Американская модель управления и возможность её адаптации к российским условиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявление особенностей и характерных черт американского менеджмента .
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Проанализировать и изучить основные положения отечественной и зарубежной литературы в области менеджмента;
Рассмотреть возникновение американского менеджмента;
Выявить и изучить особенности американского менеджмента;
Провести анализ американского и японского менеджмента, выявить особенности и различия в них.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3
1.Создатели американского менеджмента …………………………4
2.Особенности американского менеджмента………………………8
2.1 Американская деловитость и умение организовывать………………8
2.2 Развитость индустрии, компетентность персонала ………………..........12
2.3 Стратегия и управление производством в американских фирмах…......14
3. Модель управления производством ……………...........................16
3.1 Рынок труда…………………………………………………………………17
3.2 Оплата труда ……………………………………………………………….18
3.3 Профсоюз в американской компании……………………………………19
4.Стратегическое управление…………………………………………20
5. Адаптация персонала к новым условиям………………………...25
5.1 Планирование в американской организации………………………………25
5.2 Американский менеджмент в РФ……………………………………………29
5.3 Специфика менеджмента в России………………………………………….30

5.4 Реализация программы адаптации…………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая 2011.docx

— 75.62 Кб (Скачать файл)

~ ~

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине: Профессиональные навыки       менеджмента

на тему: Американская модель управления

и возможность  её адаптации к российским условиям .

 

 

 

 

 

 

Дмитров, 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Выбор темы курсовой работы «Американская модель управления и возможность её адаптации к российским условиям.» был связан с огромной важностью использования и совершенствования американского менеджмента. Рыночная экономика России требует адекватной системы управления, которая должна претерпеть преобразования вместе со всем обществом. В России большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики американского менеджмента крайне актуально.

 

Курсовая работа состоит из пяти частей: теоретическая часть, в ней рассмотрены создатели американской системы управления персоналом.

В следующих трёх частях были рассмотрены особенности и стратегии управления производством в американских фирмах.

В заключительной части рассмотрена программа адаптации персонала к новым  условиям .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………  3

1.Создатели американского менеджмента …………………………4

2.Особенности  американского менеджмента………………………8

2.1 Американская деловитость и умение организовывать………………8

2.2 Развитость индустрии, компетентность персонала ………………..........12

2.3 Стратегия и управление производством в американских фирмах…......14

3. Модель управления производством ……………...........................16

3.1 Рынок труда…………………………………………………………………17

3.2 Оплата труда ……………………………………………………………….18

3.3 Профсоюз  в американской  компании……………………………………19

4.Стратегическое  управление…………………………………………20

5. Адаптация персонала  к новым условиям………………………...25

5.1 Планирование в американской организации………………………………25

5.2 Американский менеджмент  в РФ……………………………………………29

5.3 Специфика менеджмента  в России………………………………………….30

 

5.4 Реализация программы  адаптации…………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………..33

Список литературы……………………………………………………35

 

 

Введение

За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области  теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная  наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя  зарубежный опыт искусства управления..

Однако, опыт ведения бизнеса и  осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен  для изучения тем, кто вступил  на путь менеджмента. Создание собственной  модели менеджмента требует, с одной  стороны, изучения всего ценного, что  содержится в зарубежной теории и  практике, а с другой — использования  его лучших достижений в своей  деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США  занять лидирующее положение среди  стран западного мира. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.

Объектом  данной работы является -американский менеджмент , его история возникновения и адаптация к российским условиям .

Предметом курсовой работы является выявление и рассмотрение особенностей американского менеджмента.

Цель курсовой работы - выявление особенностей и характерных черт американского менеджмента .

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  • Проанализировать и изучить основные положения отечественной и зарубежной литературы в области менеджмента;
  • Рассмотреть возникновение американского менеджмента;
  • Выявить и изучить особенности американского менеджмента;
  • Провести анализ американского и японского менеджмента, выявить особенности и различия в них.

Практическая значимость работы: анализ информации с целью выявления  особенностей американского менеджмента, изучение которого дает широкую возможность применения, при условии адаптации к условиям работы организации, способствуя тем самым развитию системы менеджмента в России.

 

1. Создатели американского менеджмента.

 

 Основоположником науки  управления по праву считается  американский инженер и исследователь  Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная  им система организации труда  и управленческих отношений вызвала  «организационную революцию» в  сфере производства и управления  им.

Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

Основы системы Ф. Тейлора1:

    • Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;
    • Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;
    • Обучение и тренировка рабочих;
    • Сотрудничество администрации и рабочих.

Важная характеристика системы  – ее практическая реализация с  помощью определенных средств, или  «техника системы». Применительно к  разработкам Ф. Тейлора она включала:

    • Определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;
    • Подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
    • Введение инструкционных карт;
    • Дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)
    • Калькуляция затрат на производство.

   Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных               научных принципах, должно осуществляться специально разработанными               методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать,               нормировать, стандартизировать не только технику производства, но               и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей               Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост               производительности труда.

Научное управление по Тейлору  сосредотачивалось на работе,               выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его               последователи проанализировали взаимосвязь  между физической               сущностью работы и психологической  сущностью работающих для               установления рабочих дефиниций. И  следовательно, оно не могло               предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и            диапазоны контроля и поручения полномочий.

Другим представителем  американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 – 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты  считают, что благодаря изобретению  конвейера при производстве автомобилей  Г. Форд  совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.

Основные идеи Г. Форда  изложены в работах «Моя жизнь, мой  труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение  вперед» (1930), «Эдисон, каким я его  знал» (1930).

Основные принципы системы  Г. Форда2:

    • Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;
    • Непрерывность и подвижность процесса производства;
    • Максимальный темп работы;
    • Новая технология на основе поточного производства;
    • Точность как стандарт и качество продукции;
    • Определяющая роль технико–технологической системы;
    • Экономический эффект системы;
    • Не быть зависимым от человека, его слабостей.

    Первая попытка  применить психологический анализ  к практическим             задачам производства была предпринята  профессором Гарвардского             университета США Г. Мюнстербергом.  В 20—30-е годы нашего столетия  зародилась школа человеческих  отношений, в центре внимания  которой находится человек.  Возникновение  доктрины «человеческих отношений»  обычно связывают   с именами  американский ученых Э. Мэйо  и Ф.Ротлисбергера, которые известны  своими исследованиями в области  социологии             производственных отношений.

Основоположником этой американской школы  стал Элтон  Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о  человеке, а на достижениях научной  психологии.

Для доказательства своих  идей Э. Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит ставший  впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент3 (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые.

Данная школа положила начало развитию идей о «человеке  в организации», роли «человеческого фактора» в ней.

Представители этой школы  разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время  широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения  «руководитель – подчиненный»; стиль  руководства; мотивация труда; психологический  климат в коллективе и его улучшение.

Один из важнейших выводов  в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том. что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие»  дисциплины – психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.

Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к школе             психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации             людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф.  Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным   представителем школы психологии и человеческих отношений,  профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание  на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в   организациях.

 

2.ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Американская деловитость  и умение организовывать

Большинство специалистов в области  менеджмента, государственных и  политических деятелей ставили и  ставят американскую деловитость на первое место.

Для бывшего СССР характерной была идеологическая практика «оценки стиля  сверху», которая как бы устанавливала  и разрешала последующее пользование  «оценочными установками». В связи  с этим симптоматична характеристика, данная И.В. Сталиным: «Американская  деловитость является противоядием против «революционной» маниловщины  и фантастического сочинительства. Американская деловитость – это  та неукротимая сила, которая не знает преград, которая размывает  своей деловитой настойчивостью все и всякие препятствия, которая  не может не довести до конца раз  начатое дело, если даже это небольшое  дело, и без которой не мыслима  серьезная строительная работа» .

 

 

 

 

Характеристики

Американская модель управления

Доминирующие качества делового человека

Отказ от индивидуализма, переход  к коллективным формам. Стремление к продуманному риску.

Критерии к продвижению  по службе

Высокая квалификация, способность  к обучению. Перемещение в должности  происходит быстро.

Профессиональная компетентность

Тенденция перехода от узкой  специализации к овладению несколькими  смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

Процесс принятия решений 

Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются  быстро, реализуются медленно.

Отношение работников к фирме  и работе

Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив  – экономические факторы (деньги).

Характер проведения инноваций

Революционным путем.

Форма деловых отношений

Контракты.

Информация о работе Американская модель управления и возможность её адаптации к российским условиям