Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:37, реферат
Сегодня все больше компаний создают систем у корпоративного обучения. Однако связь между ней и результатами бизнеса очень сложная, поскольку на результаты влияет множество различных изменчивых факторов. Вместе с тем развитие, в том числе и обучение персонала — существенная часть управления. Все больше отечественных компаний сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров и вынуждены развивать корпоративное обучение персонала , используя организационное консультирование (групповое и индивидуальное) и коучинг (психологическое индивидуальное консультирование) .
Переподготовка кадров - обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.
1. Концепция
специализированного обучения, ориентированного
на сегодняшний день или
2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
3. Концепция
обучения, ориентированного на личность,
имеет целью развитие
Предметом обучения являются: знания - получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте; умения - способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте; навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения), форма жизнедеятельности личности - совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
Дадим характеристику видам обучения (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика видов обучения кадров
Виды обучения | Характеристика видов обучения |
1. Профессиональная подготовка кадров, в том числе: |
Приобретение
знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленным на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности. Обучается учащаяся молодежь |
1.1. Профессиональная начальная подготовка |
Развитие знаний,
умений, навыков и способов общения как фундамент для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров) |
1.2. Профессиональная специализированная подготовка |
Предназначена
для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей в целях овладения определенной профессией (например, специалист, магистр) |
2. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации), в том числе: |
Расширение
знаний, умений, навыков и способов общения в целях приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт) |
2.1. Совершенствование профессиональных знаний и способностей |
Приведение
знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность) |
2.2. Профессиональное совершенствование в целях продвижения по службе |
Подготовка
к выполнению качественно более
высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность) |
3. Профессиональная переподготовка (переквалификация) |
Получение знаний,
умений, навыков и овладение способами общения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт) |
Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между всеми видами обучения.
Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, то есть по целевым группам или целевым лицам, с тем, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 2).
Таблица 2
Задачи обучения для отдельных целевых групп
Целевая группа | Главные задачи обучения |
1. Учащаяся молодежь |
Теоретическая
начальная подготовка вне сферы
деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа - производство) |
2. Специалисты с опытом работы |
Повышение квалификации
для углубления специальных знаний по специальности |
3. Руководители с опытом работы |
Отработка поведения
на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п. |
Мнения экспертов
Как в компаниях определяют целевые группы
Марина Пахомкина, директор департамента корпоративного обучения и развития, ТНК-ВР:
- В компании
ТНК-ВР обучение ориентировано
главным образом на две
Анна Толчеева, менеджер Управления развития персонала Департамента кадров НК "Роснефть":
- Основные целевые категории для обучения в нашей компании - это талантливые и высокопотенциальные менеджеры, готовые в ближайшей и среднесрочной перспективе занять руководящие должности, то есть те, кто составляет кадровый резерв. Почему они? Все активы НК "Роснефть" заинтересованы в менеджерах, обладающих не только высоким уровнем профессиональных знаний, но и готовых к эффективной работе в условиях изменений, способных к руководству и активному участию в бизнес-проектах.
Еще одна важная для нас категория - молодые специалисты (выпускники вузов, работающие в компании не более 3-х лет). Для них мы реализуем: программы, способствующие успешной и быстрой адаптации на рабочем месте; программы развития технических знаний и навыков; программы, дающие знания по основам управления, для эффективной командной работы и карьерного роста.
Для крупных производственных компаний, таких как наша, очень важно развитие еще одной категории сотрудников - рабочего персонала. Задачи обучения этой категории очевидны: снижение издержек производства, связанных с ликвидацией последствий нарушений технологии выполнения работ и порчи оборудования по причине неправильной его эксплуатации; снижение травматизма на производстве; сохранение окружающей среды. В частности, наша компания уделяет огромное внимание разработке программ практического тренинга, позволяющих проводить отработку навыков и обучение безопасным приемам труда рабочих, занятых на производстве.
Евгения Науменко, менеджер по организационному развитию ОАО "Кондитерское объединение "СладКо":
- Компания "СладКо" не является ни чисто российской, ни чисто иностранной компанией. Наш ключевой инвестор - норвежский концерн "Оркла" (Orkla ASA), который предоставляет нам достаточно высокую степень управленческой свободы, и это во многом определяет специфику ведения бизнеса в нашей компании. Если говорить о практике развития и обучения персонала, то у нас она начала формироваться только с 2006 г., когда была сформирована новая HR-команда, утвержден бюджет на развитие и обучение сотрудников, были выделены специалисты, которые отвечают за эту область управления персоналом.
Сегодня основной
фокус наших усилий направлен
на развитие менеджеров высшего и
среднего звена (middle, senior & top management). Я
думаю, что в ближайшие 2 - 3 года именно
это направление останется
Марк Розин, генеральный директор "ЭКОПСИ Консалтинг":
- Есть некоторые
категории персонала, которые
традиционно являются
Топ-менеджеров учат далеко не все и не всегда. Во-первых, потому что они и "сами ученые". Во-вторых, у топ-менеджеров объективно не так много времени на обучение. Наконец, не так просто найти на рынке развивающий курс, достойный топ-менеджера.
Если рассуждать о том, как эта ситуация будет меняться, то мне кажется, что все большее внимание будет уделяться развитию среднего менеджмента (всего целиком, а не только верхней его части). Линейные менеджеры - это главный костяк, фундамент больших компаний, поэтому с высокой долей вероятности их будут обучать все больше и все интенсивнее.
Максим Логвин, руководитель направления по подбору и развитию персонала "ПРОДО Менеджмент":
- В упрощенном
варианте все компании (в том
числе и российские) можно разделить
на два крупных блока:
Если попробовать спрогнозировать ситуацию на будущее, то, на мой взгляд, она будет развиваться следующим образом. В связи с активным развитием производства - появлением на рынке большого количества западных компаний, строящих свои предприятия на территории нашей страны, и наблюдающемуся росту российских производителей - можно спрогнозировать нехватку квалифицированных кадров на уровне рабочего и рядового технического персонала (что, в принципе, уже наблюдается в ряде отраслей). Это повлечет за собой развитие программ переквалификации или получения определенной квалификации для соответствующих категорий персонала. С другой стороны, в западных компаниях наблюдается тенденция замены зарубежных специалистов на специалистов с российским паспортом. Это процесс повлечет за собой всплеск обучения, прежде всего, управленцев верхнего и среднего звена.
Обучение может
осуществляться на рабочем месте
и вне рабочего места (внутрипроизводственное
и внепроизводственное
Профессиональное
обучение вне рабочего места предназначено
прежде всего для получения
Таблица 3
Методы обучения персонала вне рабочего места
Методы обучения | Характерные особенности метода |
1. Чтение лекций | Пассивный метод
обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта |
2. Программированные курсы обучения |
Более активный
метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний |
3. Конференции, семинары, беседы за "круглым столом", экскурсии, дискуссии, встречи с руководством |
Активный метод
обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях |
4. Метод
обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики |
Моделирование
организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений |
5. Деловые игры | Обучение поведению
в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения |
6. Тренинг | Ежедневное
обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности |
7. Самостоятельное обучение |
Наиболее простой
вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания |
8. Методы
решения производственно - экономических проблем с помощью моделей |
Моделирование
процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой условных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.) |
9. Кружок
качества ("вместо учебы"), рабочая группа |
Молодые специалисты
разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений |