Анализ и совершенствование организации работы коммерческого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:39, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы на основании анализа разработать предложения по рационализации организации торговли и в целом работы организации и более эффективного использования средств. Значением, содержанием и предметом анализа деятельности коммерческих предприятий определяются и стоящие перед дипломной работой задачи. К числу основных из них следует отнести: изучение общей характеристики торгового предприятия;
анализ теоретических основ организации работы коммерческого предприятия; анализ товарооборота, издержек и прибыли предприятия; анализ закупок и организации сбыта товаров; поиск путей совершенствования деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. общая характеристика предприятия 5
1.1. Организационно-правовая форма, структура управления предприятием 5
1.2. Основные виды деятельности, технологический процесс на предприятии 9
1.3. Экономическая среда, конкуренты и потребители 14
1.4. Организация оплаты труда на предприятии 23
1.5. Маркетинг на предприятии 25
1.6. Основные экономические показатели деятельности предприятия 28
2. Теоретические основы организации работы коммерческого предприятия 32
2.1. Организация коммерческой деятельности предприятия в современных условиях 32
2.2. Процесс закупок, выбор поставщиков, вида транспорта, организация перевозок 38
2.3. Торгово-технологический процесс, организация хранения товаров 45
2.4. Организация, управление и стимулирование сбыта 49
3. Анализ и пути совершенствования работы коммерческого предприятия 57
3.1. Анализ товарооборота, издержек и прибыли 57
3.2. Анализ структуры технологического процесса 65
3.3. Анализ закупок и организации сбыта товаров 71
3.4. Предложения по совершенствованию закупок, выбора поставщиков, сбытовой системы 76
3.5. Расчет эффективности предложенных мероприятий 88
Заключение 93
Список литературы 97

Файлы: 1 файл

Анализ и совершенствование организации работы.docx

— 222.47 Кб (Скачать файл)

1.2. Основные виды деятельности, технологический процесс на  
предприятии

 

Основным  видом деятельности ПБОЮЛ Мерзляков  является розничная торговля. Предприятие  заключает с коммерческими фирмами  договоры о поставке товаров, закупает товары, контролирует их качество, формирует торговый ассортимент и обеспечивает продукцией население.

ПБОЮЛ Мерзляков  создано для осуществления следующих  видов деятельности:

  • улучшения снабжения жителей г.Ижевска непродовольственными товарами;
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • расширение возможностей в производственном, научно-техническом и социальном развитии;
  • повышения эффективности использования материально-технических, трудовых, финансовых и иных ресурсов;
  • материально-технического обеспечения;
  • торгово-закупочной деятельности, розничной торговли по согласованию с контролирующими органами;

Прилавки магазина «Тетя Ася» постоянно  пополняются новыми средствами, обогащенными полезными качествами и уникальными свойствами.

Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд.

Розничная торговля осуществляет ряд функций:

  • исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
  • определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
  • осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
  • проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
  • осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;
  • проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
  • оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
  • удовлетворяет спрос населения как по ассортименту, так и по качеству товаров;
  • организует соответствующий уровень обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

В то же время  специфика деятельности торговых предприятий  подразумевает залогом успешной коммерческой деятельности анализ собственного розничного товарооборота, который позволяет определить изменения в товарообороте, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.

В настоящее  время существует большое количество разнотипных и разномасштабных розничных предприятий, которые можно классифицировать по ряду следующих признаков.

По масштабу деятельности розничные торговые предприятия  делят на малые, средние и крупные. ПБОЮЛ Мерзляков относится к малым предприятиям.

Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную. Магазин «Тетя Ася» относится к стационарной торговле.

Стационарная  торговая сеть - наиболее распространенная, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы. При этом различают магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам.

В структуре  розничной торговли учитывается  ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие  группы (подгруппы) по признаку производственного происхождения или  потребительского назначения. В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов:

  • специализированные магазины;
  • узкоспециализированные магазины;
  • универсальные магазины;
  • смешанные магазины;
  • комбинированные магазины.

