Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:37, реферат
Сегодня все больше компаний создают систем у корпоративного обучения. Однако связь между ней и результатами бизнеса очень сложная, поскольку на результаты влияет множество различных изменчивых факторов. Вместе с тем развитие, в том числе и обучение персонала — существенная часть управления. Все больше отечественных компаний сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров и вынуждены развивать корпоративное обучение персонала , используя организационное консультирование (групповое и индивидуальное) и коучинг (психологическое индивидуальное консультирование) .
= овладение требуемыми профессиональными навыками и умениями, их закрепление в условиях конкретного производства, приобретение знаний, позволяющих быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.
4) Психофизиологическая адаптация - приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.
Объектом
адаптации являются условия
5) Социально-психологическая адаптация - включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
Этот
вид адаптации имеет
6) Организационная адаптация - ознакомление с особенностями организационного управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей организационной структуре и системе целей, создаются связи и отношения между работником и организацией, которые упорядочивают их взаимодействие.
7) Экономическая адаптация - уровень заработной платы, способы материального стимулирования и т.п.
8) Непроизводственная адаптация выражается во внепроизводственном общении с коллегами: совместном отдыхе, обучении, занятиях спортом и т.д., к бытовым условиям, предоставляемым на предприятии.
Выделяют также первичную и вторичную адаптации, которые имеют разные цели, задачи, способы и механизмы управления.
Первичная адаптация - приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (выпускники учебных заведений).
Цели первичной адаптации:
» включение молодежи в трудовую деятельность;
» распределение рабочей силы;
»
социализация и
»
замещение убывающих
»
профессиональный отбор и
Вторичная адаптация - приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (меняющих место работы, профессию, статус).
Цели вторичной адаптации:
~ перераспределение кадров;
~ приведение
в соответствие качеств
~ дальнейшая
социализация и
~ повышение
уровня стабильности и
~ совершенствование производственного климата.
Методы и стадии адаптации персонала
Методы
адаптации могут быть
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте.
Ротация - сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков, особенно когда работник должен обладать поливалентной квалификацией (то есть владения несколькими специальностями).
Ученичество и наставничество (коачинг) - где практический опыт играет важную роль в подготовке специалистов.
Обучение на рабочем месте - связан с производственными функциями работника, является оптимальным для выработки производственных навыков.
Обучение вне рабочего места – расширяет потенциал сотрудника, дает возможность выйти за рамки традиционного поведения.
Лекция - эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео).
Самостоятельное обучение. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств — аудио- и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ.
Используются такие образовательные методики, как:
• рассмотрение практических ситуаций (кейсов) предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д.;
• деловые игры – приближен к профессиональной деятельности, вырабатывает практические (составления планов, проведения совещаний, переговоров и т.д.) и поведенческие навыки (удовлетворения потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество и т.п.). Они менее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями.
Адаптационный период можно условно разбить на три стадии:
1. Стадия ознакомления – ознакомление с целями, задачами и микроклиматом организации, происходит сопоставление со своими ожиданиями.
2. Стадия приспособления - продолжительность зависит от помощи руководителя, службы персонала, коллег и подчиненных, новичок должен «вписаться» в коллектив.
3. Стадия ассимиляции - этап полного приспособления, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива.
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий:
~ качественный
уровень работы по
~ объективность деловой оценки;
~ престиж
профессии, работы по
~ особенности организации труда и мотивации;
~ гибкость системы обучения;
~ особенности
социально-психологического
~ личностные
свойства (психологические, возраст,
семейное положение и т.п.).
3. Обучения
персонала
Сущность, цели и принципы обучения персонала
Профессиональные
качества сотрудника
Существует несколько факторов, которые обуславливают значение обучения:
≈ повышает конкурентоспособность предприятия во внешней среде;
≈ является средством достижения стратегических целей;
≈ повышает ценность человеческих ресурсов;
≈ обеспечивает успешность проведения организационных изменений.
Обучение персонала - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Обучение
персонала выполняет важную
Планирование обучения - составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.
Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.
Подготовка персонала - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров дня всех областей деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.
Повышение квалификации персонала - усовершенствование знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка персонала - освоение новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения персонала.
1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
2. Концепция
многопрофильного обучения является
эффективной с экономической
точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную
и непроизводственную мобильность работника.
Работник имеет возможность выбора и поэтому
менее привязан к рабочему месту.
3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Относится к людям склонным к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.
Предметом обучения являются:
= знания - получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых для выполнения обязанностей на рабочем месте;
= умения - способность выполнять обязанности на рабочем месте;
= навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, сознательный самоконтроль;
= способы общения (поведения) - выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
Основные направления работы СУП по организации обучения:
1. Определение потребности в обучении.
2. Постановка целей обучения.
3. Определение содержания, форм и методов обучения и ресурсов.
4. Выбор
или подготовка преподавателей.
5. Проведение
подготовительных мероприятий.
6. Проведение обучения.
7. Оценка эффективности обучения.
Организуя процесс обучения, необходимо учитывать следующие основные принципы.
1. Заинтересованность обучаемого в результатах.
2. Подкрепление обучения вознаграждением.
3. Сочетание обучения с практикой.
4. Осмысленное усвоение учебного материала.
5. Сочетание традиционных и современных методов обучения.
6. Контроль
знаний и корректировка
7. Приближенность теории к реальной рабочей обстановке.
8. Обеспеченность
процесса обучения
Виды, формы и методы обучения персонала