмент управления психологическими факторами.

Целью метода является уменьшить психологическую инерцию, расшатав привычное представление об объекте, навязанное условиями задачи. Облегчить работу по алгоритму решения изобретательских задач.

Суть: оператор РВС снижает психологическую инерцию мышления путем мысленного изменения параметров объекта. Это позволяет взглянуть на объект по-новому, увидеть ранее не замечаемые свойства и возможности объекта и способствует перестройке условий задачи.

План действий

  1. Мысленно уменьшить  размеры объекта от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
  2. Мысленно увеличить размеры объекта от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача?
  3. Мысленно уменьшить время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
  4. Мысленно увеличить время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача?
  5. Мысленно снизить стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
  6. Мысленно повысить стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача?

Результат

С помощью оператора РВС можно  получить несколько необычных направлений  для решения, ходя иногда он дает неожиданные  идеи.

Достоинства

Организует активное мышление. Моделирует возможные изменения и дает представление  о возможных принципах реализации рассматриваемой функции.

Недостатки: Не содержит достаточно четких процедур решения задач.

Для подготовки творческих результатов существуют определенные творческие методы, из которых можно выделить пять классических[8]:

1) Эволюция - метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала. Наглядным примеров является история автомобилестроения или любого другого продукта технологического прогресса, где с каждой новой моделью делаются усовершенствования. Каждая новая модель строится на основе коллективного творческого опыта предыдущих моделей, так, чтобы в течение долгого времени улучшались экономичность, комфорт и износостойкость. В этом случае творчество находится в процессе улучшения, усовершенствования шаг за шагом, а не в каком-то полностью новом продукте.

2) Синтез - в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.

3) Революция – метод действует по принципу: лучшая новая идея - совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей.

4) Повторное использование – данный метод заставляет нас посмотреть на что-то старое под новым углом, не зацикливаясь на мнении предшественников, устранив предубеждения, ожидания и предположения и дает возможность увидеть, что можно повторно применить. Суть метода заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.

5) Смена направления – заключается в переключении внимания от одного ракурса проблемы к другому, это еще можно назвать творческой проницательностью. Он заключается в том, чтобы решить проблему иногда необходимо посмотреть на нее с другой стороны и найти порой неожиданное решение, когда один путь решения не работает, переключайтесь на другой. Не обязательно следовать конкретному пути, нужно следовать конкретной цели.

Методы систематизации полученных идей:

  • Функциональный анализ объекта,
  • Составление карты ума.

Функциональный анализ – это  разновидность анализа, предполагающая рассмотрение объекта как комплекса  выполняемых им функций, а не как  материально-вещественных структур. Например, электрическая лампа накаливания  рассматривается как носитель функции "излучать свет", а не только как  совокупность конструктивных элементов (колба, цоколь, нить накаливания и  др.).

Функциональный анализ исходит  из предпосылки, что в анализируемом  объекте полезным функциям всегда сопутствуют  вредные и нейтральные функции. Следует учитывать, что полезные Функции одного объекта могут быть вредными или нейтральными для другого (и наоборот).

Функциональный анализ позволяет  абстрагироваться от конкретного исполнения объекта, и сосредоточить внимание на его функциях. Поиск альтернативных вариантов реализации функций осуществляется с целью снижения затраты и  повышения уровня выполнения функции. Функциональный анализ может с одинаковым успехом применяться для совершенствования  как технических, так и нетехнических  объектов и процессов.

Карты ума — это схемы, которые используют ключевые понятия (визуальные метафоры) для организации информации. Каждая фигура, слово, линия, стрелка и изображение имеют определенное значение в контексте данной мыслекарты. Часто, важное значение имеет пространственное расположение объектов, цвета, размеры, уточняющие информацию, заключенную в карте разума. Сочетание этих элементов вместе дает информационно насыщенную визуальную схему. Неотъемлемой чертой мыслекарты является наличие связей между ключевыми понятиями. То есть, карта ума состоит из ключевых понятий и связей.

  • Ключевые понятия (узлы) карты ума содержат основные концепты, мысли или вопросы. Они могут быть представлены одним или нескольким словами, знаками, имеющими определенное значение, рисунками или их сочетанием. В зависимости от типа мыслекарты, ключевые понятия могут быть заключены в рамки различной формы (овальные, прямоугольные, треугольные и т.п.), также имеющие определенное значение. Мыслекарта может быть снабжена поясняющими записями, которые облегчают понимание “визуальных метафор” другими людьми.
  • Связи - обычно это линии, связывающие ключевые понятия друг с другом. Связи могут иметь подписи, например: “относится к”, “состоит из”, “важен для” и т.п. Стрелки на концах связей обозначают направление. Таких надписей и стрелок может и не быть; их может заменить цвет, толщина, волнистость, прерывистость и другие визуальные характеристики связи.

Карты разума помогают развить  логическое мышление и навыки самообучения, так как они требуют поиска и обозначения связей между ключевыми  идеями, а также четкого выделения  ключевых понятий. Они позволяют  увидеть весь материал в целом. Карты  ума являются очень гибким инструментом и их можно использовать для понимания  и запоминания практически любого материала. Можно создавать простые  или сложные мыслекарты, можно  их делать линейными, разветвленными, радиантными или сетчатыми.

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АГЕНТСТВА НЕСТАНДАРТНЫХ ПРОЕКТОВ «ВИЗАРД-К»

    1. История создания и развития

Компания «Визард-К» была образована в 2007 году.  С самого начала сферой ее деятельности было  производство подарков и сувениров. Это направление  и по сей день является ведущим в работе агентства. В то время компания состояла из одного человека и являлась индивидуальным предпринимателем (ИП Казачук Е.С.).

На сегодняшний день вся производимая продукция выполняется  на собственном оборудовании. За годы работы компания обзавелись оборудованием  для сублимационной и тампо- печати, а также оборудованием для  изготовления полиграфической продукции  и значков. Начиная с одного человека, штат сотрудников вырос до 8 человек.

В 2012 году нам был присвоен почетный статус  «Золотой дилер компании Ink System», международной производственно-торговой компании, занимающейся изготовлением и продажей систем непрерывной подачи чернил, фотобумаги и перезаправляемых картриджей для принтеров и плоттеров.

Информация о работе Активизация творческого потенциала сотрудников