Магазин «Тетя  Ася» относится к последним, которые  осуществляют реализацию товаров нескольких групп (подгрупп), отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей.

По группам  обслуживаемых потребителей с учетом их возможностей приобретения товаров - еще один признак классификации розничных предприятий.

В последнее  время в нашей стране в связи  с большой дифференциацией доходов  разных слоев населения сформировались три основные группы потребителей:

  • группа лиц, чьи среднедушевые доходы во много раз превосходят прожиточный минимум;
  • часть населения, среднедушевые доходы которого находятся на уровне прожиточного минимума или незначительно превышают его;
  • основная масса населения, чьи среднедушевые доходы ниже и, как правило, значительно ниже прожиточного минимума.

Многообразные формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют связанные с покупкой товаров, т.е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка товаров, комплектование праздничных наборов и услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров.

Услуги являются бесплатными, они реализуются в  целях привлечения в магазин  наибольшего количества покупателей.

Магазин «Тетя Ася» реализует продукцию ведущих отечественных и зарубежных фирм-производителей, таких как Аист, Арнест, Весна, Невская косметика, Калина, Свобода, Эра, Benckiser, Colgate-Palmolive, Cussons, Evyap, Gillette, Hayat, Nivea, Procter&Gamble, Schwarzkopf, Unilever и многих других. Ассортимент, насчитывающий более 800 наименований товаров бытовой химии, парфюмерии и средств личной гигиены, постоянно обновляется.

Основные  направления торговли: синтетические  моющие средства, средства для мытья посуды, чистящие средства, средства гигиены, чулочно-носочные изделия, посуда, изделия из пластмассы, канцтовары, парфюмерно-косметические товары, декоративная косметика, пеномоющие средства, бельевой трикотаж.

Товары поступают  в магазин «Тетя Ася» на основании  заявок и заказов. Закупкой товаров занимаются директор магазина и заведующие отделами. Договор с поставщиками о закупке товара заключается непосредственно в магазине «Тетя Ася» с юристом и представителем и юристом поставщика. Оплата за товар осуществляется по безналичному расчету перечислением по мере реализации продукции, а иногда и в течение 10-15 дней.

У покупателя всегда есть достаточно большой выбор  и по наименованиям товара, и с  точки зрения цены покупки.

Предварительные обсуждения покупок ведутся посредством телефонных переговоров. Транспортировка товара осуществляется силами предприятий-поставщиков.

Структура и  последовательность операций торгово-технологического процесса в магазине «Тетя Ася» приведена на рисунке 2.

Цель торгово-технологического процесса – доведение товара надлежащего качества до покупателей с наименьшими затратами при высокой культуре торгового обслуживания. Выполнение технологических операций в магазине «Тетя Ася» осуществляется в сочетании с изучением спроса, формированием ассортимента, учетом товарно-материальных ценностей, организацией рекламы и информации и других операций, поэтому торгово-технологический процесс в магазине «Тетя Ася» выступает как единое целое.

 

Рис.2. Структура и последовательность операций  
торгово-технологического процесса в магазине «Тетя Ася»

 

Торгово-технологические  процессы, осуществляемые в магазине «Тетя Ася», условно подразделяются на основные и вспомогательные. К  основным относятся продажа товаров  и обслуживание покупателей. К вспомогательным относятся: приемка товаров от поставщиков, доставка их на места хранение, обеспечение необходимых условий хранений товаров, подготовка товаров к продаже, их транспортирование в торговый зал, организация хранения и сдачи тары.

1.3. Экономическая среда, конкуренты и потребители

 

 

Ведущим направлением деятельности ПБОЮЛ Мерзляков была и остается розничная торговля, оперируя в основном небольшим партиями товара и работая, как правило, с населением. Магазин «Тетя Ася» предлагает товары бытовой химии и привлекает покупателей высоким качеством товара и обслуживания, доступными ценами.

Принцип работы ПБОЮЛ Мерзляков - обеспечить возможность  для покупателя быстро и выгодно приобрести широкий спектр непродовольственных товаров.

