Анализ финансово -хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:00, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что финансовое состояние предприятия — это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. Оценка финансового состояния предприятий приобретает все большее значение с развитием рыночных отношений в экономике.

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ коэффициентов оборачиваемости  показал, что они соответствуют  нормативу. Значение коэффициента оборачиваемости  совокупных активов уменьшается, что  ведет к замедлению кругооборота средств организации. Также уменьшается значение коэффициента оборачиваемости оборотных активов и коэффициента оборачиваемости собственного капитала в рассматриваемом периоде. Показатель оборачиваемости материальных запасов увеличивается к концу отчетного периода. Это оценивается положительно, т.к. меньше средств задействовано в этой наименее ликвидной статье оборотных активов.

Количество оборотов готовой продукции  к концу 2012 года увеличивается с 25,37 до 26,77. Рост показателя означает увеличение спроса на реализуемую продукцию организации.

На основании проведенного анализа  активов и пассивов предприятия, а также коэффициента дебиторской  задолженности можно сказать, что  оборачиваемость дебиторской задолженности  снижается. Следовательно, период оборота дебиторской задолженности увеличивается, а чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск ее непогашения.

Что касается коэффициента оборачиваемости  кредиторской задолженности, то он увеличился с 14 до 19 оборотов. Рост показателя означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия.

 

2.2.2. Анализ коэффициентов  финансовой устойчивости

 

Коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия позволяют выявить  уровень финансового риска, связанного со структурой источников формирования капитала предприятия, а соответственно и степень его финансовой стабильности в процессе предстоящего развития.

Для проведения такой оценки в процессе финансового анализа используются показатели, рассчитываемые на основе данных бухгалтерского баланса (форма №1). Полученные коэффициенты представлены в таблице 19.

Таблица 19. Показатели финансовой устойчивости организации.

Показатель

На начало 2011 года

На начало 2012 года

На начало 2013 года

Нормативное значение показателей

Коэффициент автономии

0,430

0,60

0,968

Больше или равно 0,6

Коэффициент заемного капитала

0,570

0,40

0,032

Меньше или равно 0,4

Удельный вес дебиторской задолженности  в стоимости имущества

1,324

0,668

0,033

Меньше или равно 0,4

Коэффициент финансирования

0,038

0,036

0,150

Меньше или равно 1,0

Доля дебиторской задолженности  в текущих активах

0,095

0,082

0,737

Меньше или равно 0,7

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами

-0,675

0,122

13,121

Больше или равно 0,5

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,422

0,087

0,843

Больше или равно 0,1

Коэффициент маневренности

-0,393

0,064

0,177

Больше или равно 0,5

Коэффициент реальной стоимости имущества

0,607

0,569

0,794

Больше или равно 0,5


 

Анализ коэффициентов финансовой устойчивости показал, что в рекламной группе «Арт-Лайн» в начале рассматриваемого периода наблюдается недостаточный уровень внутренней финансовой устойчивости, о чем говорят коэффициенты обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами, обеспеченности оборотных активов собственными средствами и коэффициент маневренности. Они имеют отрицательные значения, свидетельствующие об отсутствии собственных оборотных средств. Так же следует отметить низкое значение коэффициента независимости и соответственно высокого показателя удельного веса заемных средств в стоимости имущества.

В дальнейшем наблюдается тенденция  улучшения финансового состояния  организации. К концу 2012 года ИП Хадарцевич И.Г. достигает абсолютно устойчивого состояния. Материально-производственных запасов становится меньше, и организация полностью покрывает их собственными оборотными средствами (13,12 собственных средств приходится на 1 руб. материальных запасов).

Но следует обратить внимание на увеличение доли дебиторской задолженности в текущих активах. Если удельный вес дебиторской задолженности в текущих активах будет увеличиваться и дальше, то организация вынуждена будет привлекать дополнительные источники (краткосрочные кредиты в банке или за счет прироста кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении организации).

 

 

 

 

2.2.3. Анализ ликвидности  и платежеспособности организации

 

Коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности) характеризуют возможность  предприятия своевременно рассчитываться по своим текущим финансовым обязательствам за счет оборотных активов различного уровня ликвидности. Проведение такой оценки требует предварительной группировки оборотных активов предприятия по уровню ликвидности. Для проведения оценки платежеспособности (ликвидности) в процессе финансового анализа используются показатели, рассчитываемые на основе данных формы №1. Полученные коэффициенты представлены в таблице 20.

Таблица 20. Показатели ликвидности и платежеспособности.

Показатель

На начало 2011 года

На начало 2012 года

На начало 2013 года

Нормативное значение показателей

Коэффициент текущей ликвидности

0,957

1,086

6,329

Больше или равно 2

Коэффициент срочной ликвидности

0,308

0,306

5,911

Больше или равно 0,8

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,220

0,226

1,293

0,2 – 0,25

Коэффициент общей платежеспособности

0,755

1,497

30,346

 

 

Анализ данных таблицы 20 показал, что коэффициент текущей ликвидности в 2011 году меньше нормы, а это, безусловно, говорит о финансовом риске. То есть организация неплатежеспособна и не может своевременно отвечать по краткосрочным обязательствам (текущим пассивам) оборотными активами.

Коэффициенты срочной и абсолютной ликвидности непосредственно о  платежеспособности не говорят, а носят  лишь вспомогательный характер в  оценке платежеспособности. Так коэффициент срочной ликвидности показал, что сразу быстро ИП Хадарцевич И.Г. в условиях своевременного погашения дебиторской задолженности может погашать только 0,31 краткосрочных обязательств (при норме 0,8).

Коэффициент абсолютной ликвидности говорит, что непосредственно «живыми» деньгами организация погашала в 2011 году 0,22 текущих обязательств, что соответствует норме.

Коэффициент общей платежеспособности носит прогнозный характер и непосредственно  за платежеспособность не отвечает. В частности, он показывает сколько собственных средств приходится на 1 руб. как краткосрочных так и долгосрочных обязательств.

К концу 2012 года организация становится платежеспособной, полностью покрывая долги в краткосрочном периоде. Превышение текущих активов над текущими пассивами в этом периоде обеспечивает резервный запас для компенсации убытков в своей деятельности.

 

2.3 Рекомендации по управлению дебиторской задолженности

 

В ходе проведения анализа активов  и пассивов ИП Хадарцевич И.Г. за период 2011 – 2012 гг., финансовых коэффициентов отчетности, был отмечен рост дебиторской задолженности к концу рассматриваемого периода. Кроме того, организацией была списана в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов (бухгалтерский баланс – форма №1). В связи с этим предприятию предоставляются рекомендации по управлению дебиторской задолженностью.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия  осуществляется по следующим этапам:

1. Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде.

Основной задачей этого анализа  является оценка уровня и состава  дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных  в нее финансовых средств. Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных  параметров кредитной политики организации.

2. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.

В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих, его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

-          определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;

-          формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;

-          выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;

-          группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;

-          дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки, которая осуществляется по следующим критериям:

а) объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

б) репутация покупателя в деловом мире;

в) платежеспособность покупателя;

г) результативность хозяйственной деятельности покупателя;

д) состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

е) объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о банкротстве.

Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем; данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего клиента; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями.

Выбор методов оценки отдельных  характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием  оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик  кредитоспособности покупателей, рассмотренных  ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

Группировка покупателей продукции  по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает  обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т. е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»;

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска не возврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется.

Дифференциация кредитных условий  в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким  параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

3. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

4. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является «Система АВС» применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые «проблемные кредиты»); в категорию «В» - дебиторская задолженность средних размеров; в категорию «С» - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия.

Все перечисленные меры взаимосвязаны. Предприятие может проводить  жесткую политику отбора заказчиков, предоставлять различные условия оплаты выполненных работ.

Также предприятию необходимо оценивать  реальное состояние дебиторской  задолженности, то есть оценивать вероятности  безнадежных долгов. Эта оценка ведется  отдельно по группам дебиторской  задолженности с различными сроками возникновения, на общую сумму безнадежных долгов целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.

С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует  использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями  формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Списание не истребованной дебиторской  задолженности значительно ухудшает финансовое положение кредитора, так  как значительная часть денежных средств, не полученных по сделке, подлежит уплате в бюджет в виде налогов. Поэтому дебиторскую задолженность всегда нужно взыскивать – для этого нужно направлять должнику претензионные письма, требовать от него частичной оплаты, обращаться в суд и т.д. И даже если предпринятые меры не помогут и оплата не поступит, дебиторскую задолженность, по крайней мере, можно будет считать истребованной. Следовательно, списать ее можно будет по истечении срока исковой давности с уменьшением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Информация о работе Анализ финансово -хозяйственной деятельности