Американская модель управления и возможность её адаптации к российским условиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявление особенностей и характерных черт американского менеджмента .
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Проанализировать и изучить основные положения отечественной и зарубежной литературы в области менеджмента;
Рассмотреть возникновение американского менеджмента;
Выявить и изучить особенности американского менеджмента;
Провести анализ американского и японского менеджмента, выявить особенности и различия в них.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3
1.Создатели американского менеджмента …………………………4
2.Особенности американского менеджмента………………………8
2.1 Американская деловитость и умение организовывать………………8
2.2 Развитость индустрии, компетентность персонала ………………..........12
2.3 Стратегия и управление производством в американских фирмах…......14
3. Модель управления производством ……………...........................16
3.1 Рынок труда…………………………………………………………………17
3.2 Оплата труда ……………………………………………………………….18
3.3 Профсоюз в американской компании……………………………………19
4.Стратегическое управление…………………………………………20
5. Адаптация персонала к новым условиям………………………...25
5.1 Планирование в американской организации………………………………25
5.2 Американский менеджмент в РФ……………………………………………29
5.3 Специфика менеджмента в России………………………………………….30

5.4 Реализация программы адаптации…………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая 2011.docx

— 75.62 Кб (Скачать файл)

 

Итак, американская деловитость- это  активность, умение вести дело, предприимчивость в работе, толковость. Здесь важно  отметить, что американская деловитость  имеет свои конкретные признаки.

Прежде всего, она проявляется  в таких качествах персонала  ,как целеустремленность, настойчивость и умение доводить до конца начатое дело. Не случайно, что именно в американском менеджменте была разработана и реализована в самых различных проявлениях на разных уровнях концепция управления по целям.

Характерным проявлением американской деловитости специалисты также  считают стремление к выгоде, доходу. В самом деле, зачем стремиться к цели, если она не сулит заработка? «Тот, кто не дышит воздухом прибыли, тот задохнется в деловом мире. Деловые американцы считают, что  всякое дело должно быть выгодным, то есть дать выигрыш в деньгах, во времени  и попутно в удовольствии» . Этим объясняется стремление американцев  вникать в детали дела, подхода, метода, средства, системы, интересоваться новинками, изучать опыт других стран.

Американские управляющие считаются  мастерами выжимать максимум выгоды из созданного дела, сложившейся ситуации. То, что не сулит выигрыша или  сыграло свою роль, как правило, забрасывается  или «забывается». Данная сторона американской деловитости породила три «деловых правила»:

1. Делай то, что окупается, приносит  доход. 

2. Выбирай эффективные средства  достижения целей. 

3. Умей находить и использовать  необходимые ресурсы. 

Американская деловитость проявляется  также в умении оценивать, считать. При создании, ведении или улучшении  дела американцы умеют оценивать  плюсы и минусы, подсчитать возможные  затраты и выгоды.

В сфере управления в США, пожалуй, нет того, что не получало бы денежной и временной оценки. Время –  это деньги, а деньги, в свою очередь, - это время. Это, во-первых, обусловливает  организацию работы таким образом, что напрасно не тратятся время, деньги, силы и материалы. Во-вторых, применительно  к американскому менеджменту  можно найти много так называемых усредненных цифр и данных, которые  используются для характеристики той  или иной проблемы. И, наконец, много  издается литературы по вопросам сокращения административно-управленческих расходов, по экономии времени. Кто не умеет  оценивать и считать, тот не может  эффективно управлять.

Сильным признаком американской деловитости  является также единство слова и  дела.

Американский менеджер верен и  предан взятым обязательствам, своему слову, букве подписанного контракта. Слово, которое дано, - это своего рода начало и продолжение дела, а не слово о деле, которое не будет сделано. По правилам этики  бизнеса невыполненное обещание, нарушенное слово влекут за собой  худшее из наказаний – подрыв доверия  к менеджеру, отнесение к разряду  «болтунов».

Слово по-американски – это не средство откладывания чего-либо «на  потом», не сиюминутное средство успокоения или «управленческой терапии» (это  чрезвычайно распространено в современной  России), а средство практического  решения или ускорения дела. Единство слова и дела исторически возвысили  американского руководителя и создали  ему репутацию делового человека.

К проявлению американской деловитости  следует отнести также краткость  и ясность слова.

В данной стороне деловитости реализуется  правила экономии языковых средств. Многословность – это один из врагов организации и управления.

В США имеются руководства, содержащие рекомендации по «правилам разговора» - по телефону, с подчиненными (особо  указывается, в каких случаях  не нужно экономить время, а поговорить и послушать), с аудиторией. В инструкциях, буклетах, наставлениях, рекомендациях  часто наряду и вместо слов используются доходчивые, ясные и профессионально  выполненные рисунки, схемы и  диаграммы. Графическое слово –  это также сильный инструмент в пояснениях, напутствиях, иллюстрациях и обучении.

Продолжительное время США оставались «Меккой организации», куда приезжали  специалисты и творческие бригады, чтобы не только воочию убедиться  в данном умении американских менеджеров, но и перенять их организационно-управленческий опыт.

Имеются другие страны, менеджеры  которых не лишены этого умения. В этой связи возникает вопрос: «В чем же заключается специфика  американского умения организовывать?».

К организации любого дела американский менеджер подходит довольно тщательно, учитывая по возможности все стороны, которые определяют успех (или неуспех) дела. В организации нет мелочей! Поэтому американскому менеджеру  не свойственна работа «навалом, натиском».

Эффективность любой организационной  системы или организации определяется в первую очередь ее обработанностью  с различных позиций – правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и т.д.

Американский рабочий приучен  работать в условиях высокого уровня организации труда. Самое главное: он не ставится в условия «двойной занятости», то есть работать за себя и  недостатки в организации работы.

За счет высокого организационного уровня обеспечивается высокая продуктивность работы, эффективное использование  оборудования, времени, сырья, материалов и, конечно, самого человека. Как показала практика, использование любого организационного фактора, любой организационной  системы так или иначе связано  с поддержанием и/или повышением эффективности.

Американцы умеют найти, разработать  и внедрить такую организационную  систему, которая ставит работника  в определенные условия и «заставляет» его делать то, что нужно, а не то, что хочет делать сам работник.

Среди признаков организованности следует выделить два:

1. «Каждый несет свой чемодан», поскольку знает что, когда  и как делать;

2. «Не дуют ветры бестолковщины  и неразберихи», поскольку укрощена  стихия неорганизованного поведения  участников системы. 

Весьма важный показатель американского  умения организовывать – увязка целей, задач с необходимыми видами и  объемами ресурсов.

Признаками непрофессионализма менеджера  считаются неумение определять ресурсоемкость целей, задач (то есть когда выбирается такой объем целей, который становится нереальным из-за отсутствия требуемых  материальных, финансовых, кадровых и  временных ресурсов).

 

2.2. Обеспечение компетентности  персонала, развитость индустрии  совершенствования менеджмента.

Данная черта американского  стиля управления находит выражение  в системе подготовки и повышения  квалификации персонала, развитии обучающих  технологий. В эту систему входят четыре вида организаций – школы  управления (школы бизнеса); факультеты и отделения в высших учебных  заведениях; профессиональные общества; консультативные фирмы.

Главная задача всех форм и видов  подготовки и повышения квалификации – это, говоря словами американского  теоретика в области менеджмента  Питера Друкера, «сделать знания производительными».

Школы управления (школы бизнеса) занимаются вопросами подготовки и повышения  квалификации специалистов и менеджеров по различным направлениям. В настоящее  время насчитывается свыше 300 школ бизнеса, школ администрации и экономики, школ промышленного управления, в  которых используется двух- и четырехгодичное  обучение, имеются докторантура и  краткосрочные курсы совершенствования.

Старейшей школой управления в США  является Школа Уортона при Пенсильванском университете, основанная в 1881 году Джозефом Уортоном, финансистом и промышленником из Филадельфии. Школа начала подготовку специалистов в области финансов и коммерции. С 1921 года выпускникам этой школы присваивается степень МВА (магистра делового администрирования). В настоящее время на факультетах финансов, маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета и отчетности, многонациональных корпораций, наук о решениях и других обучается около 5 тысяч человек.

Факультеты и отделения в  высших учебных заведениях. США были первой страной, в которой началось обучение руководителей в системе  высшего образования. Первые факультеты по управлению при вузах появились  здесь в конце XIX века. В настоящее  время имеется несколько сот  факультетов и отделений делового администрирования и коммерции, десятки отделений по управлению предприятием при технических факультетах, которые выпускают дипломированных  специалистов по развитию производства и труда.

В начале 70-х годов ХХ века получили распространение курсы совершенствования  при школах управления и университетах. Наиболее «ходовыми» считаются учебные  программы, рассчитанные на 2, 4 и 6 недель обучения с отрывом от производства. Курсы большей продолжительности  имеются при крупных университетах, располагающих высококвалифицированными преподавателями и необходимой  технической базой. К таким университетам  относятся Стенфордский, Гарвардский, Карнеги, Питсбургский и другие. Главная  цель этих курсов – знакомство слушателей с новейшими достижениями теории и практики управления, а также  создание условий для обсуждения слушателями собственных проблем.