В целях удержания  покупательской приверженности основного контингента потребителя и завоевания новых предпочтений на рынке в магазине «Тетя Ася» необходимо поддерживать широкий, достаточно разнообразный ассортимент товаров. В этом направлении идет постоянная работа коллектива магазина «Тетя Ася».

Внешняя  среда  предприятия  оценивается  преимуществами  и  недостатками перед конкурентами. Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Экономическая среда магазина «Тетя Ася» представлена на рис.3.

 

Рис.3. Экономическая среда  магазина «Тетя Ася»

Существуют следующие  типы рынков:

  • потребительский рынок - отдельные лица, приобретающие товары и услуги для личного потребления;
  • рынок производителей – организации, приобретающие товары и услуги для личного потребления;
  • рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи с прибылью для себя;
  • рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг,  либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается,

Магазин «Тетя Ася» работает на всех этих рынках. Каждому типу рынка присущи свои специфические черты, которые продавцу необходимо внимательно изучать, но выбирая рынок сбыта своей продукции, магазин «Тетя Ася» в первую очередь ориентируется на потребительский рынок.

Поставщики - это коммерческие фирмы и физические лица, обеспечивающие магазин товарами. Поставка продукции осуществляется на основании заключенных договоров магазина «Тетя Ася» с поставщиками.

Мелким и средним предприятиям очень сложно проводить глубокое исследование рынка. Однако и они не должны выпускать из поля зрения поставленные с самого начала вопросы и искать ответы на них.

Если два или несколько  магазинов преследуют одинаковую цель и при этом успех одного идет в  ущерб другому, то возникают отношения  конкуренции. Анализ поведения на рынке конкурента является очень важной основой для оценки собственной ситуации в будущем.

Для этого необходимо определить:

  • какова доля конкурентов на рынке и каков объем его оборота;
  • каков уровень цен на его товары и какого качества его товары;
  • какую рекламную политику проводят конкуренты.

Оценка этих данных позволяет, во первых перенять при определенных условиях сулящие успех мероприятия, и, во вторых, как можно раньше среагировать на возможные намерения конкурента. Необходимые данные можно получать следующим образом - при исследовании обращаются к уже имеющимся данным. Различают:

  • внутренние   (внутрипроизводственные)   источники   информации, например, данные бухгалтерского учета, статистика, товарооборот и сбыт;
  • внешние (внепроизводственные) источники информации, например, получение сведений о числе жителей проживающих в микрорайоне.

Появление на региональном рынке все возрастающего количества конкурирующих магазинов, заставляет вести своевременный и точный учет изменяющихся обстоятельств с целью обеспечения гарантий для сбыта своей продукции в необходимых (запланированных) объемах и по целесообразной с точки зрения рентабельности цене.

В качестве противодействия  конкурентам магазин «Тетя Ася» определяет метод ценовой дискриминации, устанавливая цены на свою продукцию  ниже, чем у конкурентов. Такая  мера существенна прежде всего для  сектора рынка с относительно малообеспеченными потребителями, где высока эластичность спроса от цены.   

В настоящих условиях магазин  поставлен перед необходимостью решать следующие задачи:

  • как можно быстрее адаптировать хозяйственную деятельность в систему управления к изменяющимся внешним и внутренним экономическим условиям;
  • максимально сохранить коллектив специалистов, имеющихся на предприятии;
  • искать пути улучшения коммерческой деятельности.

В рамках данной работы было проведено исследование потенциальных  покупателей магазина «Тетя Ася». Оно основывалось на результатах анкетного опроса, проведенного в январе 2004 г. в магазине. В  ходе исследования было  опрошено 400  человек, совершивших покупки в магазина «Тетя Ася».

По возрасту выборочная совокупность распределилась следующим образом (рис.4).

 

 

Рис.4. Выборочная совокупность по возрасту

 

Среди опрошенных 69% составляют женщины, 31% - мужчины. По роду занятий социальный состав респондентов представляет основные виды деятельности:

Информация о работе Анализ и совершенствование организации работы коммерческого предприятия