Профессиональные общества также  занимаются вопросами повышения  квалификации персонала. К этим обществам  относятся:

Американская ассоциация менеджмента (АМА) – одна из крупнейших организаций, занимающихся популяризацией проблем  организации и управления. АМА  организует многочисленные курсы, семинары и конференции, обеспечивает информационное обслуживание и издает собственные  журналы.

Ассоциация развития менеджмента (SAM) организует конференции, семинары, дискуссии и курсы для персонала  небольших предприятий. Она оказывает  также и консультативные услуги.

Национальный совет по вопросам НИР и использованию их результатов (NICB) занимается вопросами НИР в  институтах, являющихся членами этого  общества, а так же информирует  своих членов – промышленные предприятия, вузы, торговые фирмы, государственные органы и профсоюзы – о новейших достижениях и методах в области организации и управления.

Американская ассоциация подготовки и совершенствования персонала (ASTD) объединяет индивидуальных и коллективных членов, деятельность которых связана  с соответствующими вопросами.

Главное место в этой индустрии  занимают консультативные фирмы. Они  проводят диагностику систем и процессов  управления в различных структурах и на разных уровнях; реализуют достижения науки управления и смежных наук через внедрение разнообразных  мер и мероприятий; разрабатывают  методики, типовые и оригинальные подходы, решения и нормативные  материалы; обобщают, систематизируют, популяризируют и рекламируют практику совершенствования управления.

Первая консультационная фирма  «Артур Д'Литлл» (одна из крупнейших в  настоящее время) появилась в  США в 1881 году и начала предоставлять  услуги в области бухгалтерского учета. Одним из первых профессиональных консультантов в области менеджмента  был Ф. Тейлор, автор известной  системы.

Консультативные фирмы, наряду со своей  основной деятельностью, также ведут  работу, связанную с повышением квалификации персонала тех структур, в которых  намечено использовать новые системы, формы и методы. Некоторые из этих фирм имеют учебные центры, которые  организуют специальные курсы, семинары и лекции для персонала компаний-клиентов.

В самих американских компаниях  используются два вида повышения  квалификации персонала – в рамках данной компании (на рабочем месте) и за пределами компании (вне рабочего места). Такой подход используют компании и в других странах, в том числе  и в современной России.

Таким образом, весь этот «мощный образовательный  кулак» обеспечивает требуемый уровень  компетентности персонала – специалистов и менеджеров.

Прошлой и нынешней практикой управления доказано, что конкурентоспособность  любой структуры берет свое начало в компетенции ее персонала. И  закономерность здесь неумолимая –  выживает и будет выживать тот, кто  постоянно учится. Прав был В. И. Ленин, оставляя последующим поколениям магическую фразу или образец для выживания: «Учиться, учиться и еще раз  учиться ».

 

2.3. Стратегия и управление  производством в американских  фирмах

В США поставщик поставляет комплектующие  изделия в сборочный цех раз  в неделю (имеется в виду автомобильная  промышленность), что характерно для  традиционных методов управления производством, которые предусматривают поставки более крупными партиями и с меньшей  частотой. Внедрение в американской технологии метода «точно вовремя» сдерживается рядом факторов. Среди них: меньшая  настойчивость руководителей в  США в деле минимизации материально-технических  запасов; американцы менее успешно  и менее эффективно применяют  эти системы; американцы не осуществляют надлежащую работу по интеграции своих  систем управления материально-техническими запасами со своей философией бизнеса, своими подходами к управлению качеством  и внедрением автоматизированных систем управления производством.

Стадии  принятия  управленческих решений

                                                                                                                                                                                                                                             

Уяснение проблемы

 

  • Сбор информации
  • Анализ полученной информации
  • Выяснение  актуальности
  • Определение условий, при которых

проблема может  быть решена

Составление плана решения проблемы

 

  • Разработка альтернативных вариантов решения
  • Сопоставление альтернативных вариантов  по социальным последствиям
  • Оценка альтернативных вариантов

      по экономической эффективности 

  • Составление программ решения
  • Разработка и составления детального плана решения

Выполнение решения

  • Доведение решений до конкретных исполнителей
  • Разработка мер поощрений и наказаний
  • Контроль  за  выполнением  решений.

Информация о работе Американская модель управления и возможность её адаптации к российским условиям